Мои жизненные планы и профессиональная карьера
проект по теме

Колбина Надежда Николаевна

 

                Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учеником под руководством  учителя.

                Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход  в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moi_zhiznennye_plany_i_professionalnaya_karera.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Вухтымская СОШ »

Конкурс методических проектов

Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов

Проект в образовательной области «Технология»

Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Работу выполнила:

Колбина Надежда Николаевна,

учитель технологии.

Адрес:

Прилузский район, п. Вухтым,

ул. Речная, д. 3, кв. 2

Телефон: 89091203932

2010

 Проекты в образовательной области «Технология»

Пояснительная записка

        Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учеником под руководством  учителя.

        Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход  в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.

        Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе,  равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время способствует доброжелательности при всех обстоятельствах.

        Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

        Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются  возможности

для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

        Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться: от 3 – 4 недель до года.

При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.

        Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а несамостоятельная система.

        Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы.

        Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Цели и задачи творческого проекта

        Цели и задачи творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» - оказание действенной помощи учащимся 9-х классов в осознанном выборе профессионального пути.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

        - формирование у старших школьников представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;

        - активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;

        - вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;        

        - формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

- уровень готовности к профессиональному самоопределению;

- значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;

- порядок подготовки и оформления пояснительной записки к проекту;

- правила построения личного профессионального плана.

Учащиеся должны  уметь:

- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;

- корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда;

- соотносить требования профессии к человеку с  собственными

личными интересами, склонностями и способностями;

- проводить профессиограммный и психограммный анализ профессий;

- осуществлять анализ выполненной работы, уметь ее презентовать.

Основные требования к использованию

метода проектов

    •  Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.

   • Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

    • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

     •  Использование исследовательских методов  (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).        

Примерное тематическое планирование уроков

                           

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Введение.

2

2.

Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»: содержание и оформление пояснительной записки.     

2

3.

Выявление интересов, склонностей и способностей.

2

4.

Обоснование выбора специальностей.

2

5.

Личный профессиональный план.

2

6.

Самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

2

7.

Защита проекта.

2

                                                                                                        Итого: 14 часов.

Поурочные методические разработки

Тема 1. Введение (2ч)           
Цели урока: раскрыть значение правильного выбора профессии в жизни человека и общества, выявить у учащихся уровень готовности к профессиональному самоопределению.

  1. Теоретический материал.

          - В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

           Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

           Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

          В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по содержанию, составу операций, входящих в них, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.

Возможен другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым; свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

               Этот  второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?  Узнать многообразие мира профессий.

               Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.  

              С целью закрепления переходим к выполнению обоснованного плана собственных действий т.е. к выполнению творческого проекта «Мои жизненные

планы и профессиональная карьера», который поможет разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить и изложить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.

           Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Буквальный перевод означает «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений: во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

          Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

2. Практическая работа.

          Выявление уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению с помощью  анкеты «Твой выбор» (Приложение 1)   или диагностической методики «Профессиональная готовность»

(автор А.П. Черняковская)

Диагностическая методика

«Профессиональная готовность»

Инструкция.         
         «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны – знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы.

Вопросы:

         1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию,       а уровень образования.

         2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.

         3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои возможности.                                  

         4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.

         5. Я анализирую свое прошлое.

         6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.

         7. Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе.

         8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

         9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

       10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

       11. Все мои действия подчинены определенным целям.

       12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.

       13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.

       14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).

       15. У меня стало  привычкой анализировать важные события моей жизни.

       16. Я ничего не делаю без причины.

       17. Меня вполне устраивает моя пассивность.

       18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

       19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

       20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

       21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.

       22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».

       23. Я не задумываюсь о своем будущем.

       24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.

       25. Я знаю самого себя.

       26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

       27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

       28. Мне не нравиться быть самостоятельным.

       29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.

       30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

       31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

       32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

       33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.

       34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.

       35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.

       36. Я считаю, что интуиция основана на знании.

       37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.

       38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

       39. В моей жизни мало успехов.

       40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

       41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.

Тема 2. Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера: содержание и оформление пояснительной записки». (2ч)

        Цель урока: познакомить учащихся с содержанием и основными требованиями, предъявляемыми к оформлению пояснительной записки к проекту

по технологии.

1. Теоретический материал.

        Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» состоит из двух частей: теоретической  и практической.

Теоретической частью является пояснительная записка, в качестве практической части выступает показ фрагментов будущей профессиональной деятельности в виде  сценок, ситуаций, фотографий, макетов, изделий и т.д.                

По содержанию пояснительная записка включает:

        1. Титульный лист.

        2. Оглавление.

