Программа "Проектная лаборатория «Мои жизненные планы»"
рабочая программа по технологии по теме

Авторская программа для индивидуально-групповых занятий
8-9 класс по профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ind-gr.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

 школа № 50 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района городского округа Самара

УТВЕРЖДЕНО                                     СОГЛАСОВАНО                                   РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ СОШ № 50                Замдиректора по УВР                        на заседании МО учителей __________Силантьева В.В.                   ________Светухина Н. П.                 технологии Кировского района

 «__»____________2012г.                       «__»___________2012г.                 Протокол №__от «___»_____20___г

                                                                                                                                Методист ТИМО Кировского                                                                                района Шляпина Н.В.

                                                                                                                                _____________  

Проектная лаборатория «Мои жизненные планы».

(Программа для индивидуально-групповых занятий.)

8-9 класс.

Автор программы: учитель технологии

Светловская Ирина Викторовна

2012г.

Пояснительная записка.

 Каждый год тысячи юношей и девушек, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством.  Причинами этих затруднений является то, что подавляющая часть школьников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

    Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» сказано: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации». В 2010 году наша школа получила статус инновационно- активной школы по теме «Реализация межшкольного проекта «Школа профессиональной карьеры», а в 2012году вошла в сетевую проектную площадку «Организация профессионально ориентирующей образовательной среды в условиях новой школы». С 2007 года я веду в школе  элективные курсы предпрофильной подготовки : 2011-2012 уч. г. «Основы предпринимательства»(8 кл.), 2009-2010 уч. г. «Мир профессий» (8 кл.), 2008-2011 уч. г. «Эффективное поведение на рынке труда»(9кл.),  2011-2012 уч. г. «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения» ( 9 кл.) Данные курсы ориентированы на самоопределение и самореализацию личности. Мой опыт работы показал необходимость создания проектной лаборатории, так как сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

    Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач школьного образования. Выпускники школ должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами и сформированными компетентностями, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Предполагаемые занятия по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов рассчитаны на 17ч в год. Для более эффективной подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля целесообразно сочетать данные занятия с предпрофильными курсами профессионального самоопределения. Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в определении форм, методов, приемов работы в данном направлении.

В процессе преподавания используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, круглый стол, дискуссионный клуб, индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, презентации профессий, интерактивные тесты и др.

    Цель занятий – способствовать обоснованному выбору школьниками различных видов деятельности и форм занятости,  оптимально соответствующим  их личным склонностям, интересам, способностям, а также потребностям рынка труда в Поволжье, способствующим повышению учебной мотивации, развитию аналитического и творческого мышления, эффективному профессиональному самоопределению, планированию карьеры.

     Задачи:

  1. Повышение профессиональной грамотности школьников через:

- Вовлечение в модельные (творческие, исследовательские) и игровые ситуации, раскрывающие характер профессиональной деятельности и профессиональных требований;

- Реализация индивидуальных  проектов профориентационного содержания;  

  1. Подготовка школьников к адекватному профессиональному самоопределению; формирование у них положительного отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности построению карьеры;
  2. Развитие способности в профессиональной адаптации, формирование навыков уверенного поведения в современных социально-экономических  условиях; повышение конкурентно способности выпускников школ;
  3. Развитие творческих способностей к исследовательской деятельности через активизацию учебно-практической и научно-исследовательской деятельности школьников;
  4.  Пропаганда научных знаний через совершенствование методики исследовательской и проектной деятельности;

Тематический план курса.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

практика          

1

Введение: понятие учебного проекта. Методический паспорт учебного проекта.

1

2

Методика осуществления учебного проекта

0,5

1

3

Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений»

1

1

4

Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций

2

5

Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы»

1

3

6

Мини-проект «Мой вариант продолжения образования»

1

2

7

Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты ( буклета) в соответствии с запросами рынка труда».

2,5

8

 Презентация работ.

1

4,5

12,5

Итого:

17 часов

Содержание курса.

Тема 1. Введение (1ч.)

Цели и задачи курса. Специфика занятий. История возникновения и развития метода учебных проектов. Основные понятия. Методический паспорт учебного проекта. (Приложение №1).

Тема 2. Методика осуществления учебного проекта(1,5ч.).

Этапы работы методом проектов. Погружение в проект. Обеспечение осуществления учебного проекта. Формы презентаций.

Тема 3.  Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений»(2ч.).

Памятка планирования деятельности для развития коммуникативных умений.  Методика Т. В. Черниковой «Личностное портфолио старшеклассников». Мониторинг развития коммуникативных способностей в течение 6 месяцев. (по материалам журнала «Школа и производство» №1/2012г. Приложение №2).

