К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании
методическая разработка по теме

Чернышев Эдуард Николаевич

Становление и развитие  личности  современного  школьника  происходит на фоне  изменений ценностных ориентаций  российского общества, растущей  в нем  потребности в  компетентных гражданах,  способных обеспечивать сохранение и развитие, как всего общества, так и его отдельных  институтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании

        Становление и развитие  личности  современного  школьника  происходит на фоне  изменений ценностных ориентаций  российского общества, растущей  в нем  потребности в  компетентных гражданах,  способных обеспечивать сохранение и развитие, как всего общества, так и его отдельных  институтов.

        Современный школьник, с одной стороны, находится под влиянием  различных социальных институтов (семьи, дворовых компаний, школьного класса, клубных сообществ  и др.), основной функцией которых является  поддержка и развитие исторического  наследия, а, с другой стороны,  испытывает   влияние   глобального информационного пространства.  Последнее влияние выражается в   широком доступе школьника к  базам данных, источникам информации, телекоммуникационным сетям.  Влияние этих информационных  источников   влечет за собой  готовность школьника  осваивать  быстрыми темпами соответствующие коммуникационные компетенции.

        Вместе с тем,   способности школьника в области   коммуникационных компетенций  однозначно  не обуславливают его духовно-нравственное становление. Полезность информации не может быть идентифицирована с ее нравственностью.

        Возникает проблема поиска  механизмов содействия духовно-нравственному  становлению личности школьника , подверженного влиянию  глобального информационного пространства.

        Проведенные в январе  2009 года  в педагогическом коллективе и среди родителей обучающихся  МОУ СОШ №3 г.Красный Сулин    комплексные исследования   показали , что

  1. более  4/5 опрошенных родителей (86%) и  почти все педагоги (93%) выражают обеспокоенность  в связи с безнравственностью, духовной пустотой, «внемыслительной» сущностью  источников информации (телевидение, Интернет,  средства массовой информации);
  2. почти все опрошенные (97% родителей) испытывают затруднения в  формировании  системы семейных ценностей;
  3. значительное число  педагогов  (84%)  считают актуальной задачу интеграции семьи и школы в  целях формирования духовности и нравственности детей и подростков,  системы их позитивных жизненных ценностей;
  4. все опрошенные  выделили культурно-исторические традиции Донского  края в качестве  источника   средств противодействия  антинравственности глобального информационного  пространства, при этом 89% родителей  высказали желание именно на этой основе строить свое сотрудничество со школой;
  5. более ¾ педагогов (79%) высказали мнение, что   воспитание нравственности и духовности подрастающего поколения на основе культурно-исторических традиций Донского края позитивно скажется на мотивации школьников к учению, формированию у них значимых социальных компетенций , становлению более высокого уровня образованности, и , в конечном итоге  должно привести к  формированию высококультурного, социально активного  человека, обладающего  общественной доминантой  в формировании личных ценностей и приоритетов.

Приведенные  результаты опроса  свидетельствуют о том, что:

1.Участники образовательного процесса обеспокоены  недостаточно  высоким  уровнем  духовно-нравственных последствий учебного процесса.

2.Ресурсы повышения  влияния образования  на развитие личности школьника   скрываются в области  интеграции  педагогических  усилий школы и семьи.

3.Условием качества   образования является  опора на культурно-исторические традиции  региона и  исследование  влияния на развитие личности  глобального информационного пространства.

Анализ предшествующего опыта позволяет  выделить ряд  противоречий в образовательной  среде  школы:

  1. Противоречие между  растущим уровнем информатизации образовательного процесса и уменьшением доли  нравственно-духовного компонента в содержании образования.
  2. Противоречие между  традиционной дидактической основой  построения содержания взаимоотношений семьи и школы и   формирующимся компетентностным дискурсом в системе общественно-экономических отношений в социальных окружениях школы.
  3. Противоречие между  растущими личностными запросами обучающихся  к качеству и дифференциации образования и  низким уровнем личностной значимости  образовательной деятельности школы.
  4. Противоречие  между   формами решения задач воспитания гражданственности+патриотизма   подростков  и   приходящими в школу новыми инновационными формами  социально-общественных отношений, основанных на принципах   эксперимента, исследования и проектирования.
  5. Противоречие между  готовностью школы и готовностью семей обучающихся к позитивному  и целенаправленному  сотрудничеству и доминированием  ситуативного сотрудничества, основанного на решении  сюжетных задач усовершенствования школы.