        3. Введение.

        4. Главы основной части.

        5. Заключение.

        6. Библиографический список использованной литературы.

        7. Приложения.

        Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

        В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

        В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова год).

        Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся.

Введение к работе. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте.

        Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

        От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить… и т.п.).

        В первой главе проекта отражаются результаты предварительной диагностики профессионально важных характеристик, профессиональные интересы, склонности и способности, особенности познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, воли) и состояние здоровья.

        В следующих главах необходимо обосновать выбор предпочитаемой специальности (составить ее формулу, разработать профессиограмму и психограмму), предполагаемого учебного заведения, отразить план подготовки к профессиональной карьере.

        Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно

излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

        После заключения принято помещать библиографический список использованной  литературы. Не следует включать в список  работы, которые фактически не были использованы.

        Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

        Пояснительная записка выполняется рукописным машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210×297) через два – полтора межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть на более 60 – 65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта – 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – не менее 15 мм; нижнее не менее 20 мм.

        Работа над проектом, как всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.

        2. Практическая работа.

        1. Оформление учащимися титульного листа и оглавления к проекту по предложенному образу ( Приложения 2,3).

2. Написание примерного варианта «Введения» к творческому проекту.

Примерные варианты обоснования темы

выбранного проекта

Пример 1.

        Ученица,15 лет. «Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии, который можно представить как осознанное отношение человека к окружающему миру, самоутверждение в нем. Но остается  еще одно ограничение – профессий очень много, необозримо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность.

        Конечно, старшие взрослые не могут не болеть за твою профессиональную судьбу, за профессиональный старт. Они стараются помочь, дают советы, сведения о профессиях и т.д. Все это нормально и хорошо. Но хозяин-то выбора – ты. Решать надо все же самостоятельно и с пониманием всех обстоятельств дела.

        Сделать хороший выбор – это значит выбрать работу, которая во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «хочу», «могу», «надо».  

        Выбирая свою будущую профессию, прежде всего, нужно думать о том, соответствует ли она нашим интересам, склонностям, способностям, состоянию нашего здоровья. Также необходимо подумать о том, как обстоят дела на рынке труда: может быть, выбранная нами профессия не нужна обществу, тогда мы просто не найдем работы.

        Одно из самых главных правил – это максимально реализовать себя, свои способности в выбранной профессии.        

        Пример 2.

        Ученик, 15 лет. «Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок.

        Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. В настоящее время перед нами встают вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Знаю ли я себя». Я, и мои сверстники, задумываюсь над тем, кем быть, какую профессию выбрать, Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека.

        Словарь определяет, что слово профессия происходит от латинского «prfiteer» - «объявлено своим делом». Профессия это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования человека.

        Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы к ней лежала душа, довольно трудно.

        Я, думаю, что работа над проектом позволит по-новому взглянуть на себя, с помощью диагностических методик познать и оценить свои возможности.

Наша профессия играет очень важную роль в нашей жизни: работа обеспечивает средствами к существованию, на нее уходит много времени, она определяет

круг наших знакомых, приносит нам материальное удовлетворение. От того, где, кем и как мы работаем, зависит и то, как мы себя чувствуем, и то, как к нам относятся другие. Жизнь в профессии – очень важная составляющая нашей жизни. К сожалению выбирая себе работу, люди нередко допускают ошибки, которые можно избежать.

        Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, т.к. помогает найти свое место в мире профессий, раскрыть свои возможности в труде и через труд, способствует формированию образа жизни и многих других важных в жизни человека событий и явлений.

Тема 3. Выявление интересов, склонностей и способностей.

   Цели урока: закрепить знания учащихся о сущности понятий «профессиональный интерес», «склонность», «способности личности», сформулировать умение осуществлять самоанализ развития профессионально важных характеристик личности.

      1. Деловая игра «Профессиональные способности и возможности».

Ход игры

1 конкурс.  «Разминка»

Задание: быстро и правильно ответить на вопросы (в устной форме).

Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл, дополнение -0,5 балла.

Примерные вопросы к конкурсу:

        1. Какие способности называются специальными?

        2. Чем общие способности отличаются от специальных?

        3. Приведите примеры общих и специальных способностей.

        4. По каким показателям различаются интересы?

        5. Назовите этапы развития интересов.

        6. Что вы понимаете под компенсацией способностей?

        7. Какова роль интересов, склонностей и способностей в выборе профессии?

        8. Что такое темперамент?

        9. Почему при выборе профессии необходимо учитывать состояние здоровья

        10. С помощью каких диагностических методик можно выявить уровень

          развития интересов и склонностей?

2 конкурс.  «Лучший практик»

        Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.

Технические

Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания.

Математические

Способности к литературной деятельности, овладение языками.

Педагогические

Творческое воображение, образное мышление

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми.

Литературно –

лингвистические

Умение логически мыслить, анализировать, обобщать и др.

Способности к

искусствам

Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и т.п.

      2. Практическая работа.        

        На основе предварительной диагностики, проведенной по основным темам блока «Профессиональное самоопределение», учащиеся отражают в проекте полученные результаты (методики «Карта интересов»,  «ДДО», «КОС»,

«Числовые ряды», «Художник или мыслитель», тесты Айзенка, Русалова, Холланда и др.), осуществляя самоанализ развития своих профессионально важных характеристик: способностей, интересов, склонностей, характера, темперамента, типа личности (художественный или мыслительный) и т.п. По итогам самоанализа составляется «Карта самопознания». ( Приложение 4)

Тема 4. Обоснование выбора специальности (2ч)

Цели урока: познакомить учащихся с профессиограммным и психограммным анализом профессий, скорректировать их представление о требованиях конкретных профессий к человеку

1. Теоретический материал.

        Под профессиограммой понимается характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здоровья.

Под психограммой понимается выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности, Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).

2. Практическая работа.

        1. Обоснование учащимися выбора предпочитаемой профессии.

        2. Составление профессиограммы и психограммы избранной специальности.

        Инструкция для написания обоснования выбора профессии: «В этой части проектной работы необходимо рассказать о той профессии, которую вы выбрали. Если вы еще точно не определились с будущей профессией, то покажите значимость той или иной профессии для общества, свое отношение к ней, опишите ее привлекательные и негативные стороны. Напишите, почему вы выбрали эту профессию, кто и как этому содействовал. Нужно определить, к какому типу и классу относится эта профессия, какие требования предъявляют профессии этого типа к человеку. Попробуйте определить степень вашей пригодности к этой профессии: по своим личным свойствам и состоянию здоровья».

Тема 5. Личный профессиональный план (2ч)

Цели урока: подчеркнуть значимость наличия у учащихся личного профессионального плана, подготовки к профессиональной карьере; сформировать умение обосновывать выбор предпочитаемого профессионального варианта.

1. Теоретический материал.         

        Под личным профессиональным планом понимается образ, мысленное представление будущего.

        Е.А. Климов включает в конструкцию ЛПП знания о следующих обстоятельствах:

        главная цель;

        представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей –                жизненная перспектива;

        представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей;

         представления о внешних условиях достижения намеченных целей;

        представления о внутренних условиях достижения намеченных целей;

        запасные варианты целей и пути их достижения на случай возникновения          непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

        Фактор личного профессионального плана считается обоснованным, когда имеется его согласование со всеми остальными факторами выбора профессии, а именно: позиция родителей; старших членов семьи; позиция учителей; склонности; способности; уровень притязаний и уровень информированности. Отсутствие согласованности между факторами делает ситуацию реализации ЛПП довольно сомнительной, неопределенной, сопряженной с ошибочным выбором.

2. Практическая работа.

        1. Обоснование учащимися выбора учебного заведения.

        2. Обоснование запасного профессионального варианта.

Тема 6. Самоконтроль готовности к

профессиональному самоопределению

Цель урока: выявить степень готовности учащихся к выбору профессии, сформированности жизненного плана и профнамерений.

Практическая работа.

        1. заполнение учащимися индивидуальных карт самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

        2. Сравнение с результатами анкеты (или диагностической методики), проведенной на первом занятии.

Тема 7. Защита проекта (2ч)

Цель урока: научить учащихся осуществлять анализ выполненной работы, давать ей оценку, судить об уровне сформированности знаний и умений.

        На защиту проектов приглашаются преподаватели, родители учащихся, руководители образовательного учреждения.

        Презентация творческих проектов осуществляется по следующему плану:

        1. Теоретическая часть (учащиеся должны аргументировать в устной форме свой профессиональный выбор; раскрыть особенности избранной профессии, ее психологические требования, предъявляемые к человеку; ответить на вопросы присутствующих и членов комиссии).

        2. Практическая часть (практический показ учащимися фрагментов будущей профессиональной деятельности в виде фотографий, готовых изделий, макетов, разыгранных сценок или ситуаций и др.)

        3. Анализ оформления пояснительной записки к проекту.