Тема 4. Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций. Актуализация значимых проблем. Вопросы ценностно - смыслового самоопределения на современном рынке труда, вопросы профессионального самоопределения.

Тема 5. Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы»(4ч.)

Конкретизация понятия «профессиональное самоопределение». Схема построения ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ (ЛПП), предложенная Е.А. Климовым и модифицированная Н. С. Пряжниковым. Обработка результатов (работа в группе, индивидуально) ( Приложение №3).

Тема 6. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». (3ч.)

Алгоритм проекта: исследовательский; технологический этап;  рефлексивно-оценочный этап. (Приложение №4).

Тема 7. Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты (буклета) в соответствии с запросами рынка труда» (2,5 ч.).

Система профессионального образования в Поволжье. Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения.  Разработка и создание образовательной  карты (буклета).

Тема 8. Презентация работ(1ч.).

Оценка оказанного воздействия (предполагаемый результат).

Готовность учащегося к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Диагностика профессионального самоопределения учащихся по Г. К. Селевко:

  1. Анкетирование по профессиональному самоопределению с целью получения информации об интересах учащихся;
  2. Определение личностных изменений учащихся (самооценка, самостоятельность);
  3. Диагностика и мониторинг уровней сформированности у учащихся профессиональной направленности;
  4. Мониторинг ценностных установок;
  5. Расширение пространства социальной реализации учащихся (участие в различных публичных презентациях: научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов в социально-значимых программах разного уровня);
  6. Увеличение % поступления учащихся в учебные заведения профессионального образования.

Приложение №1.

Методический паспорт проекта.

Учебный проект

Проблема проекта

«Почему?»

(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?»

( мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»

(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»

(мы это можем сделать)

Выбор способов и методов

Время

«Сколько?»

(мы будем это делать)

Планирование работы

Результат

«Что получится?»

(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Приложение №2.

Карта индивидуального развития коммуникативных умений.

Фамилия_______________________Имя____________________________

Класс_______Лабаратория__________________________________________

                                                           Дорогой друг!

Ты хочешь приобрести навыки общения в деловой среде? Поработай с картой индивидуального развития.

1. В начале каждого месяца выбери направление развития коммуникативных умений(столбик 1).

 2. Спланируй действия ( участие) (столбик2),которые позволяют тебе развивать коммуникативные умения. Для этого можно использовать памятку планирования.

3. В конце месяца проведи анализ своих действий, отмечая, какие коммуникативные умения ты приобрёл (столбик 3).

4. Повтори действия с п. 1 по п. 3.

5. Закончи работу с картой, заполнив раздел « Мои достижения», для этого проанализируй полученные результаты, выбери наиболее успешно развивающиеся умения и отстающие стороны развития. Подумай, что повлияло на получение того или иного результата.

6. Построй планы на будущее.

           Памятка планирования деятельности для развития коммуникативных умений .

Направления

Деятельность

Умения

Публичное выступление

Выступление на школьной научно-практической конференции (НПК).  Выступление на районной НПК.

Проведение мастер-классов.

Проведение социальных акций.

Участие в социальных конкурсах.

Соблюдать нормы публичной речи и регламент; готовить план выступления на основе заданных целей; использовать паузы при выступления; использовать наглядные материалы; работать с вопросом заданными на уточнении и  понимание .

Диалог

Участие в мастер-классах.

Проведение соцопросов, взятие интервью.  Участие в работе Диспут - клуба.

Участие в социальных акциях.

Отвечать и задавать вопросы в соответствии с целью; начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами; высказывать своё мнение и запрашивать  мнение партнёра.

Работа в группе

Разработка мастер-классов, социальных акций.

Проведение мастер-классов.

Участие в мастер-классах. Участие в проведении и обсуждении результатов эксперимента, следований.

Участие в школе экспертов.

Следить за соблюдением процедуры обсуждения и обобщения; разъяснять свою идею, аргументировать своё отношение к идеям других членов группы; задавать вопросы на понимание  и давать ответ в соответствии с заданием для групповой работы.

                                 месяц

месяц

Направление

Действия

Результаты (приобретённые умения)

Направление

Действия

Результаты (приобретённые умения)

Публичное выступление

Публичное Выступление

Диалог

Диалог

Работа в группе

Работа в группе

Приложение №3.

Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

                        Компоненты ЛПП

  Вопросы и задания по схеме построения ЛПП

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы

2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование и её изменения

3. Когда в России жить станет лучше?

4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения)

4. За 3 мин напишите профессии, начинающиеся с букв М, Н, С. (Если всего- более 17 профессий, то это уже неплохо.)