        В связи с этим в МОУ СОШ №3  был начат  эксперимент, в котором будут осуществляться  исследования   потенциальных возможностей   реализации образовательной программы школы, таящиеся в расширении направлений и  углублении содержания процесса взаимодействия образовательного учреждения в интересах личности обучающегося,  освоения  им ключевых компетенций   на регионально-значимом материале.  

         

        В предшествующие годы коллектив школы, работая над проблемами: «Гуманизация образовательного процесса» и «Освоение современных образовательных технологий в целях формирования ключевых компетенций личности школьника», рассматривал взаимодействие с семьей как важный, но не ведущий фактор обеспечения качества образования,  его социальной и личностной  значимости.

        Располагаясь  в «сельском» районе города, где  превалирует частная застройка,  население многонационально и не имеет достаточно высокого образовательного ценза,   школе постоянно приходится учитывать особенности  института семьи в образовательной практике.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – интеграция семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Однако время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Школа стремилась  усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. У педагогов сложилось понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт – никто не может составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Но взаимодействие семьи и школы, безусловно, повышает воспитательный потенциал обоих.

Главной задачей, которую решает педагогический коллектив школы и родительская общественность, является выработка взаимопонимания. Основным принципом работы с родителями является отказ от репрессивного характера общения.

Взаимодействие семьи и школы необходимо:

  1. для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
  2. для выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
  3. для установления эмоционально-положительных взаимоотношений, ведь известно, что воспитание протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности в эмоционально-положительным контактам.

Педагогов и родителей  школы объединяет идея сотрудничества и сотворчества. В условиях совместной продуктивной и творческой учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ – учащихся, учителей, родителей.

Родительская общественность вместе с педагогическим коллективом школы:

  1. создает общность взрослых и детей, объединенных едиными целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;
  2. формирует единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
  3. культивирует среди учащихся и родителей чувство солидарности, уверенности в себе, ответственности, защищенности;
  4. совместно с педагогами школы разрабатывает стратегию воспитания детей.

Для обеспечения успешного взаимодействия педагогов и родителей определены два руководящих принципа.

Принцип сотрудничества:

  1. считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;
  2. знать и учитывать личные качества родителей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи, создавать рабочую высокопродуктивную атмосферу в школе;
  3. ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;
  4. максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в школьном коллективе;
  5. поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.

Принцип уважения и доверия:

  1. уважать человека в себе и уважать человека в родителях;
  2. предоставлять родителям свободу выбора;
  3. создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
  4. бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;
  5. не ограничивать отношения с родителями только должностными обязанностями, вникать в их жизнь, духовный мир и стремления.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

  1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общечеловеческих и учебных навыков.
  3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

  1. в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
  2. в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо:

  1. исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
  2. фиксировать внимание при общении с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
  3. вести общение в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, то есть не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать.

Ключом деятельности педагогического коллектива является интерес к человеку. Какие интересные у нас дети! Как интересно они развиваются! Какие интересные вещи с ними происходят! Как интересно за ними наблюдать! Как интересно помогать им преодолевать трудности! Задачей школы является поддержание и развитие этого интереса в семье. Педагоги помогают родителям увидеть ребенка в его природосообразности, учат наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений.

Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.мать закономерности происходящих изменений.

