МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА
материал по теме
Методические рекомендации по ведению классного журнала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА
- Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учебных программ обучающимися.
- Классный журнал, журналы индивидуальных и групповых занятий, журналы факультативных занятий, журналы надомного обучения, журналы учета пропущенных и замещенных уроков, журналы групп продленного дня, журналы учета кружковой работы являются финансовыми документами, в которых фиксируется фактически отработанное время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается.
- Директор ОУ и заместитель директора по УВР обеспечивают хранение журналов и систематически осуществляют контроль по их ведению.
I. Общие рекомендации
- Классный журнал рассчитан на один учебный год. В ОУ используются три вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов. Журналы параллельных классов нумеруются литерами (5 «А» класс).
- В классном журнале записываются:
- предметы инвариантной части учебного плана;
- предметы вариативной части учебного плана, входящие в обязательную учебную нагрузку;
- Запрещается записывать в классном журнале темы классных часов, занятий по ПДД и других занятий вне учебного плана (даже при внесении записи «без оплаты»).
- Факультативы, элективные курсы, индивидуальные занятия, проводимые во второй половине дня, записываются в отдельных журналах.
- При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руководствоваться примерными нормами часов в неделю:
1 час – 2 страницы,
2 часа – 4 страницы,
3 часа – 5 страниц,
4 часа – 7 страниц,
5 часов – 8 страниц,
6 часов – 9 страниц.
- Номенклатура предметов в журнале и количество недельных часов на их освоение должны соответствовать учебному плану ОУ на текущий год.
- Названия предметов пишутся со строчной (маленькой) буквы строго в соответствии с учебным планом ОУ.
- «Листок здоровья» заполняется медицинским работником ОУ.
- «Замечания по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по УВР и директором ОУ.
- Фамилия и полное имя ученика записываются в журнал в алфавитном порядке.
- Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.
- Журналы хранятся в ОУ в течение 5 лет, после чего из журналов изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода обучающихся.
- Сформированные и сброшюрованные документы хранятся в ОУ не менее 25 лет (Методические рекомендации по работе с документами в ОУ//Письмо Министерства образования РФ от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64).
II. Содержание образования и система оценивания результатов учебных достижений обучающихся
- Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы ОУ в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом.
- Количественные отметки за уровень освоения учебных программ выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе ОУ балльной системой оценивания:
«2» - неудовлетворительно,
«3» - удовлетворительно,
«4» - хорошо,
«5» - отлично.
- Использование произвольных знаков в журналах («4-», «3+», «1» и т.д.) не допускается.
- В 1 классе домашние задания не задаются (письмо Министерства образования РФ от 25.09.2000 №202/11-13).
III. Ответственность педагогических и руководящих работников за ведение классного журнала
Ведение классного журнала обязательно для каждого ОУ (для каждого учителя, классного руководителя).
Директор ОУ:
- отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления классных журналов, их сохранность;
- обеспечивает необходимое количество классных журналов, их хранение, систематический контроль за правильностью их ведения.
Заместитель директора по УВР:
- осуществляет непосредственное руководство системой работы в ОУ по ведению классных и всех других видов используемых журналов;
- проводит инструктивные совещания по заполнению классных журналов: перед началом учебного года и в течение года – по необходимости;
- осуществляет систематический контроль за правильностью оформления журналов в соответствии с планом внутришкольного контроля (ВШК), вносит соответствующие записи на страницу замечаний и фиксирует их устранение;
- все замечания по оформлению и ведению журналов должны быть отражены в соответствующих справках ВШК;
- обеспечивает качественную замену уроков в случае отсутствия учителя;
- замену уроков осуществляет, как правило, учителем той же специальности;
- ведет журнал замещения уроков, заполняет табель;
- не допускает формализма при проверке классных журналов.
Учитель:
- оформляет журналы синими (фиолетовыми) чернилами (в одной цветовой гамме), без подчисток;
- не использует штрих для исправления неверных записей;
- неправильно выставленные отметки исправляет путем зачеркивания одной чертой неверной отметки и выставляет рядом новую (верную);
- при этом внизу данной страницы журнала делает соответствующую запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо)», далее – подпись учителя и печать ОУ;
- не допускает использования записей карандашом.
- количество часов по каждому предмету, внесенное в журнал учебных занятий, должно строго соответствовать количеству часов учебного плана и рабочей программе;
- запись названия темы урока осуществляет в строгом соответствии с содержанием рабочей программы по предмету;
- тему каждого урока вносит в журнал своевременно, в день его проведения;
- отмечает посещаемость обучающихся на каждом уроке (в случае отсутствия ученика ставится «н»);
- дату проведения урока указывает арабскими цифрами (09.12, четыре знака по ГОСТу);
- при проведении сдвоенных уроков записывает дату и тему каждого урока;
- отметки по письменным работам выставляет в графе того дня, когда проводилась работа;
- регулярно отражает в журнале результаты проверок знаний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ – в соответствии с требованиями программы;
- опрос учащихся в рамках изучаемого предмета осуществляет систематически;
- следит за накопляемостью отметок;
- отметки за четверть, триместр, полугодие выставляет после записи о проведении последнего урока по предмету без пропуска клетки;
- отметку за соответствующий период обучения (четверть, полугодие) выставляет объективно;
- не допускает записей «н/а» и «осв».
