Специальная индивидуальная программа развития на 2024-2025 учебный год
рабочая программа


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                   УТВЕРЖДЕНО

приказ № ____ от «_____» ___________2024 г.

СОГЛАСОВАНА

родители

(законные представители)

____________________      

                                                          СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающегося индивидуально на дому

10б класса А.Д.

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант2)

                                               

                                                                             Объем:442часа

                                                                  Речь и альтернативная коммуникация 68ч                                                                                           

                                                                  Математические представления 68ч                      

                                                                  Окружающий природный мир 68ч.

                                                                  Окружающий социальный мир 34ч.

                                                                  Домоводство34 ч.

                                                                  Коррекционно-развивающие занятия 68ч.                  

                                                                  Учитель: Каримова А.М.

                                                                  Музыка и  движение 68ч.

                                                                  Учитель: Озеров П.В.

                                                                  Адаптивная физкультура 68ч.

                                                                  Учитель: Попов А.Ю.

                                                                                               

                                                                                               

Нефтеюганск - 2024

Оглавление

1.

Целевой раздел

1.1

Индивидуальные сведения о ребенке

1.2

Психолого-педагогическая характеристика

1.3

Задачи индивидуального образовательного маршрута на 2024-2025 учебный год

1.4

Индивидуальный учебный план

1.5

Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана

1.6

Планируемые образовательные результаты обучающегося

2.

Содержание учебного предмета, курса

2.1

«Речь и альтернативная коммуникация»

2.2

«Математические представления»

2.3

«Окружающий природный мир»

2.4

«Окружающий социальный мир»

2.5

«Домоводство»

2.6

«Музыка и движение»

2.7

«Адаптивная физкультура»

2.8

Коррекционно-развивающие занятия

2.9

Нравственное воспитание

2.10

Формирование экологической культуры, здорового образа жизни

2.11

Внеурочная деятельность

3.

Программа сотрудничества с семьей

4.

Специалисты участвующие в реализации программы

5.

Перечень необходимых средств и материалов

6.

Средства мониторинга и динамики обучения

7.

Календарно-тематическое планирование

7.1

«Речь и альтернативная коммуникация»

7.2

Математические представления»

7.3

«Окружающий природный мир»

7.4

«Окружающий социальный мир»

7.5

«Домоводство»

7.6

«Музыка и движение»

7.7

«Адаптивная физкультура»

8.

Приложение

1.Целевой раздел.

1.1 Индивидуальные сведения о ребенке:

Ф.И.О. ребенка:А.Д.

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения: 00.00.0000г.р.

Место жительства: г. Нефтеюганск, мкр, д., кв.

Родители: мать: А.О.

 отец: А.У.

 Десятый год обучения в КОУ « Нефтеюганская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по адаптивной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 2.

Форма  получения образования: 10 класс с 02.09.2024 год на дому

Ступень обучения: 10.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика

Общие сведения. А.Д. 00.00.0000 года рождения, проживает по адресу: г.Нефтеюганск., мкр. дом. кв., обучается в КОУ  «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обучается с 01.09.2015 г., (протокол от 00.00.0000 г. № 80).

Сведения о семье.Д. воспитывается в полной семье, состоящей из трех человек (мама и бабушка). Семья проживает в трёхкомнатной квартире. Он обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности и обучения. Отношение к Д. в семье доброжелательное и внимательное. Мама принимает активное участие в воспитании сына.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Запас знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрастной норме.  Мальчик  свое имя знает, но не знает свой  возраст,  фамилию,  дату  рождения, знает маму и  бабушку. Времена  года  не   выявляет,  последовательность  не устанавливает, не  умеет определять  части  суток,  соотносить  их  с  режимом  дня. Данил в  событиях  прошлого,  настоящего, не ориентируется. Навыки самообслуживания не сформированы.  Личные вещи распознает,  но одеваться,  раздеваться и выполнять гигиенические процедуры самостоятельно не может  в связи с двигательными  нарушениями.  

  Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Захват ручки, карандаша не сформирован. Тонкая моторика развита слабо. По контуру не обводит, методом «рука в руке» писать отказывается, зачастую  сопротивляется.

Сформированность  учебных  навыков  по  математике.  Данил сравнивает  предметы  по  цвету,  форме,  размеру  слабо, не  различает  стороны  лево-право,  за,  под,  над, считать  не  умеет.  Не соотносит   количество     предметов  с  соответствующей цифрой,  графический  образ  цифр  не  усвоен.

Сформированность  школьно-значимых  умений. Работоспособность низкая, испытывает трудности в понимании учебного материала. Имеет место нарушения общей и мелкой моторики, руки слабые, карандаш держать не может.