ива является интерес к человеку. тветственности, защищенности;

           

Таким образом, становится  актуальной  задача  содействия  освоению школьниками  адекватных реакций на вызовы  окружающей действительности на основе культурно-исторических традиций Донского края, к которым  относятся

  1. толерантность как следствие многоукладности, этнического многообразия Донского края (в моем классе учатся дети четырех национальностей и трех  религиозных конфессий);
  2. уважительное, бережное отношение к истории, к  исторически сложившимся традициям, к природе Донского края;
  3. демократия и открытость  социальных групп, широкое общественное самоуправление;
  4. сохранение и поддержка семьи как источника  гуманистического  мировоззрения личности растущего человека,  позитивных общественных ценностей;
  5. интеграция семьи и других социальных институтов (учреждений культуры, образования, общественных организаций и др.)  при выработке  программ общественного развития;
  6. поддержка  молодежи, молодежной инициативы;
  7. осознание жителями Дона ответственности за судьбу  страны («На Дону решается судьба России!»);
  8. поддержка образования и культуры, художественной самодеятельности, занятий спортом и физкультурой;
  9. социальная ответственность бизнеса, его активное участие в решении социальных проблем;
  10. приоритетное развитие инновационных технологий, к которым в современных условиях следует отнести   ИКТ, а также пропедевтику технологического восприятия  мира, формируемую  предметным образованием по курсам «математика» и «физика».

        

        Опора на  культурно-исторические традиции Донского края, которые в ходе эксперимента могут уточняться и  формулироваться в иных терминах, требует  определения  ключевых компетенций личности школьника , которые  выступают  ориентиром для формирования целей и задач эксперимента.

        К таким современным качествам (компетенциям)  личности учащегося  будем относить:

  1. способность к исследовательской деятельности , к  анализу и сравнению фактов, явлений, объектов реальной жизни, установлению причинно-следственных связей;
  2. способность к упорядочению и систематизации объектов и явлений;
  3. устойчивый интерес к  изучению истории  семьи, малой Родины, Донского края…, к краеведению (литературному, экологическому, экономико-географическому и др.);
  4. умение  строить отношения  с другими людьми, принимать и исполнять различные позитивные социальные роли;
  5. способность быть законопослушным, следовать демократическим принципам при решении   проблем  правовыми способами;
  6. устойчивое стремление к свободе и самореализации при освоении новых деятельностей;
  7. способность принимать решения и нести ответственность за их последствия;
  8. устойчивую привычку обращаться к  историческим  фактам, закономерностям при  выборе  способов решения личных нравственных  
  9. стремление к социальной активности, к улучшению общественных отношений;
  10. приоритетное  освоение технологически насыщенных сфер  деятельности в  области информационных технологий  и естественно-математического образования.

Нуждаются в  исследовании и осмыслении  следующие вопросы:

  1. уровень осмысления  родителями (законными представителями) обучающихся  воспитательных условий и влияний на личность, создаваемых  семьей;
  2. направления, формы и средства взаимодействия семьи и школы в обеспечении условий развития личности ребенка;
  3. корреляционная зависимость  уровня  интеграции семьи со школой и качества образования;
  4. представления семей обучающихся о все более доминирующей внепросвещенческой (неинформационной)   функции школьного образования;
  5. система  показателей, используемых семьей и школой в оценке качества образования, в оценке  качества деятельности друг друга;
  6. категориальный аппарат семейного воспитания, его аксиология и  индивидуальные  особенности в различных социальных группах родителей обучающихся;
  7. инновационные формы (день родительского самоуправления, издание  многотиражной газеты «Родительский вестник» и др.) мотивации родительской общественности  к  более активному и заинтересованному сотрудничеству со школой;
  8. готовность родительской общественности к восприятию инновационных технологий и оценки качества образования детей и подростков;
  9. новообразования в психике всех участников образовательного процесса в связи с их включенностью в экспериментальную работу;
  10. нормативно-правовое регулирование  отношений школы с семьями обучающихся, с самими обучающимися по вопросам их  образования .

В условиях  эксперимента,  несомненно, произойдет  преобразование  образовательной среды школы, когда   культурообразность  станет если не единственной, то ведущей  формой существования «учебного предмета» как фактора развития личности обучающегося, в связи, с чем  необходимо  полное и осознанное  понимание культуры семейных отношений, культуры краеведения, культуры сотрудничества со стороны всех участников образовательного  процесса.

