Организация работы наставника с молодым специалистом в рамка проведения проектной лаборатории
статья

Лукьянова Ирина Михайловна

Одним из важных направлений урочной и внеурочной деятельности школьников является проектно-исследовательская деятельность. С целью создания условий для овладения ключевыми компетенциями формирования опыта проектно-исследовательской деятельности, МО учителей естественнонаучного цикла использует такую форму как проектная  лаборатория (мастерская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная  лаборатория

методического объединения  учителей естественнонаучного цикла и молодых специалистов

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,

кроме тех которые появляются в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе.

 А. Н. Колмогоров

Образован не тот, кто много знает, 
а тот, кто хочет много знать 
и кто умеет добывать эти знания. 
В.П. Вахтеров

«Все новое, хорошо забытое старое»- гласит пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Метод проектов, яркая иллюстрация этого явления. Слайд №2

Немного истории. Слайд №3

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Американский педагог У.Х. Килпатрик заложил основы теории метода проектов. Он назывался методом проблем.

В 1920-х годах в школах России также использовался метод проектов как средство развития учащихся, но в 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологиям нового времени, нового века, так как она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы – показатель высокого уровня ОУ.

Метод проектов всегда предлагает решение какой то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «Осязаемыми», то есть  должно быть конкретное решение проблемы, конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов: Слайд №4

  1. Наличие проблемы / задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Структурирование содержательной части проекта
  4. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

Одним из важных направлений урочной и внеурочной деятельности школьников является проектно-исследовательская деятельность. С целью создания условий для овладения ключевыми компетенциями формирования опыта проектно-исследовательской деятельности, наше МО учителей естественнонаучного цикла использует такую форму как проектная  лаборатория (мастерская).

Что же это такое?

Проектная лаборатория (мастерская) – добровольное сообщество учащихся и педагогов – мастеров с целью создания проектов определенной направленности. Слайд №5

Задачи проектной лаборатории:

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской  деятельности;

формирование навыков разработки, реализации и презентации результатов исследования, учебного проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы. Слайд №6

Принципы проектной деятельности в проектной лаборатории:

  • каждый может начать собственный проект;
  • каждый может объединиться с другими в ходе работы над проектом;

каждый может выйти из проекта. Слайд №7

 Результат деятельности лаборатории – готовый продукт, представленный к публичной защите и оценке.

Продуктом могут быть: Слайд №8        

  • предметы, сделанные своими руками: макеты, модели;
  • мероприятия: фотовыставки, викторины, конференции, праздники, если они подготовлены самими учащимися;
  • информационные продукты: газеты, книжки, плакаты, карты, буклеты, стихотворения, рассказы, доклады, отчеты об исследованиях и т. д.
  • решение конкретных проблем: изменение, улучшение конкретной ситуации.

Все проекты после защиты оформляются в Портфель достижений ученика.

Работа нашей проектной лаборатории осуществляется по следующим направлениям: Слайд №9

Совместная деятельность учащихся 5, 10 классов

Первые десанты космических трасс

Интеграция  предметов, наставники – молодой специалист

Электронное пособие «Космическая математика»

Педагогическое проектирование, профориентация

Предки человека на планете Земля

Хочется представить экспертов, которые будут работать в нашей проектной лаборатории Слайд №10

  1. Высоцкая Нина Васильевна,  ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель РФ
  2. Калинина Наталья Александровна, учитель информатики МБОУ «СОШ №5»  (представитель  педагогического сообщества)
  3. Пушкарёва Галина, учащаяся 11Б класса
  4. Морозова Валерия, учащаяся 10А класса

Они  оценят  предложенные к защите проекты.

 

1-е направление. Совместная деятельность учащихся 5, 10 классов. Слайд №11

В данном направлении мы использовали технологию разновозрастной проектной деятельности.

 Разновозрастная проектная деятельность - педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью и формирования у них опыта социальной коммуникации.

Объединение учащихся разных возрастных групп обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации учебного процесса. Ученики во время работы в разновозрастных проектах чувствует себя вполне комфортно.

В этом направлении учащаяся 10А класса Ворожейкина Кристина и учащаяся 5В класса Туленкова Анна представят к защите поисково-исследовательский проект «Первые десанты космических трасс».

