«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».
методическая разработка на тему
подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение педагогов учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
20 февраля 2012г
Тема:
«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».
Форма проведения: мастерская профессионального роста
Цель: подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме
Оборудование: плакат-толерантности, цветы из бумаги, ручки, бумага, музыкальное сопровождение, статуэтка слоника, карточки с ситуациями, ПК для показа презентации, карточки с упражнениями, тренингами.
План работы:
1.Сообщение темы.
2.Разбор понятий:
- Компетентность-под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Основные составляющие компетентности
педагогических работников
- Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
- Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
- Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
- Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
3.Знакомство и принятие девиза и правил занятия.
Девиз: «Услышишь – забудешь,
Увидешь – запомнишь,
Попробуешь – поймёшь!»
Древне-китайский мыслить: Конфуций.
Правила нашей группы, принятие правил общения:
1.Доверительный стиль общения.
Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты».Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
2.Общение по принципу «Здесь и теперь»
Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий случившихся с другими людьми. Вот время занятий мы будем говорить только о том, что волнует именно сейчас, и обсуждать то, что происходит в группе.
3.Персонификация высказываний
Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и те самым уходить от ответственности за свои слова. По этому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считают , что … » - на такое: « Я считаю, что … »;
«Некоторые из нас думают, что …» - на «Я думаю …» и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» – на конкретную фразу: «Оля и Соня не поняли меня».
4.Открытость в общении
Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за открытость и откровенность; дающий же оценку должен проявить терпимость, чтобы помочь товарищу раскрытьсебя.
5.КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО В ГРУППЕ
Всё, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.
6. Определение сильных сторон личности.
Во время занятий любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать, как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.
7.Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнём: «Ты совершил плохой поступок».
8.Активное участие в происходящем.
Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнёра и коллектив в целом. Мы всё время в группе внимательны к другим, нам интересны окружающие.
9.Уважение говорящего.
Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаём свои вопросы, благодарим или спорим с ним.
4. Изучение методов,приёмов по методике Н.Е.Щурковой.
«Приветствие»
Ведущий приветствует каждого участника по очереди и каждый участник должен повторить приветственную речь ведущего при обращении к нему.
«Моя мечта»
Каждый участник вслух проговаривает свою мечту, обращаясь к статуэтке: слоник, балерина и т.п.
«Письмо другу»
I вариант:
-Начинаем письмо со слов: «Дорогой (ая)…..».
-Затем делим лист на 2 части: в правой колонке записываем положительные черты друга, которому адресовано письмо, а в левой –записываем свои отрицательные черты.
-Заканчиваем письмо словами: «Ваш (а)…».
-Передаём письмо другу.
-Обсуждение вслух каждым участником.
-Вывод: легче хвалить другого человека, чем критиковать себя.
II вариант:
Каждый пишет письмо другу, в котором выражает комплименты, похвалу в адрес друга. Затем складывают в шапочку и вытягивают по –одному или вручают в руки.
«Комплимент»
Похвалите себя на первую букву имени и фамилии.
Например: Я Светлана Кривощёкова, я светлая, сосредоточенная, коммуникабельная, красивая, корректная.
Упражнение-тренинг «Представление себя»
I вариант:
Инструкция:назовите своё имя и покажите движение, которое, раскрывает суть вашего характера.
II вариант:
Инструкция:вы должны представиться от имени вашей любимой вещи. Рассказать о себе и сказать,что вас объединяет с соседом.
5.Разбор ситуаций.
Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.
Ситуация 1:
Дружили две девочки: Катя и Лена. Лена плохо училась по математике и Катя решила ей помочь. Она попросила свою сестру Олю оказать помощь Лене по математике. Оля работает в школе учителем начальных классов.Своей сестре Катя рассказала о Лене, что её подруга добросовестная, ответственная и исполнительная, но не успевает по математике. Оля согласилась помочь.
Катя пригласила Лену к 12 часам, но подруги не было. Оля подождала ещё 30 минут и ушла на работу. В 13 часов пришла Лена. Катя открыла дверь и сказала: « Как тебе не стыдно, ты меня и мою сестру подвела. Больше я не хочу с тобой дружить». И закрыла дверь.
Вопросы для обсуждения:
-Какие личные качества вы увидели у Кати?
-Правильно ли она повела себя?
-Что вы почувствовали на месте Лены?
- А как бы вы поступили вместо Кати?
Проигрывание ситуации 1с изменениями.
Задание: на листочках дети пишут: из-за чего чаще всего возникают ссоры. Затем сравнивают ответы с записью на экране.
- Непонимание друг друга;
- Неумение выслушать другого;
- Нежелание уступить;
- Равнодушие и т.д.
-Ребята, давайте вместе составим правила дружбы:
1.Уметь слушать друг друга.
2.Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе и т.д.
6. «Поляна толерантности»
Инструкция: Каждый участник должен написать присутствующему человеку комплимент.
Все участники встают в круг и под музыку пишут на листочках комплименты друг другу. Затем записи вывешиваются на плакат, зачитываются.
7. Рефлексия
- Мне понравилось (или не понравилось) данное занятие, потому что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.
Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.
Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ...
Доклад «Проблемы формирования коммуникативной компетенции у воспитанников школы-интерната»
Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения...
Коммуникативная компетенция педагога при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением
Цель: создание психологичесой безопасности при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением.Задачи:организовать деятельность по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого п...

«Развитие коммуникативной компетенции педагога, как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Работа с семьей, с родителями - это кропотливый труд. Каждому учителю, неизбежно приходится общаться с родителями своих учеников в разных ситуациях. Учитель должен обладать высокоразвитым чувство...
