Доклад на МО учителей предметников гуманитарного цикла на тему: "Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в основной школе"
материал
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кулеватовская СОШ»
Доклад на МО учителей-предметников.
Тема: Преемственность в достижении метапредметных результатов
обучения в основной школе.
Подготовила: учитель истории
и обществознания
ЛамзинаЛ.М.
2021-2022 уч.год
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Это процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Работая в основной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется именно в средней ступени обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач.
Сегодня целью является научить обучающихся самим добывать знания. Так, успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания (образовательная программа Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI века»), предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, с раннего возраста и далее учащиеся самостоятельно добывают и применяют знания.
Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В настоящее время ценным является определить главную мысль текста, умение анализировать, как это связано с предыдущими темами, уметь найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни, то, что ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
• в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться
• и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов..
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых ученикам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития воспитанника, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала, интерес учеников к изучению предметов снижается. Специфика предметов требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:
- Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке учащихся.
- Одной из причин снижения успеваемости является неспособность учеников справиться с возросшим объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?
- Необходимо поддерживать интерес к обучению. Для этого использовать на уроках занимательные упражнения, проектные и творческие работы, ролевые игры, больше использовать наглядность.
- Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания.
- Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили, и с использованием тех методических приемов, которые характерны для основной школы
- Чаще оценивать ответы учащихся.
- Важное значение в решении проблемы преемственности играет личность учителя . Отношение к предмету определяется во многом личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет
- Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит воспитанников ценить не столько отметки, сколько знания.
- Подробное разъяснение домашнего задания.
- Ежедневный контроль за классной и домашней работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-74159-1352321602.jpg)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА) Составила учитель математики МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова» Клейменова Д.М.
Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607248-1426315556.jpg)
Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»
Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного...
Заседание педагогического совета школы по теме «Реализация требований ФГОС ООО. Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»
Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-551173-1686202271.jpg)
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Особенностью английского языка, ...
Доклад Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе на уроках музыки в рамках ФГОС"
Особенности работы в начальном и среднем звене.Основы приемственности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892034-1486710930.jpg)
Доклад на МО учителей гуманитарного цикла по теме «Преемственность в обучении между начальной и основной школой в контексте ФГОС»
Преемственность в обучении между начальной и основной школой в контексте ФГОС...