Школьная проектная лаборатория"
статья по теме

Саркисова Анжела Робертовна

Методическая статья о возможностях использования метода проектов на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_proektnaya_laboratoriya_sarkisova_a.r..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

А.Р.Саркисова,  учитель физики  высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 21 г.Владимира

«Школьная проектная лаборатория»

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я не запомню,

вовлеки меня  и я пойму»

Изречение древних.

        Необходимость постоянного совершенствования системы  и  практики   образования   обусловлена   социальными   переменами, происходящими в обществе.

Приоритетным направлением системы образования становится поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.

На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов. В основу  этого метода легла  идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Среди разнообразия видов проекторной  деятельности особое место занимают практико – ориентрованные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный  социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. Указанный подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность)  и  современным стандартам.

Вы спросите меня: почему из многообразия видов проектной деятельности я выбрала именно практико-ориентированные проекты? Так как именно эти проекты  является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Отражение экспериментального характера физической науки я осуществляю посредством широкого использования различных видов эксперимента — демонстрационных опытов, иллюстративных заданий (опыты), экспериментальных задач, внеклассных и домашних опытов, исследовательских заданий (изобретение устройства), лабораторных работ, физического практикума.

Работа над учебными проектами помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.  

На мой взгляд, именно на таких уроках, возможно, перевести ученика из пассивной в активную позицию и дать ему свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Учащийся сам придумывает и составляет технический паспорт для своего проекта, в котором необходимо нарисовать схему прибора, описать принцип действия, описать явление, которое можно продемонстрировать с помощью данного прибора, некоторые технические характеристики, при желании можно подготовить мультимедийную презентацию. Такая работа позволяет учащемуся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично достигнутые результаты. Результат данной деятельности имеет важное прикладное значение и интересен, и значим и для самих открывателей.

Вот наиболее значимые экспонаты  проектной лаборатории нашей школы.

Название и автор проекта

Участие в конкурсе

Назначение и область применения

Результат   учебный год

1

«Виртуоз»,   Богачев Алесей, ученик 9 «А», (проект представлен в виде мультимедийной презентации).                

Областная ХХХIII выставка изобретателей и рационализаторов учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей Владимирской области.

Для демонстрации явления инерции на уроках физики,  природоведения, и ОБЖ.

1 место в разделе «Демонстрационные приборы» 2010-2011.        

2

«Виртуоз»,   Богачев Алексей, ученик 8 «А», (работа выполнена при технической поддержке учителя технологии).                      

Городская выставка технического творчества учащихся.

Для демонстрации явления инерции на уроках физики,  природоведения, и ОБЖ.

2 место в разделе «Учебное оборудование»  2009-2010.

3

«Чудо-фонарик», Богачев Алексей, ученик 7 «А».

Городская выставка технического творчества учащихся.

Для демонстрации состояния невесомости на уроках физики и природоведения.

2 место в разделе «Учебное оборудование» 2008-2009.

В результате реализации проектов создается такие приборы, которые можно использовать для работы на уроках и  не только физики, что способствует познавательной деятельности и активности школьников.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.

 В заключении хочу заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности. Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь – это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения, и тогда  самая обычная лаборатория по физике или школьная мастерская  могут превратился в проектную лабораторию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Проектная лаборатория «Мои жизненные планы»"

Авторская программа для индивидуально-групповых занятий 8-9 класс по профориентационной работе....

Проектная лаборатория "Зоопарк на ладошке"

Во время занятий дети  знакомятся с разнообразием мира животных, получают знания, умения, навыки работы с пластилином, в процессе использования которого  расширяются возможности изобразитель...

Проект "Школьная полевая лаборатория"

Аннотация.       Наша школа  воспитывает  любовь к земле, к сельскохозяйственному труду, укрепляет традиции сельскохозяйственной жизни. Зная особенности сельско...

Статья "Цифровая лаборатория - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий"

Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подопл...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ СИНЕРГЕТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

В МБОУ «Гимназия № 5» в течение четырёх лет под руководством к.п.н. И.Н. Бабич работает лаборатория «Синергетическая модель образования в словесности», в состав которой входят  учителя и учащиеся...

Организация работы наставника с молодым специалистом в рамка проведения проектной лаборатории

Одним из важных направлений урочной и внеурочной деятельности школьников является проектно-исследовательская деятельность. С целью создания условий для овладения ключевыми компетенциями формирования о...