Эффективность урока - стимул к успеху ученика и учителя.
статья по теме

В статье отражаются основные принципы построения эффективного урока, приводятся примеры из собственного педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.

Основные требования к построению эффективного урока.

В последнее время много внимания уделяется модернизации российской системы народного образования. Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников и от успешности реализации их содержания в школьной практике. Но не стоит забывать, что реформирование образования – это не только новые программы, но и обновление методики преподавания, внедрение новых педагогических технологий. И все они должны быть направлены на достижение  основной цели образования: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации (ст.14, п.1), содержание образование призвано обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру (ст.14, п.2).

Но, какие бы ни совершались реформы, урок остаётся основной единицей учебно-воспитательного процесса. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Но позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому изменяется. Учитель не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ребёнка, уважающий эту личность.

А урок – это не просто передача знаний, обучение, это творческое сотрудничество, создание атмосферы доверия, взаимного уважения между учителем и учениками, что так необходимо для развития детей, раскрытия их сил и возможностей, вовлечения школьников в активную самостоятельную деятельность.

Чтобы урок был эффективным, необходимо учитывать ряд требований.

  1. Ребёнок должен знать, зачем ему это? Т.е. цели занятия формулируются на уроке вместе с учениками, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка.
  2. Исключить из своего лексикона слова: неправильно, ошибочно, плохо. Вместо этого использовать обращения ко всем: «Давайте обсудим…», «А как думаете вы?..» и т.д.
  3. На уроке должен быть диалог, в котором участвуют все.
  4. Необходимо создавать ситуацию успешности, которая заставляет включиться в работу даже слабых учеников.
  5. Обязательной составляющей должны стать  занимательные упражнения, головоломки, логические задачи, которые оживляют урок.
  6. Работа в группах, больших или маленьких, где ребёнок учиться отстаивать своё мнение, общаться с одноклассниками, находить компромисс, должна вестись регулярно.
  7. Разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке, должно чередоваться, иначе дети привыкают, им становится неинтересно.
  8. Индивидуальная работа: внесение в изложение содержания различной степени сложности, поручение самостоятельных заданий разного уровня сложности.
  9. Проведение нестандартных уроков (урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие и т.д.), которые включают в себя разнообразные формы и приёмы, снимают напряжение, возбуждают интерес к предмету. Цель их проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным.

Опыт работы в 5-7 классах показывает необходимость в  использовании нестандартных уроков в качестве заключительных уроков по разделу. Но это не значит, что остальные уроки лишены занимательности, творческого подхода. На каждом уроке есть элементы игры или занимательное упражнение, логическая задача или загадка, которые направлены на достижение цели.

Приведём в пример фрагменты проблемного урока по теме «Как суффикс -А- управляет корнем», где через решение лингвистических и занимательных задач, ученики сами формулируют правило и тему урока.

В начале урока детям предлагается лингвистическая разминка: определить вид глагола и образовать однокоренные глаголы при помощи суффикса а. Даны глаголы: вытереть,  выжечь, выстелить, блестеть, замереть, запереть.

После проделанной работы с детьми идёт беседа по вопросам:

- Каким способом вы образовали глаголы? (суффиксальным)

- Как называются такие пары глаголов? (видовые)

- Что изменилось у  глаголов при появлении суффикса а?

(Вид,  написание гласной в корне)

 - Глаголы однокоренные, а гласные в корне разные.

Как называется это явление? (чередование)

Учитель просит ребят сделать выводы: 1) о написании гласных в корнях глаголов с чередованием;

2) о роли суффикса а в глаголах. ( Если после корня есть суффикс -А-, то в корне пишется буква И, а если суффикса -А- нет – Е. Также суффикс А изменяет вид глагола.)

Далее ученики самостоятельно формулируют тему урока, выполнив следующее  задание: если  в правильном порядке расставить слова, то можно узнать тему сегодняшнего урока.

А, корнем, суффикс, управляет, как.( Как суффикс -А- управляет корнем)

При закреплении материала среди прочих упражнений используется письмо по памяти стихотворения:                        Если после корня – а,

В корне будет и всегда!

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Игровые упражнения активизируют внимание учеников в середине урока.

Найти ошибку (слова выведены через кодоскоп или проектор), объяснить написание:     постелить, запиреть, блестит, избирать (запиреть)

обдирает, стереть, берут, поджегает (поджегает)

умереть, напирает, вытирает, блестает (блестает)

Найти 4 лишнее:     примерять, отмирать, замереть, вымирать;

 мирный, помирились, мир, умирать;

 умереть, замерять, отмерить, размерять.