Усвоение  учебной  программы. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне     индивидуальных возможностей.

Поведение и общение в учебной  ситуации.  Во взаимоотношениях со взрослыми, Данил субординацию  не соблюдает, правила  поведения  на  уроке  соблюдает  с  обучающей  помощью  учителя, не  со всеми  идет  на  контакт.

Развитие речи и альтернативной коммуникации. Самостоятельная речевая деятельность не развита. Речевая деятельность ограничена в виде звукоподражания. Развитие понимания обращённой речи идёт медленно (с повторением).

Эмоциональное  состояние  в  учебной  ситуации.  Эмоциональные реакции нестабильны: резкие перепады настроения, капризность, раздражительность.

1.3 Задачи индивидуального образовательного маршрута на 2024-2025 учебный год

1.Предметная задача: выполнение упражнений и заданий на развитие мелкой моторики при помощи подручных средств.

2.Личностная задача: развитие эмоциональной отзывчивости при помощи мимики.

1.4. Индивидуальный учебный план

Класс

Учебные предметы

Число учебных занятий

Контрольные работы

Практические (лабораторные), творческие работы

10б

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

Математические представления

2

Окружающий мир

2

Окружающий социальный мир

1

Домоводство

1

2

Музыка и движение

2

Адаптивная физкультура

2

Коррекционно- развивающие занятия

2

Объём учебных предметов

п/п

Кол-во часов

Предмет

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

Речь и альтернативная коммуникация

16

16

20

16

68

Математические представления

16

16

20

16

68

Окружающий мир

16

16

20

16

68

Окружающий социальный мир

8

8

10

8

34

5.

Домоводство

8

8

10

8

34

6.

Корркуционно-развивающие занятия

8

8

10

8

34

7.

Музыка и движение

16

16

20

16

68

8.

Адаптивная физкультура

16

16

20

16

68

Итого:

104

104

130

104

442

1.5. Планируемые образовательные результаты освоения   предметов учебного плана

Предметные результаты связаны с овладением обучающейся содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.

Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана

Предмет

Минимальный уровень усвоения программы

Речь и альтернативная коммуникация

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:  жестами, взглядом. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

Математические представления

Умение различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина.

        Умение ориентироваться в схеме собственного тела.

        Умение различать положение предметов в пространстве относительно себя и         относительно друг друга.

        Сравнение двух и более предметов по величине.

        Умение ориентироваться на листе бумаги.

        Сравнение двух и более предметов по массе.

        Сравнение жидкости и сыпучие вещества по объему

Окружающий мир

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

        Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

        Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

        Интерес к объектам живой природы.

        Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

        Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

        Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

        Элементарные представления о течении времени.

Домоводство

Имеет представление о личной гигиене.

Знает основные предметы быта.

Знает основные продукты питания.

Может участвовать в сервировке стола к завтраку.

Знает основные правила техники безопасности использования электроприборов.

Окружающий социальный мир

Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

        Ориентация в помещениях своего дома.

        Представление об электронных устройствах.

        Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных мест.

        Знает основные предметы быта.

        Знает и показывает основные продукты питания.

Музыка и движение

- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

- Умение слушать музыку.

- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

Адаптивная физкультура

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических

возможностей и ограничений.

- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

Коррекционно-развивающие занятия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми.

Входить и выходить из помещения.

Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью.

Адекватно использовать ритуалы поведения (вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Организовывать рабочее место.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Следовать предложенному плану и работать в темпе.

Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения.

1.6. Планируемые образовательные результаты обучающегося

п/п

Предмет

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Предметные

Личностные

1.

Речь и альтернативная коммуникация

- способность понимать обращенную речь;

- умение определять интонацию;

- понимание смысла доступных жестов и графических изображений, понимание смысла рисунков;

- умение пользоваться средствами коммуникации: жестами, взглядами, мимикой для выражения индивидуальных потребностей;

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • умение реагировать на имя, просьбу, запрет;
  • умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
  • интерес   к взаимодействию со знакомыми.

2.

Матема-тическиепредставления

  • сравнивать предметы по величине;
  • временные представления (части суток, порядок следования);
  • сравнивать предметы по количеству и определять, где больше, что меньше;
  • показывать геометрические фигуры (круг, квадрат);

  • развитие мотивации к обучению;
  • умение включаться в разнообразные повседневные дела);
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,
  • развитие эстетических чувств, формирование уважительного отношения к окружающим

3.

