Выступление на семинаре "Одаренные дети"
план-конспект по теме

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической брошюры "Методический семинар "Формирование социальных компетенций одаренных детей как средство их адаптации к социуму" ГОУ ДПО МО "Педагогическая Академия посдипломного образования"-Бронницы,2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление"Одаренные дети"22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании мастер класса «Одаренные дети»

на тему

«Учитель и одаренные дети. Формирование социальных компетенции одаренных детей».

Дата выступления: 31 января 2012 г.

Егунова И.В., учитель английского языка

. «Учитель и одаренные дети»

Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска  и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства детей.Поручаю Правительству  учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов .»

Из послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ 30 ноября 2010года.

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

Камю А.

Одаренные дети- дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности.

Признаками, по которым родители и педагоги могут обнаружить высокую одаренность, являются

  1. Ребенок быстро и без проблем осваивает любые аспекты, связанные с выбранной деятельностью;
  2. Не стремится действовать по шаблону, всегда ищет свои собственные оригинальные пути решения поставленных проблем;
  3. Видит сложное в простом, а в простом – сложное;
  4. Имеет  привычку ставить перед собой сверхсложные задачи;
  5. Отличается повышенной требовательностью к себе, самокритичностью, стремлением к самосовершенствованию, повышенной целеустремленностью и трудолюбием.

Формула одаренности не сложна и незамысловата. Ее можно представить как слагаемое нескольких факторов:

Одаренность = Способности + Мотивация + Дальнейшее развитие

Для педагогов, работающими  с одаренными детьми, учитывать, что  фактором, зависящим от педагога, является обеспечение дальнейшего развития, создание благоприятных условий для развития одаренности.  

Основная образовательная цель, провозглашенная в новых образовательных стандартах- это создание условий для реализации человека. Можно высказать много критики по поводу того, как идут реформы, но стратегическая линия не вызывает сомнений в ее верности и соответствии духу времени. Поэтому вопрос взаимодействия педагога и одаренного ребенка нужно рассматривать в широком контексте.    

Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред, исходя из 2 параметров: свободы и активности.

  1. Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
  2. Безмятежная. Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
  3. Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
  4. Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства , поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)

                   Итак, если посмотреть на  проблему одаренных детей  в  контексте образовательных сред, то понятно, что в догматической среде они просто не смогут развиваться, она для них смерть. В безмятежной- одаренность не получит развития. В карьерной -легко только честолюбивым детям. Таким образом, лишь творческая среда отвечает требованиям развития одаренности.                                                                                                                                                                            

Развитие творческой, одаренной личности невозможно без самоактуализации.

Самоактуализация- базовая духовная потребность личности в непрерывной реализации своих потенциальных возможностей, способностей и талантов. Это процесс постоянного самопознания. Наравне с физическими и психическими потребностями духовные потребности являются не просто равными, а смыслообразующими в деятельности.

Самоактуализирующиеся люди - это лучшие представители общества. Они не завистливы, работают для развития и духовного обогащения. Они успешны. воспринимают жизнь в красках. Они любят и любимы.Они устойчивы к стрессу. Они обладают толерантным мышлением. У них есть высокие цели и они к ним стремятся.

Самоактуализация невозможна без творчества. Создание таких условий является неотъемлемой часть современного урока.

К сожалению, в реалиях современной школы учитель ограничен в способах и методах реализации этой задачи. Обучение в школе- травматичный , догматичный и в чем-то агрессивный  процесс.

Но любой педагог обязан

  1. входить в референтную группу учащегося, быть авторитетным и уважаемым в глазах ребенка.
  2. разрешить ребенку иметь на любом уроке и при любом обсуждении иметь ПРАВО на свою точку зрения.
  3. поощрять инициативу и  необычные пути решения проблем или задач.
  4. действенная забота о здоровье.
  5.  практиковать целенаправленное развитие креативности.
  6. избегать демонстрации достижений р-ка, не наделять р-ка особым статусом.
  7. не ослаблять в учебном процессе интеллектуальный «прессинг». Для одаренного ребенка неудовлетворение интеллектуальных  потребностей губительно; равномерное распределение нагрузки- залог успешного обучения.
  8. использование системы дополнительного образования, так как их специфика создает дополнительные предпосылки и уникальные возможности для  проявления одаренности.

«Формирование социальных компетенции одаренных детей».

Социальная компетенция- способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, что требует от  способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.

Для формирования и развития социальной компетенции одаренных детей нужны такие формы организации обучения , которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, которые дают одаренному ребенку возможность адаптироваться к взаимодействию с другими людьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать  свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.Все эти вопросы мы сегодня и попробуем осветить на сегодняшнем заседании нашего мастер- класса. Педагоги поделятся своим практическим опытом  в работе с одаренными детьми.

Тема выступления

Выступающий

1

Учитель и одаренные дети. Формирование социальных компетенций одаренных детей.

Егунова И.В., руководитель мастер- класса, учитель англ. языка

2

ФГОС нового поколения. Использование возможностей внеурочной деятельности для выявления одаренности младших школьников.

Андреева М.Ю., учитель начальных классов

3

Работа с одаренными детьми в классах углубленного изучения иностранного языка.

Дворецкова Л.В., учитель англ. языка

4

Работа с одаренными детьми в классах расширенного изучения математики.

Райкова И.Е., руководитель кафедры, учитель математики

5

Воспитательная работа в гимназических классах как средство выявления одаренности учащихся.

Быкова Н.В., руководитель кафедры, кл. руководитель 7 «А»

6

Диагностика одаренности в образовательном учреждении.

Михеева В.А., психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Выступление "Особенности современных детей"

В выступлении представлен материал, раскрывающий особенности современных детей....

Выступление "Обеспечение безопасности детей - задача общая"

В выступлении на родительском собрании даны рекомедации  родителям по взаимодействию с учебным учреждением по обеспечению безопасности обучающихся в учебное и внеучебное время....

Выступление: "Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Клеменовская школа-интернат» для получения качественного образования".

Одной из главных задач образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественны...