Разноуровневое и дифференцированное обучение в классах разного профиля
методическая разработка по теме

выступление на школьном методическом обединении учителей гуманитарного цикла МОУ "СОШ №20" г. Воскресенска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_raznourovnevyh_klassah.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Разноуровневое и дифференцированное  обучение в классах разного профиля.

7 ноября

2011

Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла МОУ «СОШ № 20» г. Воскресенска

Воротильникова Л.К.


        Современная школа предъявляет к учителю соответствующие времени требования, поэтому, готовясь к уроку, педагог не может не задумываться о наиболее оптимальном сочетании форм и методов, которое привело бы к максимальному раскрытию их способностей учащихся.

        Работа в классах коррекционно-развивающего обучения в качестве здоровьесберегающего компонента, несомненно, предполагает особые приёмы развития интеллектуального уровня учащихся. Эффективно использование упражнений, развивающих абстрактное мышление, умение обобщать, сравнивать, проводить аналогии. Например, среди пяти слов (понятий) выбрать только два, наиболее существенные: Город – (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист). Точка – маленький знак, знак препинания, нужный знак, стоящий в конце предложения. Правильный выбор синонимов, нахождение лишнего понятия: Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. Трудным для выполнения, но хорошо развивающим приёмом является подбор антонимов к абстрактным понятиям: застенчивый – раскованный; внимательный – рассеянный. При изучении устойчивых эпитетов в народных сказках  можно устроить между двумя – тремя учениками соревнование, учителем  называется первое слово, ученики должны подобрать наибольшее количество пар: Иван-царевич, Иванушка-дурачок и т. д.  К занятиям подобного рода можно отнести нахождение омонимов: Ключ (от замка, басовый, родник). Умение осмысливать вербальный материал помогает анализ групп пословиц, из которых необходимо выбрать подходящие по смыслу пары: Без терпенья нет ученья. Жизнь прожить  – не поле  перейти. Без муки нет науки. Сам живи и другим не мешай. Жизнь не ложе из роз. Живи и жить давай другим. Ученики с интересом относятся к  толкованию метафорических выражений: Белая ворона. (Необычный, отличающийся от всех человек). Птичье молоко (Нечто неслыханное, невозможное, предел мечтаний). К творческим видам можно отнести задания на понимание смысла текста. Учащимся раздаются отпечатанные тексты с пропущенными словами. Надо вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова (это могут быть глаголы, существительные, прилагательные и др.) Кроме того надо придумать название к отрывку.

-Знаешь ли ты, сколько (месяцев) в году?

 – Двенадцать.

– А как их зовут?

– Январь, (февраль), март, апрель (май),июнь, июль, (август),сентябрь, (октябрь),ноябрь, декабрь. Только (кончится) один, сразу же (начинается) другой. И ни разу ещё не (бывало), чтоб ( февраль) пришёл раньше, чем уйдёт (январь), а май (обогнал) апрель. Месяцы идут один за (другим) и никогда не (встречаются). Но (люди) рассказывали, будто в горной (стране) Богемии была девочка, (которая) видела (все) двенадцать месяцев (сразу). («Двенадцать месяцев». Славянская сказка)

        Работа по русскому языку  в предпрофильном 9-м классе, ориентированном на углубленное изучение математики, предполагает продуманную организацию по  освоению базового комопонента – синтаксиса сложного предложения, а также подготовки к сдаче экзамена по новой форме в условиях двух часов в неделю. Особенно эффективно использование технологии взаимного обучения (КСО). Для этого я применяю коллективное взаимообучение, работу учащихся в парах сменного состава. Таким образом, осуществляется мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, и, что особенно важно, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Так, например, орфографическую и пунктуационную грамотность мы отрабатываем с помощью тренажера «Фраза» на интерактивной доске. На уроке по изучению сложноподчиненных предложений с придаточными определительными после знакомства с презентацией теоретического материала используется работа с текстом, который выдается каждому учащемуся в виде раздаточного материала, а также представлен на интерактивной доске. Это позволяет не только обучать определению принадлежности предложения к конкретной синтаксической модели на текстовом материале, но и провести комплексный анализ текста, развивать умения интерпретировать его информацию, сжимать текст разными способами.

Вариативная работа в парах формирует адекватную самооценку   личностью своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Каждый член группы получает свое задание и после выполнения и анализа его с учителем проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами.    Задания могут не отличаться по степени сложности в   группах гомогенного характера и дифференцироваться в случае необходимости. Например, самым сложным для учащихся  в работе с текстом является подбор аргументации к тезису, умение сделать правильный вывод и четко его сформулировать, заданиями более простыми –определение основной мысли текста, функционально-смыслового типа речи, различение стилевой принадлежности, орфографический и пунктуационный комментарий к нему.        Таким образом, разноуровневое обучение по праву можно отнести к преспективным школьным технологиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для работы с разноуровневыми группами учащихся 6 класса

Разработанные дидактические материалы позволят каждому ребёнку, в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, выбрать свой максимум, что позволит реально осуществит...

Урок обобщающего разноуровневого повторения в 9 классе Тема урока: "Способы решения квадратных уравнений"

Урок разработан для учащихся   9  класса     МОУ   СОШ №1.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что  в   каждой краев...

«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»

В работе рассмотрены понятия: мотивация, мотивационная сфера. учебная мотивация, мотивационная сфера старшеклассников, профильное обучение, мотивация к занятиям физической культурой. Мне, как учителю ...

Проектная деятельность по математике в работе с обучающимися разных профилей (статья)

Статья посвящена актуальному вопросу обучения математике в классах разных профильных ориентаций, и о соответствующем процессе внедрения проектов в математическое образование школьников как физико-мате...

Статья "Реализация проектной деятельности обучающихся разных профилей на примере изучения темы "Понятие логарифма. Логарифмическая функция"

В данном сборнике вы можите ознакомиться с моей статьей, опубликованной в электроном сборнике с материалами VIII Городской научно-практической конференции "Профессиональное развитие педагогов в у...

Разноуровневые тесты по географии в разных классах

Данные тесты могут быть использованы для закрепления и контроля материала по темам...

Задание по обществознанию 10 класс_базовый профиль 19.03.2020, соц-гум профиль 20.03.2020

Дистанционное обучение 19.03.2020 - базовый профиль20.03.2020 - социально-гуманитарный профиль...