Окружа-ющий природный мир

  • узнавать (различать) части дерева;
  • узнавать (различать) домашних животных;
  • узнавать (различать) диких животных;
  • узнавать и различать детёнышей диких и домашних животных;
  • узнавать и показывать части суток, соотносить с видами деятельности человека;
  • узнавать и различать объекты неживой природы;
  • осознание себя как ученика;
  • воспитание любви к природе;

-  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
  •  наличие мотивации к труду.

4.

Окружа-ющийсоциаль-ный мир

  • обращение за разрешением к взрослому, когда ситуация этого требует;
  • представление о частях дома представление о предметах мебели;
  • представление о предметах посуды;
  • представление об электроприборах;
  • умение поддерживать интерес к праздничным мероприятиям, желание;
  • узнавание продуктов питания;
  • Имеет представление о учебных принадлежностях;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • понимание эмоций других людей, сочувствовать, сопереживать.

5.

Музыка и движение

  • выполняет упражнения для развития дыхания;
  • слушает музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
  • ритмично двигается в соответствии с характером музыки;
  • подыгрывает на погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.
  •  умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  •  избегает конфликтных ситуаций;
  •  пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  •  использует элементарные формы этикета;
  • охотно участвует в совместной деятельности (простых сюжетно-ролевых играх, инсценировках.)

6.

Домоводство

  • представление о себе, своём теле;
  • представления о правильном приёме пищи;
  • умение соблюдать правила умываться и чистить зубы, полоскать рот;
  • представление о продуктах питания ;
  • понимание о временном приёме пищи (завтрак, обед, ужин);
  • знание и соблюдение правил питания;
  • различать социальные роли членов семьи;

- уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.

- понимание об экологической ответственности дома (не сорит,);

-поддержание режима дня;

7.

Коррек-ционно-развива-ющие занятия

Коррекционная работа:

  • повторяет движения тела по примеру взрослого;

- выкладывает с помощью палочек простые изображения;

  • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;
  • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;
  • строит из кубиков башню;

Предметно-практическая деятельность

  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет воспринимать, удерживать изделие, в руках рассматривая его со всех сторон;
  • скатывает из бумаги шарики;
  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

  • освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Содержание учебных предметов, курса

Содержание

2.1. Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

- обращение по имени к собеседнику

- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

Поддержание контакта

- выражение своих желаний («Дай»)

- выражение просьбы о помощи  («Помоги»)

- выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да»)

- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом («Нет»)

Завершение контакта

- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом  («Пока»)

 Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

- понимание имен: учителя, мамы, бабушки

- понимание названий предметов по темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда»

- понимание названий действий

- понимание простых нераспространенных  предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

 - употребление отдельных звуков (а, у и др.)

- употребление звукоподражаний животным

2.2. Математические представления

Количественные представления

- нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений

- различение множеств: один, много, пусто

Пространственные представления

- составление упорядоченного ряда из однородных предметов

- составление предмета (изображения): из 2-х частей, из 3-х частей

Представления о форме

- группировка предметов по форме

-различение предметов по форме: круг, квадрат

- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

- группировка предметов по величине

-различение предметов по величине: большой, маленький

2.3. Окружающий природный мир

Животный мир

- различение диких животных: лиса заяц волк медведь

- различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака

Растительный мир

- различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан,  лимон апельсин

2.4. Окружающий социальный мир

- узнавание предметов одежды: куртка, брюки, шапка, шарф, свитер, футболка

- узнавание предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, тапки, сандалии

- узнавание предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван

- узнавание учебных принадлежностей: кисточка, краски, карандаши

пластилин, бумага, ножницы, доска

- узнавание предметов посуды: кружка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник

- узнавание предметов бытовой техники: телевизор, утюг, холодильник, компьютер

2.5. Домоводство

- соблюдение правил гигиены и опрятности, овладение простыми гигиеническими умениями (уход за лицом, за руками)

- - различение частей тела: рука, нога, туловище, живот,  голова,  шея, волосы, уши

2.6. Музыка и движение

- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен

Движение под музыку

- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье, хлопанье, покачивание туловищем;

- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

2.7. Адаптивная физкультура

Общеразвивающие упражнения

- вдох и выдох через рот

- вдох и выдох через нос

- сжимание и разжимание кистей рук

- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

- круговые движения кистью

- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

- броски мяча двумя руками: вверх, о пол

- ловля мяча двумя руками

- соблюдение правил игры в простой по содержанию игре

2.8. Коррекционно – развивающие занятия

Коррекционная работа

- повторяет движение

- застегивает и расстегивает пуговицы

- собирает и разбирает пирамидку.

