Программа "Проектная лаборатория «Мои жизненные планы»"
рабочая программа по технологии по теме
Авторская программа для индивидуально-групповых занятий
8-9 класс по профориентационной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ind-gr.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 50 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района городского округа Самара
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ № 50 Замдиректора по УВР на заседании МО учителей __________Силантьева В.В. ________Светухина Н. П. технологии Кировского района
«__»____________2012г. «__»___________2012г. Протокол №__от «___»_____20___г
Методист ТИМО Кировского района Шляпина Н.В.
_____________
Проектная лаборатория «Мои жизненные планы».
(Программа для индивидуально-групповых занятий.)
8-9 класс.
Автор программы: учитель технологии
Светловская Ирина Викторовна
2012г.
Пояснительная записка.
Каждый год тысячи юношей и девушек, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. Причинами этих затруднений является то, что подавляющая часть школьников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» сказано: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации». В 2010 году наша школа получила статус инновационно- активной школы по теме «Реализация межшкольного проекта «Школа профессиональной карьеры», а в 2012году вошла в сетевую проектную площадку «Организация профессионально ориентирующей образовательной среды в условиях новой школы». С 2007 года я веду в школе элективные курсы предпрофильной подготовки : 2011-2012 уч. г. «Основы предпринимательства»(8 кл.), 2009-2010 уч. г. «Мир профессий» (8 кл.), 2008-2011 уч. г. «Эффективное поведение на рынке труда»(9кл.), 2011-2012 уч. г. «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения» ( 9 кл.) Данные курсы ориентированы на самоопределение и самореализацию личности. Мой опыт работы показал необходимость создания проектной лаборатории, так как сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач школьного образования. Выпускники школ должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами и сформированными компетентностями, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Предполагаемые занятия по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов рассчитаны на 17ч в год. Для более эффективной подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля целесообразно сочетать данные занятия с предпрофильными курсами профессионального самоопределения. Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в определении форм, методов, приемов работы в данном направлении.
В процессе преподавания используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, круглый стол, дискуссионный клуб, индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, презентации профессий, интерактивные тесты и др.
Цель занятий – способствовать обоснованному выбору школьниками различных видов деятельности и форм занятости, оптимально соответствующим их личным склонностям, интересам, способностям, а также потребностям рынка труда в Поволжье, способствующим повышению учебной мотивации, развитию аналитического и творческого мышления, эффективному профессиональному самоопределению, планированию карьеры.
Задачи:
- Повышение профессиональной грамотности школьников через:
- Вовлечение в модельные (творческие, исследовательские) и игровые ситуации, раскрывающие характер профессиональной деятельности и профессиональных требований;
- Реализация индивидуальных проектов профориентационного содержания;
- Подготовка школьников к адекватному профессиональному самоопределению; формирование у них положительного отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности построению карьеры;
- Развитие способности в профессиональной адаптации, формирование навыков уверенного поведения в современных социально-экономических условиях; повышение конкурентно способности выпускников школ;
- Развитие творческих способностей к исследовательской деятельности через активизацию учебно-практической и научно-исследовательской деятельности школьников;
- Пропаганда научных знаний через совершенствование методики исследовательской и проектной деятельности;
Тематический план курса.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Теория | практика | |||
1 | Введение: понятие учебного проекта. Методический паспорт учебного проекта. | 1 | ||
2 | Методика осуществления учебного проекта | 0,5 | 1 | |
3 | Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений» | 1 | 1 | |
4 | Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций | 2 | ||
5 | Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы» | 1 | 3 | |
6 | Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» | 1 | 2 | |
7 | Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты ( буклета) в соответствии с запросами рынка труда». | 2,5 | ||
8 | Презентация работ. | 1 | ||
4,5 | 12,5 | |||
Итого: | 17 часов |
Содержание курса.
Тема 1. Введение (1ч.)
Цели и задачи курса. Специфика занятий. История возникновения и развития метода учебных проектов. Основные понятия. Методический паспорт учебного проекта. (Приложение №1).
Тема 2. Методика осуществления учебного проекта(1,5ч.).
Этапы работы методом проектов. Погружение в проект. Обеспечение осуществления учебного проекта. Формы презентаций.
Тема 3. Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений»(2ч.).
Памятка планирования деятельности для развития коммуникативных умений. Методика Т. В. Черниковой «Личностное портфолио старшеклассников». Мониторинг развития коммуникативных способностей в течение 6 месяцев. (по материалам журнала «Школа и производство» №1/2012г. Приложение №2).
