Анализ стартовой диагностики в 1 классе 2024-2025уч.год "Школьный старт"
учебно-методический материал

Тришина Оксана Павловна

Анализ стартовой диагностики в 1 классе нужен, чтобы понять, насколько дети готовы к школе, выявить их сильные и слабые стороны (речь, мышление, моторика, социализация) и создать основу для индивидуализации обучения — скорректировать программы, спланировать развивающую работу, выявить тех, кто нуждается в особой поддержке, и учесть это при дальнейшей работе, а также оценить динамику развития ученика на протяжении года. 

Цель: Оценить эффективность предшкольной подготовки, создать продуктивную образовательную среду и обеспечить целостный подход к развитию каждого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный старт»         

(Рабочая тетрадь для дошкольников и первоклассников. Автор Беглова Т.В.)

Кл. рук. : Тришина О.П.

Класс: 1 В

Задание 1
Умение устанавливать отношения типа «род – вид» между понятиями.

Правильные ответы: сотовый телефон – «Техника», сапоги, кроссовки – «Обувь», батон – «Хлеб», к чемодану «Одежда» стрелок нет, вилка – «Посуда» (на чемодане ребенок может нарисовать любой предмет, имеющий отношение к понятию «Посуда» или «Столовые приборы»).
Оценка:
2 балла – задание выполнено полностью, или допущена одна ошибка.
1 балл – допущены две–четыре ошибки.
0 баллов – допущено более четырех ошибок, или задание
 не выполнено.

Задание 2
Умение устанавливать логические связи типа «причина – следствие» между явлениями.

Правильные ответы: 1 +, 2 –, 3 –, 4 +, 5 –.
Оценка:
2 балла – задание выполнено полностью, или допущена одна ошибка.
1 балл – допущены две–три ошибки.
0 баллов – допущено более трех ошибок, или задание не
 выполнено.

Задание 3
Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи.
Мотивационная готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности.

Правильные ответы (в обоих вариантах):  1, 1, 8, 8, b, b, e, e
Оценка:
2 балла – правильно обведены все четыре цифры и не менее двух фигур.
1 балл – правильно обведено не менее трех цифр и одна
 фигура.
0 баллов – обведено менее трех цифр. Ни одна фигура не
 обведена.

Задание 4
Умение обнаруживать существенные признаки понятий в образных изображениях объектов.

Правильные ответы: соединены между собой изображения животных: слона, совы, лисы, кота, кита. От изображения собаки стрелки нет.
Оценка:
2 балла – допущено не более одной ошибки.
1 балл – допущено две ошибки.
0 баллов – допущено более двух ошибок.

Задание 5
Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.

Правильные ответы: Красным карандашом обведен герб города Цветущий сад, синим – герб города Умник.
Оценка:
2 балла – правильно обведены два герба.
1 балл – правильно отмечен один герб.
0 баллов – правильно не отмечено ни одного герба.

Задание 6
Умение устанавливать количественные отношения типа «больше – меньше» между объектами.

Правильные ответы: Больше желтых деревьев, больше квадратов, меньше вишен на втором дереве, больше моркови, чашек меньше на второй картинке.
Оценка:
2 балла – задание выполнено полностью, или допущена одна ошибка.
1 балл – допущены две–три ошибки.
0 баллов – допущено более трех ошибок, или задание не
 выполнено.

Задание 7
Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей.

Правильные ответы: мячик – зайка, плюшевый мишка – зайка, мяч – скакалка, мяч – колобок, машинка – поезд, от кубиков линия не проведена.
Оценка:
2 балла – допущено не более одной ошибки.
1 балл – допущено две–три ошибки.
0 баллов – допущено более трех ошибок.

Задание 8
Умение оперировать информацией с помощью слов и знаков.


ная
)

Здоровайся при встрече (синяя )

Нужно приходить в школу вовремя (зеленая )

На уроке следует говорить по очереди (оранжевая )

Приходи в школу в чистой и аккуратной одежде
(фиолетовая
)

 не поставлена

 не поставлена


Правильные ответы:
Оценка:
2 балла – допущено не более одной ошибки.
1 балл – допущено две–четыре ошибки.
0 баллов – допущено более четырех ошибок.