Предметно – практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте

- складывает (достает) карандаши из (в) коробки.

2.9. Нравственное воспитание

Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, должно раскрывать смысл каждого аспекта нравственного воспитания 

Основные направления социального развития:

- формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах, переживаниях);

- формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми и   сверстниками;

- подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

Условия развития личностных качеств:

- установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка;

- создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми.

Способы усвоения общественного опыта:

- совместные действия;

- использование жестовой инструкции;

- умение действовать по подражанию;

- умение работать по образцу и словесной инструкции.

В ходе коррекционно-педагогической работы, которая строится с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку, у обучающегося удается сформировать навыки правильного поведения, усвоить с ними нравственные нормы и сформировать личностные качества.

Подход к нравственному воспитанию является специфическим, он обусловлен особенностями развития обучающегося с нарушениями интеллекта. Прежде формируются нравственные представления и на их основе уже формируются нравственные чувства. При нормальном развитии возникновение нравственных чувств предшествует формированию нравственных представлений и навыков нравственного поведения.

Формирование привычек правильного поведения происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности.

Одной из сторон нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферы обучающегося. Необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности, правильно относиться к оценке его деятельности, адекватно реагировать на успех или неуспех, правильно формировать самооценку.

2.10. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

обучающегося реализуется по следующим направлениям:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной деятельностью с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья, обучающегося.

2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающегося установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающегося, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю;

приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.);

совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающегося и учителя, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья, обучающегося направленной на повышение уровня его знаний, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

2.11. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Фотозона. Гимн Родины, Югры. Урок мира «Наш округ – седой богатырь»

Особенности родного края, пословицы, загадки о природе

«Осень, осень к нам пришла»

Поделки из природного материала.

«День здоровья»

Подготовить стен газету «Физкульт - привет» или «Здоровый образ жизни» …

«Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогоднем празднике.

«23 февраля»

Выучить стихотворение, сделать поделку….

8 Марта международный женский день

Выучить стихотворение, сделать поделку….

«Пасха»

Знакомство с праздником «Пасха».

Весна пришла

Выучить стихотворение, сделать поделку….

9 Мая

Выучить стихотворение, сделать поделку….

Игры

Игры с игрушками мячом, машинками, кубиками и др.; настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры с сенсорными игрушками. Сюжетно ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Шофёр» и др. (по желанию обучающегося)

3. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
  • индивидуальные консультации родителей по темам:
  •  «Реализация СИПР в домашних условиях»,
  • «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИПР;
  • посещение родителями уроков/занятий;
  • консультирование родителей по вопросам обучения

ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • личные встречи, беседы;
  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с
  • ребенком дома.

4. Специалисты, участвующие в реализации программы

Сведения об авторе:

ФИО: Каримова Алсу Маратовна

Образование: высшее;

Педагогический стаж работы:15 лет;

Квалификационная категория: первая

Специалисты: учитель физкультуры  Попов А.Ю.,

5.  Перечень необходимых технических, дидактических средств, учебно-методической литературы.

Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками и т. д.

Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Дидактические, развивающие игры. Лекало. Мозаика.

Гимнастические мячи большого и среднего размера.

Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Вспомогательная литература:

1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2010.

2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015.- 124 с.      

3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР.//  Материалы I  Международной конференции Российской  ассоциации  дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2017.

4. С.В. Комарова «Устная речь» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.

5. С.Ю. Ильина «Чтение» 4 класс (1, 2 часть). Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург Филиал изд. «Просвещение» 2018.

6. Алышева Т.В. «Математика» 1 класс (1, 2 часть). Учебник для специальных (кор.) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.

7. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Поплва, Т.О. Куртова «Природовединие» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.

8. В.П. Субчева «Социальная-бытовая ориентировка» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение» 2018.

Базовая. Программа подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010.

Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации

6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты оценивания знаний отражается степенью освоения обучающимся АООП 2 вариант (ИОМ), взаимодействием следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценку обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, по предметам программы основного общего образования, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.

Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется:

Уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый,

минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.

Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») -  сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.

Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.

Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.

Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:

Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях

Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.

Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2020 – 2021 учебный год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  на 2020 – 2021 учебный год...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  на 2021 – 2022 учебный год...

Специальная индивидуальная программа развития на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по освоению предметов учебного плана обучающимся индивидуально на дому. Содержание учебных предметов. Нравственное воспитание. Формирование ЗОЖ. Внеурочная деятельность....

Специальная индивидуальная программа развития на 2024-2025 учебный год

Специальная индивидуальная программа развития на 2024-2025 учебный год...