Как называются такие слова? ( Слова с омонимичными корнями)

А заключительный этап урока представляет собой работу в группах. 

Можно использовать один отрывок, а задания разбить по группам (в слабом классе можно организовать совместную работу с текстом, но сильным ученикам дать опережающее задание).

Из-за г..ризонта пок..залось солнце и вся природа как будто зам..рла в ожидани.. чуда.

Перед нами ра..ст..лалась широкая р..внина, которая всё больше становилась похожей на необыкновенный цветоч(?)ный ковёр. Капельки росы  на р..стениях бл..стали от ласковых прик..сновений тёплых лучей солнца, словно волшебник ра..сыпал миллионы алмазов. Вдали забл..стело гладкое зеркало больш… озера от него низко над лугом начал ст..лит(?)ся туман, придавая загадоч(?)ности пр..буждению природы. От такой красоты зам..рало сер..це.

-    Является ли данный отрывок текстом?

  1. Определить стиль, тип речи, озаглавить текст.
  2. Объяснить недостающие знаки препинания.
  3. Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить написание.
  4. Какие ещё слова с чередующимися гласными встречаются в тексте? Выписать, объяснить написание.
  5. Разобрать по составу слова: расст..лалась, забл..стело, ст..литься.

1 группа

  1. Задание: определить тип речи, выписать слова с чередующимися гласными, объяснить их написание, объяснить постановку знаков препинания в 1 и 2 предложениях.

2 группа

  1. Задание: определить стиль речи, выписать слова с чередующимися гласными, объяснить постановку недостающих знаков препинания.

3 группа

  1. Задание: озаглавить текст, выписать слова с чередующимися гласными, объяснить постановку недостающих знаков препинания.

На уроке «Ь после шипящих в наречиях» после обобщения материала о правописании ь знака после шипящих ученикам предлагается следующая лингвистическая задача: распределить слова по группам 1) ь в сущ.3 скл., 2) ь в глаг., 3) без ь кратк.прил, 4) без ь сущ 2 скл. и мн.ч.Р.п. Даны слова: фальш.., реванш.., груш.., свеж.., хорош.., дичь.., сплош.., могуч.., увлеч.., туч.., бреш.., реж.., настеж.., тираж.., брош.., мираж...

Какие слова не выписали? (сплошь, настежь) Какой частью речи они являются? (наречиями) Если вы сможете из слов записанных на доске составить предложение, то познакомитесь с этой орфограммой. Даны слова: конце, шипящих, мягкий знак, наречий, на, после, пишется.

Для активизации внимания включаем игровое упражнение: заменить одним словом (наречием с шипящей на конце).

Всадник мчался во весь опор (вскачь)

Распахнуть дверь во всю (настежь)

Сделать игрушку очень похожей (точь-в-точь)

Весь кустарник усыпан цветами (сплошь)

Работа с текстом в группах. Каждая группа имеет своё задание.

Трогательно хорош… пейзаж… ранним утром. Ночь… уползает проч… Туч… на небе не видно. Воздух свеж… и бодрящ… Накинув плащ… идёш… не замечая луж… по тропинке сплош… покрытой прошлогодним листьями.

Замелькали за лесом гребешки пожарищ… И вот уж… первый луч… солнца бежит по полям и лугам пробуждая всё вокруг. Не забывает он и про ландыш… укрывающийся в траве.

Роскош… природы восхищает. И ты понимаеш…: надо береч… природу с её неиссякаемой красотой.

Вернувшись домой открываешь настеж… окно и наслаждаеш….ся чарующим зрелищем.

1 группа. Можно ли назвать текстом? Докажите. Озаглавьте. Как связаны предложения? Какова основная мысль? Выписать слова с шипящей на конце в 2 группы (ь, без ь), объяснить написание. Объяснить постановку знаков препинания, составить схемы.

2 группа. Какое время года описывается? К какому типу речи относится текст? Выписать слова с шипящей на конце в 2 группы (ь, без ь), объяснить написание. ( Можно дать текст с расставленными знаками препинания и попросить составить схемы конкретных предложений)

3 группа. К какому стилю относится текст? Докажите. Какие средства выразительности используются в этом тексте? Выписать слова с шипящей на конце в 2 группы (ь, без ь), объяснить написание. Объяснить постановку знаков препинания, составить схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней  рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...

"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...

"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, успеху, реализации своих сп...

Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика

Выступление на заседании педагогического совета...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

Цель: Осуществить осмысление «эффективность» и «эффективный урок».Задачи:Определить критерии эффективного урока.Выяснить формы организации эффективного урока.Выявить и сформули...