        Каждый эксперт, оценивающий результаты выполненного проекта, обеспечивается листом-бланком «Критерии оценки проектной работы» (см. Приложение 6) . Максимальная сумма баллов, которую может набрать проектант, составляет 20 баллов. На заключительном этапе члены комиссии подводят итоги и объявляют победителей. Желательна процедура награждения проектантов в номинациях «Лучший творческий проект», «Лучшая защита проекта», «Лучшему практику», «За лучшее оформление проектной работы».

            Примерные варианты практической части презентации проекта

п/п

Профессия

Варианты практического показа фрагментов будущей профессии

1

Водитель

- разыгрывание сценки «Ситуация на перекрестке»;

- показ фрагмента компьютерной игры «Правила дорожного движения».

2

Продавец

Ролевая игра «В магазине».

3

Модельер,

портной

- демонстрация готового изделия одежды;

- демонстрация рисунков (чертежей) предполагаемой коллекции одежды.

4

Воспитатель,

Учитель начальных

классов

- показ фрагмента занятия с малышами;

- инсценирование педагогических ситуаций.

5

Повар, кулинар

- определение праздничного меню;

- демонстрация праздничной сервировки стола.

6

Врач

- оформление иллюстративного альбома «Лекарственные растения»;

- подготовка беседы с подростками о вреде курения.

7

Бухгалтер,

экономист

- составление годового семейного бюджета.

8

Журналист

- подготовка статьи для школьной стенгазеты.

9

Парикмахер

- демонстрация вариантов причесок;

- презентация косметических средств по уходу за волосами.

Литература

1. С.Н. Чистякова., И.А. Умовская ., Н.Ф. Родичев

Твоя профессиональная карьера. – Просвещение, 2000

2. Н.Ф. Дик. Профильные классные часы. – Феникс, 2007

3. А.Н. Бобровская., Г.Ф. Доколина., Использование проектной деятельности    на уроках    технологии. – Корифей, 2006

                                                                                                  Приложение 1

                                                       Анкета твой выбор

        Перед тобой анкета, которая имеет форму биографии. Ответы на вопросы дают возможность рассказать о себе, а нам, педагогам, получить некоторые сведения о твоих индивидуальных особенностях.Отвечать на поставленные вопросы пытайся как можно полнее и точнее, избегая коротких «да» и «нет».

1. Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Год рождения_______________Школа____________________Класс___________

2. Ты учишься:

        1) увлеченно;

        2) с интересом;

        3) по принуждению;

        4) безразлично;

        5) для будущего, при этом реализуешь свои

      способности на 100%, 75%, 50%, 25%

3. Твои любимые предметы, чем они тебе  нравятся?____________________________________________________________ _____________________________________________________________________

4. Твои нелюбимые предметы, чем они тебе не нравятся?____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Твои любимые занятия на досуге_______________________________________________________________

6. Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке?_____________________________________________________________

7. Состояние твоего здоровья_____________________________________________________________

8. Что привлекает тебя в избранной профессии?

        а) условия труда;

        б) сам процесс трудовой деятельности;

        в) высокая материальная обеспеченность;

        г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

        д) спокойная работа;

        е) высокая степень ответственности;

        ж) самостоятельное принятие решений;

        з) возникновение сложных и даже опасных ситуаций;

        и) контакты с людьми;

        к) возможность творческой деятельности;

        л) частые командировки;

        м) возможность что-то создавать своими руками;

        н) работа на свежем воздухе;

        о) романтичность;

        п) полезность результатов;

        р) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);

        с) независимость;

        т) близость к месту жительства.

9. Какие профессии тебе нравятся?____________________________________________________________

10. Выбрал ли свою будущую профессию (да/нет). Какую?______________________________________________________________

11. Есть ли у тебя какие-либо профессиональные предположительные варианты?____________________________________________________________

12. Какую профессию тебе советуют выбрать?

        Родители?___________________________________________________________

        Учителя____________________________________________________________

        Друзья_____________________________________________________________

14. К какой, по-твоему, области деятельности или знаний у тебя есть способности?_________________________________________________________

15. Считаешь ли ты, что у тебя есть качества, которые затрудняют осуществление твоих профессиональных намерений? Почему?_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________    

16. Что бы ты хотел узнать дополнительно об интересующей тебя профессии?

_____________________________________________________________________

17. Твои планы на будущее:

   А) пойти в колледж (какой)_______________________________________________________________

   Б) пойти учиться в ВУЗ (какой?)______________________________________________________________

   В) пойти работать (куда?)_______________________________________________________________

   Г) пойти работать и учиться (где?)________________________________________________________________

18. Уверен(а) ли ты в осуществлении своих планов? (да, нет, не знаю)

                                                                                                             Приложение 2

                                     

Оглавление

      Введение

             1. Обоснование темы выбранного проекта……………………

        2. Цели и задачи проекта……………………………………….

   3. План действий………………………………………………..

      Основная часть.

             Глава 1. Выявление интересов, склонностей, способностей…

              § 1. Учет интересов, склонностей при выборе профессии……..

              § 2. Изучение способностей………………………………………

             Глава 2. Обоснование выбора специальности…………………

             Глава 3. Обоснование выбора учебного заведения……………

   Глава 4. Запасной профессиональный вариант………………..

       Заключение.

       Литература.

       Приложение.

                                                                                             

                                                                                        Приложение 3

                                               

Карта самопознания

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Возраст_________________Школа___________________Класс_______________

1. Изучение биологических характеристик.

        Зрение___________________________________________________________

        Слух____________________________________________________________

        Утомляемость____________________________________________________

        Дефекты речи____________________________________________________

        Общее состояние здоровья_________________________________________

        Отношение к здоровью____________________________________________

2. Изучение профессиональной направленности личности.

        А) Интересы_____________________________________________________
    _________________________________________________________________

        Б) Склонности____________________________________________________

        ДДО____________________________________________________________

        ОПГ____________________________________________________________

     («Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-      знаковая система», «Человек-человек художественный образ»)_____________ ____________________________________________________________________

       В) Способности___________________________________________________

       Общие интеллектуальные способности_______________________________

       Коммуникативные и организаторские способности_____________________

   __________________________________________________________________

      Музыкальные_____________________________________________________

      Вокальные________________________________________________________

      Артистические_____________________________________________________

      Художественные___________________________________________________

      Технические_______________________________________________________

      Математические___________________________________________________

      Литературные_____________________________________________________

      Педагогические____________________________________________________

      Прочие, наиболее отчетливо выраженные способности___________________

   ___________________________________________________________________

3. Изучение форм психического отражения.

      Внимание_________________________________________________________

      Память___________________________________________________________

      Мышление_______________________________________________________          

      Воображение_____________________________________________________

      Восприятие_______________________________________________________

4. Структура личности.

    Тип личности_____________________________________________________

    Темперамент:

       А) сила__________________________________________________________

       Б) настойчивость__________________________________________________

       В) инициативность________________________________________________

       Уровень самооценки_______________________________________________

    __________________________________________________________________

    Предпочитаемая область деятельности, профессия_______________________

    __________________________________________________________________

    Запасной вариант___________________________________________________

    Противопоказанные сферы профессионального выбора __________________

   __________________________________________________________________

                                                                                                 Приложение 4

Личный профессиональный план

        Моя главная цель:

Кем я хочу быть?

Нотариусом.

Где я хочу работать?

В государственной нотариальной конторе.

Необходимое базовое образование.

Среднее специальное юридическое учреждение (стаж 3 года) или высшее юридическое образование.

Профессионально важные качества.

Ответственность и внимательность, собранность и

Дисциплинированность.

        

Что я для этого имею и умею:  

Мои склонности.

Математические, гуманитарные, к работе с людьми

Мои способности.

Логика, расчетливость.

Состояние здоровья.

Хорошее.

Возможности (материальные,

семейные и т.д.

Умственные.

Что я должна предпринять для достижения цели:

Получение среднего общего образования.

Окончание 11 классов.

Получение профессионального

Образования.

Высшее юридическое образование.

Учебное заведение.

Государственный университет.

Факультет.

Юридический.

Начало трудовой деятельности.

Помощник нотариуса в нотариальной

Конторе.

                                                                                                          Приложение 5

Критерии оценки проектной работы

Ф.И.О.

учащихся

Пояснительная записка (5б.)

Практическая

часть (5б.)

Защита проекта  (5б.)

Ответы на вопросы

(5б.)

Общий балл

Выполнение этапов проекта, 1б.

Эстетика, 1б.

Качество прилагаем..схем, рисунков, 1б.

Аргументиров. выбора темы, 1б.

Обоснование потребности, 1б.

Качество инсценирования, 1б.

Оригинальность, 2б.

Наглядность, 1б.

Наличие професс. опыта, 1б.

Полнота работы, 1б.

Культура речи, 1 б.

Испол. нагл. мат., 1б.

Импровиз. начало, 1б.

Аргументировать, 1б.

Полнота, 1б.

Убедительность, 2б.

Аргументированность, 1б.

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Тема: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;развивать ...

Презентация к уроку "Мои жизненные планы и профессиональная карьера"

Презентация к уроку "Мои жизненные планы и профессиональная карьера"...

Урок технологии по теме "Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»" 11 класс

Цели и задачи урока:                       1. Закрепить знания по разделу технология профе...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...