- при замещении урока учитель записывает содержание занятий в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «Замена» и ставится подпись учителя, осуществившего замену. Если, в силу объективных причин, замена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «Замена урока истории» и ставит подпись;
- учитывает объем и степень сложности домашнего задания для обучающегося на каждый учебный день, что должно соответствовать требованиям СанПиН для данной возрастной группы в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение:
во 2-4 классах – до 2 ч,
в 5-6 классах – до 2,5 ч,
в 7-8 классах – до 3 ч,
в 9-11 классах – до 4 ч.
Классный руководитель:
- оформляет журнал на начало учебного года:
- номенклатура предметов (наименования предметов пишутся с заглавной буквы);
- списки учащихся;
- ФИО преподавателей (полностью);
- общие сведения об обучающемся;
- сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися;
- сведения об участии обучающихся в кружках, факультативных занятиях и других дополнительных занятиях;
- в течение года фиксирует все изменения в списочном составе обучающихся (прибытие, выбытие, перевод на надомное обучение и др.) на основании приказа по образовательному учреждению (например, Петров Андрей выбыл 09.10.2005, приказ от 09.10.2005 №19);
- в конце каждой четверти (триместра, полугодия) вносит итоговые отметки в сводную ведомость;
- в конце учебного года оформляет последние страницы журнала с итоговыми отметками;
- вносит запись о решении педсовета по итогам учебного года:
- для переводных классов - «Переведен в следующий класс»;
- для выпускных классов (9, 11) две записи - «Допущен к итоговой аттестации» и «Выдан аттестат…»;
- проверив наличие всех итоговых отметок по предметам и оформление всех записей, сдает журнал на проверку и хранение заместителю директора ОУ (директору);
- медицинские справки о болезни обучающихся сдает медицинскому работнику ОУ;
- несет ответственность за состояние классного журнала, следит за своевременностью его заполнения учителями-предметниками.
IV. Памятка заместителю директора по УВР по организации
контроля ведения классных журналов
- Классный журнал является наиболее информативным документом, по которому можно определить уровень обучения, состояние преподавания, сформированность организационной культуры ОУ, профессиональную квалификацию педагогического состава и эффективность управления.
- Предметом контроля со стороны заместителя директора при проверке классных журналов могут быть следующие аспекты:
- своевременность и правильность внесения записей в журнал;
- объективность выставления текущих и итоговых отметок;
- система проверки и оценки знаний, регулярность опроса, разнообразие форм проверки знаний, накопляемость отметок;
- выполнение норм контрольных, самостоятельных, лабораторных работ;
- организация тематического контроля знаний обучающихся;
- дозировка домашних заданий (рекомендуется провести срез одного учебного дня);
- выполнение программы (соответствие учебному плану, рабочей программе);
- правильность оформления замены уроков;
- разнообразие форм проведения уроков;
- подготовка к итоговой аттестации, организация повторения материала;
- особенность проведения сдвоенных уроков;
- освоение программ интегрированных курсов;
- организация работы над ошибками;
- организация работы с разными категориями обучающихся, профилактика неуспешности в обучении;
- посещаемость уроков;
- организация административного контроля ведения школьной документации, его эффективность.
- Проверка классных журналов осуществляется не реже 1 раза в месяц.
V. Предметы вариативной части учебного плана
- Часы вариативной части, не направленные на расширение инвариантной части учебного плана, могут использоваться дифференцированно:
- на ведение курсов по выбору (для профильного обучения используется термин элективные курсы);
- на индивидуальные и групповые занятия, в том числе факультативы;
- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности;
- на увеличение двигательной активности обучающихся.
- Ведение курсов по выбору (элективных курсов) предполагает обязательный выбор обучающимися определенного количества курсов из списка предложенных.
- Проведение элективных курсов регламентируется отдельным расписанием и оформляется в отдельном журнале.
- Факультативные курсы:
- являются дополнительными занятиями по желанию обучающихся;
- название факультативного курса не должно повторять наименование учебного предмета;
- проводятся при наличии утвержденной рабочей программы.
- Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный план, могут проводиться с учащимися различных классов. «Зачисление обучающихся в группы по изучение факультативного курса производится учителем, ведущим данный факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора по школе не позднее 10 сентября» (Положение о факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР, п. 19). Этот же порядок зачисления можно рекомендовать для элективных курсов (письмо Министерства образования Московской области от 07.06.2010 №4667-06о/07).
