доклад на МО предметников
методическая разработка по теме

использование ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_korrekcionnom_obrazovanii.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ «Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

Доклад

По теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

 

Учитель Модестова И.А.


ИКТ в коррекционном образовании.

Дети с ограниченными возможностями здоровья менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к учебной деятельности. Поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях адаптивную образовательную среду, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях.      Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в коррекционные школы имеет ряд затруднений. В большей степени эти затруднения связаны с тем, что не все педагогические работники владеют знаниями компьютерных программ, и за короткий срок им приходиться получать навыки работы на ПК и интерактивных досках. (монахини)

Большинство учащихся коррекционных школ не проявляют интереса к учебной деятельности. Основным мотивом учения является получение аттестата, а овладение знаниями отодвигается на второй план.

Размышляя о современном уроке в коррекционной школе I-II вида, можно выделить некоторые направления:

– необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.  

– одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика.

Так каким должен быть урок? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей   - обязательный компонент любого урока.                                                                                                                                
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно  действует.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

Применение информационных технологий   мотивировано   тем, что они:

  1. позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  1. способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  2. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  3. повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
  4. активизируют познавательную деятельность учащихся;
  5. развивают творческий потенциал учащихся;
  6. осовременивают урок.

Я применяю компьютер на уроках   для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений   и навыков.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  1. при объяснении нового материала;
  2. закреплении;
  3. повторении;
  4. контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках

  1. Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  2. Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  3. Тренажёр
  4. Контроль за умениями, навыками учащихся
  5. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

        В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?

        Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

        

        Визуализация учебного материала;

 

       Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

        Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

        Стимулирование воображения школьников;

        Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы,   развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1.     Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся.

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

 Например, электронные учебники по русскому языку, «Фраза»-обучающая программа, 1С:Репетитор- весь школьный курс русского языка, «Семейный наставник- русский язык 5,6,7класс», «Репетитор – тренажер»-для самостоятельных занятий старших классов, учебная комплексная программа для проверки и корректировки личной грамотности.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  1. повысить интерес учащихся к предмету;
  2. повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  3. сэкономить время на опрос учащихся;
  4. дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только на             уроках,       но и на самоподготовке;
  5. помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2.      Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Мы может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.   

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.  

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.  НО!: используя компьютер не нужно забывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника - сделать каждый  урок  привлекательным  и  по-настоящему современным. Когда-то  И .А. Бунин точно  и  лаконично определил значение речи,  русского   языка  в нашей жизни: Лишь слову жизнь дана...

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой  и  уникальность родного  языка  - важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются   наука  и  техника.

Рекомендации по созданию презентаций.

Создание и применение для обучения электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. Проанализируем возможности электронных презентаций на уроке и выделим некоторые правила их создания с учетом психофизических особенностей развития неслышащих школьников.

Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный результат.  

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. У глухих и слабослышащих школьников в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации. Для этой категории детей представляется проблемой анализировать тексты, часто они не акцентируют внимание на важных деталях. При воспроизведении фразы неслышащим воспитанником очень часто изменяется смысл самой фразы: замена слов, опущение или дополнение предложения новыми словами. Учащиеся с нарушенным слухом стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, Образы, формирующиеся у школьников с нарушенным слухом в процессе чтения, не всегда соответствуют описанию. Нередко это приводит к непониманию ими смысла прочитанного.

Из выше изложенного можно сделать первый вывод:

– слайды презентации не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы.

Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне ее. Неслышащие дети длительное время продолжают мыслить не словами, а образами, картинами. 

Поэтому необходимо выделить еще одно условие составления мультимедийной презентации:

– отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными

– наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, схему, диаграмму;

– если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.

В развитии памяти важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен неслышащему воспитаннику. Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать не только на сходство, но и на различие.

И так, для этапа повторения можно рекомендовать следующее:

– вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам.

На этапе обобщения знаний учащихся можно выделить некоторые приемы:

– используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Для детей с нарушенным слухом характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.

На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания неслышащих учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.

У детей с нарушенным слуховым анализатором почти все раздражения принимает на себя зрительный анализатор.   Резкое удлинение зрительной реакции у школьников с нарушенным слухом к обеденному перерыву и к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т. е. снижается функциональное состояние нервных центров.

С целью снижения утомляемости на занятиях надо учитывать некоторые условия при подготовке мультимедийной презентации:

– при длительном объяснении, особенно в классах с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить небольшой видеофрагмент. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой  

– анимация, применяемая в слайдах презентации, не должна быть слишком активной.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на семинаре учителей -предметников, статьи, доклады, презентация МО

В приложении портфолио представлены  материалы, статьи, выступления  и доклады на семинарах учителей физической культуры, презентация методического объединения, отражающие результаты професс...

Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"

Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....

ДОКЛАД на ШМО учителей-предметников «Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и развития речи»_30.03.2020

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Доклад на ШМО учителей-предметников "Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках письма и развития речи"

Виды  работы со словарными словами  В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изу...

доклад на МО учителей–предметников

Доклад по истории на тему  "Осуществление индивидуального  дифференцированного подхода в работе с разными по уровню детьми на уроках истории"...

Доклад на МО учителей предметников гуманитарного цикла на тему: "Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в основной школе"

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, ос...