Задание 9
Подводить под понятие реалистичное изображение объекта.

Правильные ответы: 1. Тренировочное задание не оценивается. 2. Снеговик, снежинка. 3. Клубника, корова, бабочка.
4. Корова. 5. Клубника. 6. Снеговик.
Оценка:
2 балла – правильный ответ дан на четыре–пять вопросов.
1 балл – правильный ответ дан на один–три вопроса.
0 баллов – правильных ответов нет.

Задание 10
Видеть закономерности в изучаемой информации. Мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

Правильные ответы
Вариант 1. Оцениваются восемь первых элементов узора: голубой треугольник, зеленая точка, зеленый треугольник, красная точка, красный треугольник, зеленая точка, голубой треугольник, красная точка1.
Вариант 2. Оцениваются восемь первых элементов узора: голубой квадратик, зеленая точка, зеленый квадратик, красная точка, красный квадратик, зеленая точка, голубой квадратик, красная точка1.
Оценка:
2 балла – допущено не более одной ошибки в каждой из последовательностей (фигур и точек).
1 балл – допущено более одной ошибки в одной из последовательностей (фигур и точек).
0 баллов – допущено более одной ошибки в обоих последовательностях (фигур и точек).

Задание 11
Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.

Правильные ответы: Не соответствуют образцу пять домиков. В первом ряду зачеркнут четвертый домик, во втором ряду зачеркнуты второй и четвертый домики, в третьем ряду зачеркнуты первый и третий домики.
Оценка:
2 балла – допущено не более одной ошибки.
1 балл – допущено не более двух ошибок.
0 баллов – допущено три ошибки и более.

Задание 12
Умение следовать инструкции, состоящей из нескольких шагов.

Правильные ответы: Домик Совы – второй снизу в правом ряду. Домик Зайки – первый слева в верхнем ряду.
Оценка:
2 балла – правильно обведены два домика.
1 балл – правильно обведен один домик.
0 баллов – задание не выполнено. Правильно не обведен ни один домик.

Задание 13
Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебного задания.

Правильные ответы: обведены картинки, на которых нарисованы гусеница и жук.
Оценка
2 балла – правильно обведены две картинки.
1 балл – правильно обведена одна картинка.
0 баллов – задание не выполнено. Правильно не обведена ни одна картинка.

Задание 14
Позитивное эмоционально-ценностное отношение к школьной жизни.

Первичная обработка результатов задания:

№ картинки

Выбор ребенка

Первичный балл

1

Улыбка

3

Грустная мордочка

0

2

Грустная мордочка

2

Улыбка

0

3

Грустная мордочка

1

Улыбка

0

4

Улыбка

3

Грустная мордочка

0

5

Грустная мордочка

1

Улыбка

0


Оценка:
2 балла – 9–10 первичных баллов.
1 балл – 7–8 первичных баллов.
0 баллов – меньше 7 первичных баллов

Задания 15  (3 и 10)
Мотивационная готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности.

Оценка:
2 балла – в заданиях 3 и 10 выбран «трудный» вариант (то есть вариант № 2).
1 балл – в одном из заданий (3 и 10) выбран «трудный» вариант (№ 2).
0 баллов – в заданиях 3 и 10 выбран «простой» вариант (то есть вариант № 1).

Диагностические показатели

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Конкретные умения  № 1–15

2

1

0

Инструментальный  компонент готовности

30–21

20–10

9–0

Личностный компонент   готовности

4–3

2

1–0

Общий уровень стартовой готовности каждого ребенка и класса в целом
Ниже, в таблице № 3, наглядно показано, как формируются четыре группы стартовой готовности, и даны краткие характеристики каждой группы.
Таблица  Формирование групп стартовой готовности

Инструментальная готовность «МОГУ»

Базовый уровень

Ниже базового уровня

Личностная готовность «ХОЧУ»

Базовый уровень

Группа 1
«Могу и хочу»
Личностно зрелые дети, ориентированные на познание, инструментально готовые к обучению в 1 классе.
Риски: потеря учебной мотивации при недостаточной
сложности и интересности учебного материала.
Нуждаются в поддержке познавательной активности,
возможности демонстрировать свои достижения