VI. Рекомендации по заполнению журнала по отдельным предметам
- Начальная школа
- По учебному плану в 1 классе изучаются предметы «Русский язык» и «Литературное чтение».
- На этапе обучения письму и чтению на соответствующих страницах журнала записывается: «Русский язык (письмо)», «Литературное чтение (чтение)».
- Самостоятельных предметов «Обучение чтению» и «Обучение письму» быть не должно.
- Русский язык и литература
Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку.
Вид контрольной работы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Диктант | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 |
Изложение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Сочинение | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 |
10 класс | |||||
Вид контрольной работы | 1 час в нед. | 2 часа в нед. | 3 часа в нед. | 4 часа в нед. | |
Диктант | 2-3 | 4 | 8 | 10 | |
Изложение | 2 | 4 | 6 | 8 | |
11 класс | |||||
Вид контрольной работы | 1 час в нед. | 2 часа в нед. | 3 часа в нед. | 4 часа в нед. | |
Диктант | 2 | 4 | 6 | 8 | |
Изложение | 3 | 6 | 8 | 10 |
Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных).
10 класс – 6;
11 класс – 7.
Примечания:
1. За контрольный диктант с грамматическим заданием, сочинение и изложение в начальной школе отметки выставляются в одной клетке (не через дробь) по предмету «Русский язык».
2. За диктант с грамматическим заданием (5-11 кл.) в журнал выставляются две отметки в одну клетку по предмету «Русский язык».
3. За сочинение по литературе (5-8 кл.) выставляется одна отметка только по предмету «Литература»; отметка за грамотность по русскому языку не выставляется.
4. За изложение или сочинение по русскому языку (5-9 кл.) в журнал выставляются две отметки в одну клетку по предмету «Русский язык».
5. За сочинение по литературе (9-11 кл.) отметки в журнал выставляются по двум предметам:
за содержание – по литературе,
за грамотность – по русскому языку (без указания даты, если в этот учебный день в расписании отсутствовал предмет «Русский язык»).
6. За домашнее сочинение по литературе (9-11 кл.) отметки:
- по литературе (за содержание) в журнал выставляется по предмету «Литература» (с указанием даты урока, на котором было дано домашнее задание по написанию сочинения);
- по русскому языку (за грамотность) в журнал выставляется по предмету «Русский язык» (без указания даты урока, на котором было дано домашнее задание по написанию сочинения).
- Запись двойных отметок по предмету производится в одну клетку, без дроби (54)
7. На странице предмета «Литература» в графе «Тема урока» производится запись с указанием даты проведения сочинения по образцу:
Образец записи на странице «Литература»
Дата | Тема урока | |||
24 | 25 | 26 | ||
24.01 | ||||
25.01 | Сочинение по творчеству И.С. Тургенева «В чем причина трагедии Базарова?» (по роману «Отцы и дети») | |||
26.01 |
8. На странице предмета «Русский язык» в графе «Тема урока» производится запись без указания даты проведения сочинения по образцу:
Образец записи на странице «Русский язык»
Дата | Тема урока | |||
24 | 26 | |||
24.01 | ||||
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева «В чем причина трагедии Базарова?» (по роману «Отцы и дети») | ||||
26.01 |
9. Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с рабочей программой по предмету.
10. Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке.
Образец
Неправильная запись | Правильная запись |
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
А.П. Чехов. Рассказ «Чистый понедельник» | Тема России в рассказе А.П. Чехова «Чистый понедельник» |
Прилагательное | Имя прилагательное как часть речи |
Рекомендации о преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Московской области изложены в инструктивно-методических письмах (приложение к письму Министерства образования Московской области от 20.11.2009 №9139-05о/07).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал классного руководителя
Журнал классного руководителя состоит из двух частей: "Планирование" и "Рабочая тетрадь классного руководителя". ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/27/picture-19013-1687864170.jpg)
Устный журнал "Растем здоровыми"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-21190-1425138881.jpg)
Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"
Устный журнал был подготовлен с учениками 8 класса и их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/01/picture-21931.jpg)
Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"
В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...
Образец клубного журнала (газеты, информационного листка). ЖУРНАЛ КЛУБА "ПИРАМИДА". ВЫПУСК 1
Во многих образовательных учреждениях работают клубы по интересам. Клубная деятельность предполагает наличие своего печатного органа. Периодический выпуск информационного листка, газеты или даже журна...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-791385-1463752903.jpg)
«Из истории журнала Burda MODEN. Электронная версия журнала».
На сайте помещен материал к дистанционному уроку технологии по Skype на тему " Из истории журнала Вurda Moden. Электронная версия журнала". Во время урока учащиеся получают представление о ...