5. Выделение дальней профессиональной цели

( мечты) и ёё согласование с другими важными жизненными целями

5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через 10-15 лет?

6. Выделения ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней целей )

6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте…

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микроиформационная основа выбора)

7. Запишите три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три – связанных с обучением в вузе или в колледже…

8. Представление о  своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей

8. Что в вас самих может помешать вам на пути к целям? (О <лени> писать нельзя - надо поконкретнее.)

9. Представление о путях преодоления своих недостатков ( и о путях оптимального использования своих возможностей)

9. Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению в учебное заведение)?

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям

10. Кто и что могут помешать вам в достижении целей?

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий

11. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

12. Наличие системы резервных вариантов выбора ( на случай неудачи по основному варианту)

12. Есть ли у вас резервные варианты выбора?

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда

13. В чем вы видите смысл своей профессиональной жизни? (Ради чего вы хотите приобретать профессию и работать?)

14. Начало практической реализации ЛПП

14. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том , что вы хорошо учитесь нельзя: что вы делаете сверх хорошей учёбы?)

Варианты обработки результатов ( по опросу ЛПП)

Первый вариант. Листочки собираются и педагог сам оценивает качество ответов.  Ниже представлены ориентировочные критерии  оценок  ( по каждому  вопросу):

  1 балл-отказ отвечать на данный вопрос;

 2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

 3 балла – минимально конкретизированный ответ ( например, собираюсь поступать  в институт , но неясно , в какой…);

 4 балла -  конкретный ответ с попыткой обоснования;

 5 балла – конкретный и хорошо обоснованный ответ,  не противоречащий другим ответам.

Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы ( предварительно совместно разбираются  1-2 анонимные работы, и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивают их и сравнивает с самооценками школьников.

Приложение №4.

 МИНИ-ПРОЕКТ «МОЙ ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ). РАБОТА НАД ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ К ПРОЕКТУ

Назови профессию, которую ты хочешь получить__________________________________________

Задание 1. Исследовательский этап.

1) Сформулируй и запиши проблему своего проекта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Определи цель проекта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Перечисли задачи, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Назови источники информации, необходимые тебе для построения индивидуальной образовательной траектории. Отметь достоинства и недостатки каждого источника.

Наименование источника информации

Плюсы

Минусы

Задание 2. Технологический этап

1) Рассмотри альтернативные варианты продолжения образования. Опиши конкретные образовательные учреждения, в которых можно приобрести выбранную тобой профессию.

Характерные особенности образовательного учреждения

                           Название образовательного учреждения

Тип образовательного учреждения

Форма обучения

Название специальности

Государственное, негосударственное

Лицензия, аккредитация

Особенности приёма

Наличие подготовительных курсов

Бесплатное, платное (условия оплаты)

Продолжительность обучения

Базовое, филиал

Материальная база

Качественный состав педагогического коллектива

Наличие общежития

Адрес

2) На основе анализа данных, занесённых в таблицу, опиши оптимальный для тебя вариант продолжения образования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Обоснуй наиболее оптимальный способ представления своего проекта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Что полезного дала тебе работа над проектом?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

2) Является ли окончательным этот вариант продолжение твоего образования?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Какие причины могут вызвать изменение данного варианта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

4) Сможешь ли ты теперь помочь своим сверстникам в выборе варианта продолжения образования?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Список литературы.

1.Журнал «Школа и производство» №1 2012 год-М.: «Школа-Пресс»

2.Журнал «Профильная школа» Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Просихина О. Ю. Дневник профессионального самоопределения школьника 8-9 классы - М.: «Глобус», 2008

3.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2008

6.Профессиональная ориентация учащихся/А.Д.Сазонов, В.Д.Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов.- СПб., 2003

7.ПряжниковН.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 1996

8.Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы, ПТУ и колледж. - М.: «ВАКО»,2008

9.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2003

10.Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.: Генезис, 2008.

11.Современные методы психологической экспресс - диагностики и профессионального консультирования.- СПб.: Речь, 2006.

12.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков СПб.: Питер, 2007.

13. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности //Народное образование. - 1995. - № 8;

14.Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.

|

15.Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников М.:Издательство: ИЦ Академия, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Образование и формирование жизненных планов"

Классный час в виде презентации разработан для учащихся 8-9 классов в рамках направления воспитательной работы "Моя будущая профессия"...

Примерный жизненный план обучающегося

Примерный жизненный план обучающегося...

Практикум "Мой жизненный план"

   Цель данного занятия-  учить ставить цели краткосрочные и долгосрочные;  помочь осознать пути достижения целей, укрепить веру в свои силы....

Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учеником под руководс...

План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"

Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация"....

План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...