Тема 4. Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций. Актуализация значимых проблем. Вопросы ценностно - смыслового самоопределения на современном рынке труда, вопросы профессионального самоопределения.
Тема 5. Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы»(4ч.)
Конкретизация понятия «профессиональное самоопределение». Схема построения ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ (ЛПП), предложенная Е.А. Климовым и модифицированная Н. С. Пряжниковым. Обработка результатов (работа в группе, индивидуально) ( Приложение №3).
Тема 6. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». (3ч.)
Алгоритм проекта: исследовательский; технологический этап; рефлексивно-оценочный этап. (Приложение №4).
Тема 7. Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты (буклета) в соответствии с запросами рынка труда» (2,5 ч.).
Система профессионального образования в Поволжье. Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения. Разработка и создание образовательной карты (буклета).
Тема 8. Презентация работ(1ч.).
Оценка оказанного воздействия (предполагаемый результат).
Готовность учащегося к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Диагностика профессионального самоопределения учащихся по Г. К. Селевко:
- Анкетирование по профессиональному самоопределению с целью получения информации об интересах учащихся;
- Определение личностных изменений учащихся (самооценка, самостоятельность);
- Диагностика и мониторинг уровней сформированности у учащихся профессиональной направленности;
- Мониторинг ценностных установок;
- Расширение пространства социальной реализации учащихся (участие в различных публичных презентациях: научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов в социально-значимых программах разного уровня);
- Увеличение % поступления учащихся в учебные заведения профессионального образования.
Приложение №1.
Методический паспорт проекта.
Учебный проект
Проблема проекта | «Почему?» (это важно для меня лично) | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» ( мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем сделать) | Выбор способов и методов |
Время | «Сколько?» (мы будем это делать) | Планирование работы |
Результат | «Что получится?» (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Приложение №2.
Карта индивидуального развития коммуникативных умений.
Фамилия_______________________Имя____________________________
Класс_______Лабаратория__________________________________________
Дорогой друг!
Ты хочешь приобрести навыки общения в деловой среде? Поработай с картой индивидуального развития.
1. В начале каждого месяца выбери направление развития коммуникативных умений(столбик 1).
2. Спланируй действия ( участие) (столбик2),которые позволяют тебе развивать коммуникативные умения. Для этого можно использовать памятку планирования.
3. В конце месяца проведи анализ своих действий, отмечая, какие коммуникативные умения ты приобрёл (столбик 3).
4. Повтори действия с п. 1 по п. 3.
5. Закончи работу с картой, заполнив раздел « Мои достижения», для этого проанализируй полученные результаты, выбери наиболее успешно развивающиеся умения и отстающие стороны развития. Подумай, что повлияло на получение того или иного результата.
6. Построй планы на будущее.
Памятка планирования деятельности для развития коммуникативных умений .
Направления | Деятельность | Умения |
Публичное выступление | Выступление на школьной научно-практической конференции (НПК). Выступление на районной НПК. Проведение мастер-классов. Проведение социальных акций. Участие в социальных конкурсах. | Соблюдать нормы публичной речи и регламент; готовить план выступления на основе заданных целей; использовать паузы при выступления; использовать наглядные материалы; работать с вопросом заданными на уточнении и понимание . |
Диалог | Участие в мастер-классах. Проведение соцопросов, взятие интервью. Участие в работе Диспут - клуба. Участие в социальных акциях. | Отвечать и задавать вопросы в соответствии с целью; начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами; высказывать своё мнение и запрашивать мнение партнёра. |
Работа в группе | Разработка мастер-классов, социальных акций. Проведение мастер-классов. Участие в мастер-классах. Участие в проведении и обсуждении результатов эксперимента, следований. Участие в школе экспертов. | Следить за соблюдением процедуры обсуждения и обобщения; разъяснять свою идею, аргументировать своё отношение к идеям других членов группы; задавать вопросы на понимание и давать ответ в соответствии с заданием для групповой работы. |
месяц | месяц | ||||
Направление | Действия | Результаты (приобретённые умения) | Направление | Действия | Результаты (приобретённые умения) |
Публичное выступление | Публичное Выступление | ||||
Диалог | Диалог | ||||
Работа в группе | Работа в группе |
Приложение №3.