Группа 3
«Не могу, но хочу»
Дети личностно и мотивационно готовые к школе,
с несформированными инструментальными умениями. Риски: трудности в освоении метапредметных
результатов, со временем –снижение мотивации и переход в 4 ю группу. Нуждаются в опоре на
актуальные возможности помощи в формировании
инструментальных умений

Ниже базового уровня

Группа 2
«Могу, но не хочу»
Инструментально готовые дети, не испытывающие интереса к обучению. Риски: дальнейшее снижение учебной мотивации,
развитие тревожности, снижение учебной успеваемости.
Нуждаются в эмоциональной поддержке, в развитии
учебной мотивации, в подборе учебных заданий, со
ответствующих уровню знаний, желательна консультация психолога

Группа 4
«Не могу и не хочу»
Дети, инструментально- личностно не готовые
к обучению в школе. Риски: серьезные трудности
в освоении учебной программы.
Нуждаются в углубленной психолого- педагогической
диагностике и анализе причин возникновения данной ситуации


Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. Далее приведены подробные характеристики каждой из четырех групп и рекомендации по работе педагога с учащимися.

Группа № 1: «Могу и хочу» (Инструментальная и личностная готовность сформированы на базовом уровне)
Это личностно зрелые дети, ценностно ориентированные на познание, к тому же – инструментально готовые к обучению
на высоком уровне сложности. Они бывают весьма требовательны к учебному материалу и учителю. Им нужно разнообразие познавательных ситуаций, они скучают и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать» информацию
или способ действия. Не получая удовлетворения от работы с «сопротивляющимся» учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко развивается некритичное отношение к себе и своим возможностям, а как таковая учебная мотивация – падает. В лучшем случае они найдут
для себя источники удовлетворения познавательного интереса вне класса, в худшем – потеряют этот интерес.
Такие дети способны не только замечать ошибки педагога и недочеты в его подготовке к уроку, они считают возможным указывать на эти ошибки. Тактично или бестактно – это уже зависит от общего уровня их воспитанности, запаса социальных знаний о мире. По этой и другим причинам они не всегда удобны и не
всегда входят в число любимых учеников педагога. В целом, риски личностного развития – при наличии отличного потенциала! – у этих детей велики. И степень риска во многом зависит от грамотной работы педагога.

Рекомендации по работе
Поддерживать познавательную активность в тех формах, которые удовлетворяли бы потребность такого ребенка в познании и при этом не мешали бы другим детям демонстрировать свои достижения. Обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта (в случае если ребенок владеет и
коммуникативными навыками), проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах – все это поможет развить образовательный потенциал сильного ученика.

Группа № 2: «Могу, но не хочу» (Базовый уровень инструментальной готовности и уровень личностной готовности ниже базового)
Весьма вероятно, что в лице таких детей мы имеем дело с проявлениями «вторичного» снижения уровня личностной готовности. Ее причины надо уточнять специально. Это может быть неудачный опыт дошкольного обучения, завышенные требования семьи, пережитый ребенком стресс, трагические обстоятельства его личной жизни и др.

Рекомендации по работе
Работу с таким ребенком нужно вести аккуратно, избегая ситуаций учебного стресса, высоких требований к темпу, объему заданий, а также соревнования с другими детьми. На первых этапах можно пробудить интерес детей к сферам, напрямую не связанным с учебой (внеурочная деятельность, отношения с другими детьми, педагогами). При этом постепенно необходимо расширять сферу интересов, демонстрируя ребенку различные возможности учебной деятельности.
Кроме того, в таком случае будет полезной консультация психолога. Ребенку может потребоваться психологическая поддержка семьи. Необходимо понять причину такого отношения ребенка к школе и вместе с семьей выработать программу развития мотивации к образовательной деятельности.

