Технология проектного обучения
статья по теме

Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников.  В данном контексте речь идет  о переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентировочной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kalyaeva_e.a..doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Метод учебного проекта как динамическое средство обучения, воспитания развития.

        Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников.  В данном контексте речь идет  о переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентировочной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности.

        Научные исследования школьников являются неотъемлемой частью преподавания предметов естественнонаучного  цикла. При использовании   таких элементов, как мозговой штурм, обучение в деле, совместное обучение,  эвристическое и проблемное обучение,  происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Это позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Поэтому исследовательские работы школьников в последующем становятся этапом работы над проектом,   поддерживают педагогические цели  на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяют учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Проектные задания, предложенные  на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. Помимо основных этапов работы над проектом, планирование исследования и анализ результатов должны быть четко продуманы: чем больше идей и возможностей расширить исследования, тем интересней и практичней будет результат проекта.

К примеру, в рамках работы над интегрированным исследовательским проектом «Атмосфера г.Клин», были проведены следующие исследовательские  работы: «Анализ загрязнения снеговой воды», «Оценка степени техногенного загрязнения воздуха г.Клин», «Качественный анализ дождевой воды». Изучая вопросы, связанные со здоровьем человека, нами был проведен целый ряд исследований, которые дали начало и новым проектам, получившим высокую оценку, как на муниципальном так и на региональном и межрегиональном уровнях. На уроках химии и во внеурочной деятельности большой интерес вызвал проект «Исследование содержания нитратов в различных образцах растительных культур», в нем учащиеся дали рекомендации по обработке овощей. На межрегиональной конференции «Шаг в будущее» - 2009 год 3 место заняла работа «Влияние табачного дыма на значение рН и защитные свойства слюны», автор которой определил социальную значимость результатов. Во время выполнения исследовательской работы  «Динамика ритма сердечных сокращение и параметров умственной работоспособности при корректурном тестировании», победитель региональной конференции «Юный Исследователь» -2010, была издала памятка с перечнем упражнений  для повышения умственной работоспособности.

Помимо исследовательских и творческих, особый интерес представляют  практико-ориентированные проекты. Большое исследование было проделано в работе «Влияние синтетических моющих средств и мыла на динамику рН показателя кожного смыва». Авторы построили следующую схему исследования: изучить состав кислотной мантии кожи, нингидриновй реакцией доказать наличие аминокислот в коже, определить рН растворов моющих средств и кожного смыва компьютерной измерительной системой L-микро, исследовать характер изменения рН кожного смыва под воздействием моющих средств. Результатом стал собственный готовый продукт –  мыло с оптимальным значением рН, сохраняющее кислотную мантию кожи, не наносящее вред коже. При выполнении проектов такого типа важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

        На мой взгляд, образовательный процесс должен строиться не столько в логике учебного предмета, сколько в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в обучении. Проектная деятельность учащихся – дидактическое средство активации познавательной деятельности, развитие креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы в человеческой деятельности в социально культурной среде.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.

Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения

Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...