 Из всего разнообразия определений культуры и представлений о культуре (Э.Сапир, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, Е.И.Пассов, Б.А.Успенский и др.),  мы  отобрали три существенных ориентира, три  аспекта, или три субкультуры, могущих претерпеть изменения в ходе эксперимента:

  1. культура знания;
  2. культура  прагматических действий;
  3. культура быта  (отношений с людьми, ценностных ориентаций).

Знания-информация  касаются окружающего мира как объекта восприятия (непрерывно изменяющегося, но зримого, звучащего, объективно существующего мира).   Прагматический  аспект  культуры – это  уметь действовать  в соответствии с традициями, видеть эти традиции, а лучшие из них – поддерживать. Традиции прагматических действий воплощаются в системе используемых технологий, среди которых первостепенную и растущую роль  должны занять  технологии проектного, исследовательского обучения  и  информационно-деятельностные технологии. Третий аспект культуры   характеризует динамизм  первых двух . Знания и прагматические умения связаны – в картине мира  и в поведении носителя культуры – с целым контекстом, ситуацией, ценностями, отношениями, оценками. Они вовлекаются в процесс выстраивания и проживания отношений с людьми данного культурного пространства, задают отношения с миром.

В ходе эксперимента необходимо   исследовать   движение школы  от культуры, построенной на приоритете  коллективной деятельности, к культуре, в основе которой лежит нравственное развитие личности,  от «культуры полезности» к «культуре  достоинства», от силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге, от культуры «историко-патриотической просвещенности» к культуре  исторического  мышления.

В связи с этим педагогами школы  проводятся исследования по  субтемам :

пространства школы

Чернышев Э.Н.

Феномен традиции в  поликультурном образовании

Чернышев Э.Н.

К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании

Краснощекова Т.Б.

От   традиций  донского казачества – к традициям  донского образования.

Кощеева О.Н.

Исследование отечественной духовной традиции  при изучении   обществознания

Кабаргина Т.В.

Духовно-нравственные аспекты современного  краеведческого образования.

Трофимова А.А.

Здоровье как  актуальная традиция  в семейном воспитании.

Марченко Е.В.

Зачем  ребенку  семья или традиции  донского общинного уклада жизни в современных условиях.

Ксенофонтова Л.Д.

Опыт  формирования традиций в  коллективе  младших школьников.

Подгорная Т.А.

Проблемы  сохранения фольклорных памятников в  современном постиндустриальном образовании.

Мартыненко М.В.

К вопросу о восприятии младшими школьниками традиционных методов воспитания.

Дубровина Т.А.

Опыт  изучения  традиций семейного воспитания  подростков.

Ищенко Л.А.

Экологическое   образование в школе в контексте традиций донского казачества.

Фомина Н.В.

Естественнонаучное просвещение как традиция современной  российской семьи.

Абдурашидова Т.Г.

Обращение к образцам духовности  в системе   филологического образования.

Маланюк И.А.

Типичные ошибки  традиционного семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков»

        Возможными проявлениями   процесса культурологического развития  подростка  является

  1. изменяющаяся способность к исследовательской деятельности, к  анализу и сравнению фактов, явлений, объектов реальной жизни, установлению причинно-следственных связей;
  2. изменяющаяся способность к упорядочению и систематизации объектов и явлений;
  3. устойчивый интерес к  изучению истории  семьи, малой Родины, Донского края…, к краеведению (литературному, экологическому, экономико-географическому и др.);
  4. умение растущего человека  строить отношения  с другими людьми, принимать и исполнять различные позитивные социальные роли;
  5. растущая  способность школьника быть законопослушным, следовать демократическим принципам при решении   проблем  правовыми способами;
  6. устойчивое стремление к свободе и самореализации при освоении новых деятельностей;
  7. все более явная способность обучающегося  принимать решения и нести ответственность за их последствия;
  8. появление  привычки обращаться к  историческим (в т.ч. – семейным, истории школы и т.п.)  фактам, закономерностям при  выборе  способов решения личных нравственных проблем;
  9. стремление к социальной активности, к улучшению общественных отношений.

Таким образом,   проводимая работа  призвана   содействовать  развитию обучающегося в контексте  культуры   посредством расширения пространства, средств и методов  развития и  познания на  личностно значимом для   школьника уровне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»

Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образо...