Группа № 3: «Не могу, но хочу» (Уровень инструментальной готовности ниже базового и базовый уровень личностной готовности)
Этот не слишком часто встречающийся вариант может быть частным случаем педагогической запущенности. Скажем прямо, позитивным случаем, так как в развитии инструментальных навыков педагог может опираться на желание и стремление самого ребенка, его интерес, и тогда вероятность
быстрого исправления ситуации повышается. С таким сочетанием результатов педагог может столкнуться, работая с ребенком с особыми образовательными нуждами (иначе говоря, с ограниченными возможностями развития).


Рекомендации по работе
Если причина лежит в сфере особенностей развития ребенка, педагогу необходимо опираться на знания специальной педагогики и советы специалистов. Будучи высокомотивированным на учение, инструментально такой ученик может оказаться крайне уязвимым в силу проблем со здоровьем или физического развития.
Если причина связана с педагогической запущенностью необходимо выработать программу, цель которой – расширение кругозора и развитие элементарных умений работы с информацией.

Группа № 4: «Не могу и не хочу» (Инструментальная и личностная готовность находится на уровне ниже базового)
Среди основных причин такого сложного «школьного старта» ребенка можно назвать следующие:
1. Психологический возраст ребенка соответствует дошкольному уровню развития. Можно сказать, что ребенок просто «маленький». Он пока не готов к обучению и не заинтересован в нем, поскольку проживает другой этап своего развития, решает другие важные для себя задачи: освоение социальных ролей, развитие воображения и наглядно-образного мышления и др.

Рекомендации по работе
Можно начинать учить таких детей, используя «экологичный» для дошкольников вид деятельности – игру. Отмети однако, что педагог должен учитывать их быструю эмоциональную и психофизиологическую утомляемость, которая сочетается с низкой произвольностью контроля ребят за своим поведением.
Педагогическим «девизом» в работе с такими детьми может стать «развитие осознанности и произвольности», а конкретными задачами:
1) принятие новой социальной роли – позиции школьника и освоение нового образа жизни;
2) развитие децентрации, то есть способности видеть предложенную ситуацию с разных точек зрения и в физическом плане (пространство), и в психологическом плане (точки зрения, ролевые позиции);

3) развитие произвольности;
4) развитие критичности в отношении своих действий, то есть умения сравнивать их с образцами и эталонами и делать объективный вывод. За помощью в решении этих задач педагог может обратиться к школьному психологу, а также использовать различные развивающие программы.

2. Педагогическая запущенность ребенка: ему не обеспечили необходимого уровня развития и подготовки, не дали реализовать потенциал дошкольного периода развития. Достаточно часто такой ребенок живет в семье, где образование, познавательная активность не являются ценностями. Низкая личностная готовность может быть связана с этим или с тем, что ребенок уже столкнулся с ситуациями собственной некомпетентности и неуспешности, потерял веру в себя. О таком ребенке можно сказать, что потенциально он готов к обучению. Психические процессы, обеспечивающие готовность, развиты, а умения на их базе – нет.
Рекомендации по работе
Детям, попавшим в эту группу, необходимо пройти что-то вроде «ускоренного курса» подготовки к школе, освоить эффективные способы наблюдения, коммуникации, мыслительной работы и самоконтроля. Серьезным препятствием может стать низкая мотивация ребенка на познание и обучение. Скорее всего, нужна будет постоянная эмоциональная поддержка со стороны педагога, создание ситуации успеха и целенаправленная работа с семьей ребенка.

3. Низкая психологическая готовность и наличие проблем развития. В данном случае мы можем говорить о несформированности психических процессов, лежащих в основании необходимых для успешного обучения умений. Как правило, преодолеть эту проблему невозможно без специальной психолого-педагогической коррекции и, возможно, медицинской поддержки.

Рекомендации по работе
Для определения доминирующей причины педагогу необходимо проконсультироваться с другими специалистами, прежде всего – психологом и дефектологом (нейропсихологом), а затем на основании заключения специалистов выстроить программу работы

http://900igr.net/up/datas/178201/013.jpg

«Школьный старт» 1 В класс                             Кл.рук.: Тришина О.П.

Цель « Школьного старта» – получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат первого класса.

Соотнесение показателей с номерами заданий

Ф.И.О.

