Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся
статья на тему

Доклад на МО классных руководителей по теме  "      "Система  работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistema_raboty_kl_ruk.ppt639.5 КБ
Файл sistema_raboty_kl.ruk_._v_razvitii_tvorch_sposob.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. Планирование. 2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы 3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.

Слайд 4

Принцип «пользователя» 2. Принцип «принятия другого » 3. Принцип «проектирования и реализации» 4. Принцип «самосознающей позиции» 5. Принцип «сотрудничества».

Слайд 5

Принимать все ответы и реакции детей; 2. Обеспечивать независимость выбора и принятия решений учащимися; 3. Восхищаться каждой идеей ученика; 4. Использовать ошибку как возможность нового; 5. Поддерживать каждого ребенка; 6. Исключить всякую критику; 7. Использовать повседневный опыт детей.

Слайд 6

Примерные занятия для развития творческого потенциала подростков : «Волшебные звуки» 2. «Новая жизнь» 3. «Мой жизненный путь»



Предварительный просмотр:

 «Система работы

классного руководителя

в развитии творческих способностей учащихся»

                                                           Подготовила: учитель математики

                                                                             Кирюхина Ю.А.

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способ ностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. По местить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается ис кать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Учитель – один из немногих людей, даю щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

«Школа – святое место гу манности, добра и правды»       В.А.Сухомлинский

Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможнос тями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится школа. Один ученик отличается от другого, прежде всего способностями. Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми чело век может успешно осуществлять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, жи вописи, математике, спорту, литературе и т.д... От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще развиваться способности. Учитывая природные задатки, необходимо развивать способности.

Воспитателю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способ ности учащихся. Для полноценного развития ребенка необ ходимо погрузить его в различные виды твор ческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Воспитатель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Не обходимо освоение таких форм воспитатель ной работы, которые выявляют  индивидуальные свойства личности, развивают эмоци ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритет ные для современных школьников игровые, те атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. «Детская одаренность».  Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одаренными чаще всего называют:
     – детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
     – детей с высоким уровнем творческих способностей;
     – детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
     – детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.

                            

                        Этапы организации работы классного руководителя

     1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ продукции. Учащиеся ведут текущие записи в творческих книжках, журналах личных достижений примерно по следующим направлениям: что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг?
     Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание).
     
2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы.
Необходимо провести психологическую диагностику,  в процессе которой выявляется:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).
     Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. По результатам диагностики классный руководитель определяет, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.

     
3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.
 Одна из задач школы – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей, подготовленности и интересов ученика.  Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием.
     Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов.

      Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Таким образом, классный руководитель побуждает ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

                               Условия успешного развития творческих способностей:

  1. Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
  2. Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут разви ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).
  3. Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за ключается в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно сти, в чере довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.
  4. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
  5. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие ус пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от крытий. Важно постоянно сти мулировать ученика  к творчеству проявлять  со чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не свойственным в реальной жизни.

   

Классному руководителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

          Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться со временными педагогическими разви вающими технологиями, ориентиро ванными на развитие способности учащегося быть субъектом образо вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле сного, и эмоционального, и интеллек туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учи тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име ющую право быть личностью со свои ми, уже сложившимися особенностя ми. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может стро иться по логике объект - субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

  Обязательные условия проведения занятия, 

направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1.     Педагог должен принимать все ответы и реакции детей (устные и   письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и плас тической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2.     Необходимо обеспечить независи мость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3.     Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.

4.     Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то при вычное.

5.     Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.

6.     Во время занятия исключается всякая критика личности и де ятельности детей.

7.     Следует шире использовать в воспитательной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого занятия - помочь раскрыть собственные воз можности ученика.

     Примеры занятий по развитию творческого потенциала подростков:

«Волшебные звуки». Ученикам дают прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру Скрябина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) передать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания. Под музыку можно так же попытаться представить пейзаж за окном электрички и подробно рассказать о нём.

«Новая жизнь».     Учеников просят принести из дома сломанные игрушки и передать их соседям по парте, чтобы те придумали, как и где её можно использовать. Должны появиться самостоятельные идеи по поводу применения каждого предмета.

«Мой жизненный путь».   Ученикам предлагается изобразить путь своей жизни, используя известные нам дорожные знаки,  и, конечно, придумывая новые. Анализируя переживания собственной жизни, каждый  ребёнок должен  выбрать тот путеводный знак, к которому он стремится.

       Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Формы работы по развитию творческих способностей учащихся

 

1.  Обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, диспутов, творческих отчетов, сборников работ, выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов).

2.  Разработка совместно с учащимися программ клубов по интересам,  кружков, творческих объединений; привлечение школьников и выпускников к созданию авторских программ учебных курсов в соответствии с интересами, склонностями детей.

3.  Создание системы работы с родителями по привлечению их творческих способностей для решения проблем совершенствования УВР с детьми.

4. Разработка системы взаимодействия с центрами развития творческих способностей  детей.

5. Участие в городских, районных конкурсах, смотрах, программах, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.

В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....

работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса

Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...

Выступление на МО "Проектная и исследовательская работа по биологии для развития творческих способностей учащихся".

Выступление на МО "Проектная и исследовательская работа по биологии для развития творческих способностей учащихся"....

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Каждый ребенок таланлив.  Как разбудить его задатки и способности?  Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды  при условии, если учитель ...

Приемы работы классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся

Стандарт основного общего образования ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования», а это нацеливает педагогов в большей степени на ли...