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Компоненты ЛПП | Вопросы и задания по схеме построения ЛПП |
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения) | 1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы | 2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование и её изменения | 3. Когда в России жить станет лучше? |
4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения) | 4. За 3 мин напишите профессии, начинающиеся с букв М, Н, С. (Если всего- более 17 профессий, то это уже неплохо.) |
5. Выделение дальней профессиональной цели ( мечты) и ёё согласование с другими важными жизненными целями | 5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через 10-15 лет? |
6. Выделения ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней целей ) | 6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте… |
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микроиформационная основа выбора) | 7. Запишите три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три – связанных с обучением в вузе или в колледже… |
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей | 8. Что в вас самих может помешать вам на пути к целям? (О <лени> писать нельзя - надо поконкретнее.) |
9. Представление о путях преодоления своих недостатков ( и о путях оптимального использования своих возможностей) | 9. Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению в учебное заведение)? |
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям | 10. Кто и что могут помешать вам в достижении целей? |
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий | 11. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы резервных вариантов выбора ( на случай неудачи по основному варианту) | 12. Есть ли у вас резервные варианты выбора? |
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда | 13. В чем вы видите смысл своей профессиональной жизни? (Ради чего вы хотите приобретать профессию и работать?) |
14. Начало практической реализации ЛПП | 14. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том , что вы хорошо учитесь нельзя: что вы делаете сверх хорошей учёбы?) |
Варианты обработки результатов ( по опросу ЛПП)
Первый вариант. Листочки собираются и педагог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок ( по каждому вопросу):
1 балл-отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла – минимально конкретизированный ответ ( например, собираюсь поступать в институт , но неясно , в какой…);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 балла – конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы ( предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы, и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивают их и сравнивает с самооценками школьников.
Приложение №4.
МИНИ-ПРОЕКТ «МОЙ ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ). РАБОТА НАД ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ К ПРОЕКТУ
Назови профессию, которую ты хочешь получить__________________________________________
Задание 1. Исследовательский этап.
1) Сформулируй и запиши проблему своего проекта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Определи цель проекта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Перечисли задачи, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Назови источники информации, необходимые тебе для построения индивидуальной образовательной траектории. Отметь достоинства и недостатки каждого источника.
Наименование источника информации | Плюсы | Минусы |
Задание 2. Технологический этап
1) Рассмотри альтернативные варианты продолжения образования. Опиши конкретные образовательные учреждения, в которых можно приобрести выбранную тобой профессию.
Характерные особенности образовательного учреждения | Название образовательного учреждения | ||
Тип образовательного учреждения | |||
Форма обучения | |||
Название специальности | |||
Государственное, негосударственное | |||
Лицензия, аккредитация | |||
Особенности приёма | |||
Наличие подготовительных курсов | |||
Бесплатное, платное (условия оплаты) | |||
Продолжительность обучения | |||
Базовое, филиал | |||
Материальная база | |||
Качественный состав педагогического коллектива | |||
Наличие общежития | |||
Адрес |
2) На основе анализа данных, занесённых в таблицу, опиши оптимальный для тебя вариант продолжения образования.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Обоснуй наиболее оптимальный способ представления своего проекта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Что полезного дала тебе работа над проектом?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Является ли окончательным этот вариант продолжение твоего образования?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Какие причины могут вызвать изменение данного варианта?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Сможешь ли ты теперь помочь своим сверстникам в выборе варианта продолжения образования?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы.
1.Журнал «Школа и производство» №1 2012 год-М.: «Школа-Пресс»
2.Журнал «Профильная школа» Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Просихина О. Ю. Дневник профессионального самоопределения школьника 8-9 классы - М.: «Глобус», 2008
3.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2008
6.Профессиональная ориентация учащихся/А.Д.Сазонов, В.Д.Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов.- СПб., 2003
7.ПряжниковН.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 1996
8.Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы, ПТУ и колледж. - М.: «ВАКО»,2008
9.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2003
10.Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.: Генезис, 2008.
11.Современные методы психологической экспресс - диагностики и профессионального консультирования.- СПб.: Речь, 2006.
12.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков СПб.: Питер, 2007.
13. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности //Народное образование. - 1995. - № 8;
14.Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.
|
15.Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников М.:Издательство: ИЦ Академия, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Образование и формирование жизненных планов"
Классный час в виде презентации разработан для учащихся 8-9 классов в рамках направления воспитательной работы "Моя будущая профессия"...
Примерный жизненный план обучающегося
Примерный жизненный план обучающегося...
Образование и формирование жизненных планов
Классный час в 8-9 классе...
Практикум "Мой жизненный план"
Цель данного занятия- учить ставить цели краткосрочные и долгосрочные; помочь осознать пути достижения целей, укрепить веру в свои силы....
Мои жизненные планы и профессиональная карьера
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учеником под руководс...
План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"
Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация"....
План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...