2-е направление. Интеграция  предметов, наставники – молодой специалист. Слайды №12-16

Интегрированный проект - не просто соединение разных предметов, это их объединение на основе общего подхода, средство интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть научными и культурными достижениями, нужно уметь перекидывать мостики от прошлого к современности, устанавливать связи между различными областями знаний, что, в свою очередь, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс.

Кроме того, интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе. Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений, наборе и структурировании материала. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций по заданной теме, где учащиеся могут реализовать свои знания по информатике. Опыт нашей работы показал, что подобный подход позволяет подойти к обучению более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие информативных знаний.

Интеграция предметов возможна при наличии следующих условий:

  • объекты исследования должны совпадать или быть близкими;
  • в интегрированных предметах возможно использование одинаковых методов исследования;
  • прослеживаются общие закономерности в исследуемых объектах или явлениях.

В этом направлении учащимися 5В класса Ильиной Анной и Антошиной Дарьей было создано электронное пособие  «Космическая математика» (интеграция предметов математика, астрономия, география). К работе над данным проектом был привлечён молодой специалист Ковалёва Юлия Сергеевна, учитель математики, а руководителями-кураторами проекта являются учителя-стажисты Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии и Новикова Галина  Кирилловна, учитель биологии.

3-е направление. Педагогическое проектирование, профориентация. Слайд №17-25

Учащимся, ориентированных на выбор педагогических профессий, мы предложили новую форму проекта  - педагогическое проектирование, которое направлено на проектирование современного урока, соответствующего требованиям ФГОС  ООО. Проектирование урока осуществляется в три последовательных этапа:

  • моделирование,
  • проектирование,
  • конструирование.

Моделирование урока — это процесс определения основных его параметров. Оно включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющих мировоззренческое поле урока, постановку цели урока, определение его вида и типа. Модель урока — это и есть общее представление учителя об уроке, его эскиз. Данный этап, как правило, мысленный и устный. Моделирование — это начальный этап перевода теории урока в практику, осуществляемый как процесс выбора опорной теории и использования ее как основания для практического действия.

Проектирование урока — следующая ступень его разработки (это понятие используется в более узком смысле, чем употребляемое для всего процесса разработки урока). Этот этап состоит в разработке способов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель, — задачи, принципы, содержание, методы, формы учебной деятельности. Цель урока уточняется и разбивается на задачи, принципы «переводятся» в правила своей реализации, содержание формируется как учебный материал со своим объемом и формами предъявления учащимся, методы и средства обучения отбираются на основании цели, уровня развития детей, готовности учителя ими пользоваться, определяется форма учебной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая, коллективная и др). На этом этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который на следующем этапе будет превращаться в технологию.

 Конструирование урока — конечный этап проектирования. Его назначение — создание системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение ими учебным материалом в соответствии поставленной цели, то есть создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала. Формы конструирования — конспекты уроков, сценарии, планы, планы-тезисы, схемы, методические разработки.

Продуктом  проекта стал сценарий урока «Предки человека на планете Земля». Данный урок был смоделирован Щукиным Григорием, учащимся 10Б класса. Щукин Григорий провёл данный урок в 5В классе. Мы вам предлагаем посмотреть фрагменты этого урока. Руководители-кураторы -   Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии, Новикова Галина  Кирилловна, Чернова Галина Николаевна, учителя биологии.

 Реализация проектов способствует познавательной деятельности и активности школьников.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.

 В заключении хочется заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности. Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь – это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения, и тогда  самая обычные лаборатории по биологии, географии, химии могут превратиться в проектные лаборатории.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный план работы наставника и молодого специалиста

материал содержит план методического сопровождения молодого специалиста...

План работы наставника с молодым специалистом учителем английского языка

В плане работы представлены мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности педагога - наставника с молодым специалистом на учебный год....

Программа работы наставника с молодым специалистом

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых дл...

План работы наставника с молодым специалистом.

В последнее время много внимания уделяют  развитию наставничества в школе. Это вариант плана работы с молодым специалистом....

Работа наставника с молодым специалистом.

методы и формы работы с молодым специалистом....

План работы наставника с молодым специалистом

План содержит следующие разделы:ЦельЗадачиТемаВопросы для обсужденияПланируемые результатыСрок исполнения...

Программа работы наставника с молодым специалистом педагогом – психологом

Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. Создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-пе...