Инструментальный компонент

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

Итого

Результат

  Показатели

Умение устанавливать отно
шения типа «род – вид» между
понятиями

Умение устанавливать логиче
ские связи типа «причина –
следствие» между явлениями

Умение выделять из потока
информации отдельные детали
исходя из поставленной задачи

Умение обнаруживать сущест
венные признаки понятий в об
разных изображениях объектов

Умение опираться на зритель
ный образ для удержания в па
мяти учебной информации

Умение устанавливать коли
чественные отношения типа
«больше – меньше» между
объектами

Умение выделять объекты из
множества других и объединять
их в соответствии с поставлен
ной задачей

Умение оперировать информа
цией с помощью слов и знаков

Умение подводить под поня
тие реалистичное изображение
объекта

Умение видеть закономер
ности в изучаемой информации

Умение соотносить результат
с образцом и устанавливать
несоответствия

Умение следовать инструк
ции, состоящей из нескольких
шагов

Умение использовать речь
взрослого как источник инфор
мации при выполнении учебного
задания

1

А.В

2

2

1

1

2

2

2

2

2

0

2

2

2

22

В

2

В.А

2

0

1

2

1

2

2

2

0

0

2

0

2

16

Н

3

В.В

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

25

В

4

В.М

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

23

В

5

Д.Е

2

0

2

0

2

2

1

2

2

1

2

1

2

19

С

6

Д.Т

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

2

1

2

23

В

7

Ж.А

1

2

2

2

2

1

2

2

2

0

2

1

1

20

С

8

З.М

1

1

1

2

2

1

2

1

0

0

2

1

2

16

Н

9

И.М

2

2

2

2

2

0

0

2

2

0

2

2

2

20

С

10

И.Л

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

1

2

23

В

11

К.А

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

24

В

12

К.А

1

0

1

0

1

2

2

2

1

0

2

2

2

16

Н

13

М.Д

1

1

1

1

2

2

1

2

2

0

2

2

2

19

С

14

Н.Н

2

2

1

2

2

2

2

2

2

0

2

2

1

22

В

15

Н.В

2

1

2

2

2

2

2

2

2

0

1

2

2

22

В

16

П.С

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

25

В

17

П.А

2

0

1

1

0

2

0

0

2

2

2

2

2

16

Н

18

Р.А

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

1

22

В

19

Р.М

1

2

2

2

2

2

2

1

2

0

2

0

2

20

С

20

С.В

2

2

1

2

2

1

1

1

2

0

2

2

2

22

В

21

Т.С

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

24

В

22

У.И

1

2

1

0

0

2

2

2

0

0

2

2

2

17

С

23

 Т.А

1

2

1

2

2

2

2

0

2

0

2

1

2

19

С

24

Т.В

1

2

1

2

2

2

2

2

2

0

2

2

2

22

В

25

Т.М

2

2

0

1

2

2

2

2

2

0

2

2

2

21

В

26

Ш.А

0

1

0

2

0

2

2

2

2

2

0

0

2

15

Н

27

Ю.М

1

1

2

2

2

2

2

0

2

0

2

2

2

20

С

Высокий уровень – 14 человек ( 53 %)

Средний уровень – 8 человек (29%)

Низкий уровень – 5 человек   (18 %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стартовой диагностики учебных достижений обучающихся 5-х классов по результатам выполнения диагностических работ.

Новая формулировка 7-й статьи Закона "Об образовании" трактует стандарты как совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ и требованиям к условиям реализации основн...

Стартовая диагностика 7 класс

Стартовая диагностика по физической культуре для 7 класса...

Анализ входной диагностики. 7 класс

Подробный анализ входной диагностики...

Анализ входной диагностика 5 класс

Анализ входной диагностика 5 класс...

Стартовая диагностика 5 класс испанский язык

Данная работа направлена на контроль знаний учащихся 5 кл., в первую очередь, по граматике. Работа предназначена для школ с углубленным изучением иностранного языка. Материал может использоваться и ка...

Стартовая диагностика 3 класс

Стартовая диагностика 3 класс...

Анализ стартовой диагностики 5 классов по русскому языку

Подробный анализ стартовой диагностики в 5 классах по русскому языку...