«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».
методическая разработка на тему

подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_20.02.12g.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов учреждения

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

20 февраля 2012г

Тема:  

«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».

Форма проведения: мастерская профессионального роста

Цель: подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме

Оборудование: плакат-толерантности, цветы из бумаги, ручки, бумага, музыкальное сопровождение, статуэтка слоника, карточки с ситуациями, ПК для показа презентации, карточки с упражнениями, тренингами.

План работы:

1.Сообщение темы.

2.Разбор понятий:

  1. Компетентность-под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

Основные составляющие компетентности

педагогических работников

  1. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
  2. Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
  3. Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  4. Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

3.Знакомство и принятие девиза и правил занятия.

Девиз:     «Услышишь – забудешь,

Увидешь – запомнишь,

                  Попробуешь – поймёшь!»

Древне-китайский мыслить: Конфуций.

Правила нашей группы, принятие правил общения:

1.Доверительный стиль общения.

Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты».Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального  положения, жизненного опыта и т.д.

2.Общение по принципу «Здесь и теперь»

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий случившихся с другими людьми. Вот время занятий мы будем говорить только о том, что волнует именно сейчас, и обсуждать то, что происходит в группе.

3.Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и те самым уходить от ответственности за свои слова. По этому мы заменяем высказывания типа:  «Большинство  людей считают , что … » - на такое:  « Я считаю, что … »;

«Некоторые из нас думают, что …» - на «Я думаю …» и т.п.  Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» – на конкретную фразу: «Оля и Соня не поняли меня».

4.Открытость в общении

Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за открытость и откровенность;  дающий же оценку должен проявить терпимость, чтобы помочь товарищу раскрытьсебя.

5.КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО  В ГРУППЕ

Всё,  что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время занятий любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать, как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.

7.Недопустимость непосредственных оценок человека.

        При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне  не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнём: «Ты совершил плохой поступок».

8.Активное участие в происходящем.

   Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнёра и коллектив в целом. Мы всё время в группе внимательны к другим, нам интересны окружающие.

9.Уважение говорящего.

    Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не  перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаём свои вопросы, благодарим или спорим с ним.

4.  Изучение методов,приёмов по методике Н.Е.Щурковой.

«Приветствие»

Ведущий приветствует каждого участника по очереди и каждый участник должен повторить приветственную речь ведущего при обращении к нему.

«Моя мечта»

Каждый участник  вслух проговаривает свою мечту, обращаясь  к статуэтке: слоник, балерина и т.п.

«Письмо другу»

I вариант:

-Начинаем письмо со слов: «Дорогой (ая)…..».

-Затем делим лист на 2 части: в правой колонке  записываем  положительные черты друга, которому адресовано письмо, а в левой –записываем свои отрицательные черты.

-Заканчиваем письмо словами:  «Ваш (а)…».

-Передаём письмо другу.

-Обсуждение вслух каждым участником.

-Вывод: легче хвалить другого человека, чем критиковать себя.

II вариант:

Каждый пишет письмо другу, в котором  выражает комплименты, похвалу в адрес друга. Затем складывают в шапочку и вытягивают по –одному или вручают в руки.

«Комплимент»

Похвалите себя на первую букву имени и фамилии.

Например: Я Светлана Кривощёкова, я светлая, сосредоточенная, коммуникабельная, красивая, корректная.

Упражнение-тренинг  «Представление себя»

I вариант:

Инструкция:назовите своё имя и покажите движение, которое, раскрывает суть вашего характера.

II вариант:

Инструкция:вы должны представиться от имени вашей любимой вещи. Рассказать о себе  и сказать,что вас объединяет с соседом.

5.Разбор ситуаций.

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.

Ситуация 1:  

     Дружили две девочки: Катя и Лена. Лена плохо училась по математике и Катя решила ей помочь. Она попросила свою сестру Олю оказать помощь Лене по математике.  Оля работает в школе учителем начальных классов.Своей сестре Катя рассказала о Лене, что её подруга добросовестная, ответственная и исполнительная, но не успевает по математике. Оля согласилась помочь.

  Катя пригласила Лену к 12 часам, но подруги не было. Оля подождала ещё 30 минут и ушла на работу. В 13 часов пришла Лена. Катя открыла дверь и сказала: « Как тебе не стыдно, ты меня и мою сестру подвела. Больше я не хочу с тобой дружить». И закрыла дверь.

Вопросы для обсуждения:

-Какие личные качества вы увидели у Кати?

-Правильно ли она повела себя?

-Что вы почувствовали  на месте Лены?

- А как бы вы поступили вместо Кати?

Проигрывание ситуации 1с изменениями.

Задание: на листочках дети пишут: из-за чего чаще всего возникают ссоры. Затем сравнивают ответы с записью на экране.

  1. Непонимание друг друга;
  2. Неумение выслушать другого;
  3. Нежелание уступить;
  4. Равнодушие и т.д.

-Ребята, давайте вместе составим правила дружбы:

1.Уметь слушать друг друга.

2.Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе  и т.д.

6. «Поляна толерантности»

Инструкция: Каждый участник должен написать присутствующему  человеку комплимент.

 Все участники встают в круг и под музыку пишут на листочках комплименты друг другу. Затем записи вывешиваются на плакат, зачитываются.

7. Рефлексия

-  Мне понравилось (или не понравилось) данное занятие, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.

Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ...

Доклад «Проблемы формирования коммуникативной компетенции у воспитанников школы-интерната»

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения...

Коммуникативная компетенция педагога при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением

Цель: создание психологичесой безопасности при  взаимодействии с подростками с агрессивным  поведением.Задачи:организовать деятельность по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого п...

«Развитие коммуникативной компетенции педагога, как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Работа с семьей, с родителями - это кропотливый труд. Каждому учителю, неизбежно приходится общаться с родителями своих учеников в разных ситуациях. Учитель должен обладать высокоразвитым чувство...