Коммуникативная компетенция педагога при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением
статья

Цель: создание психологичесой безопасности при  взаимодействии с подростками с агрессивным  поведением.

Задачи:

  • организовать деятельность по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого поведения детей;
  • составить рекомендации для всех участников образовательных отношений по коррекции агрессивного поведения подростков.

Виды агрессии. Причины агрессивного поведения подростков.

Правила экстренного вмешательства.

Рекомендации педагогам, родителям, классным руководителям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетенция педагога рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.  

В современном мире, психологическая безопасность при  взаимодействии с подростками с агрессивным  поведением является условием, способствующим развитию социального здоровья людей. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации социального и психического здоровья всех участников образовательных отношений.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней и высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от агрессии.

Анализ научной литературы показал, что агрессию связывают с деструктивными эмоциями, например, гневом, с деструктивными мотивами (стремлением наказать и принести вред)   и деструктивными установками.

Р. Бэрон, Д. Ричардсон определяют агрессию, как форму поведения, направленного на причинение вреда и ущерба другому человеку. При этом агрессор понимает, что жертва подобное обращение не принимает.

Цель: создание психологической безопасности при  взаимодействии с подростками с агрессивным  поведением.

Задачи:

  • организовать деятельность по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого поведения детей;
  • составить рекомендации для всех участников образовательных отношений по коррекции агрессивного поведения подростков.

Виды агрессии:

  • физическая агрессия
  • вербальная агрессия;
  • аутоагрессия – агрессия, направленная на себя

Причины агрессивного поведения подростков:

  • семейное воспитание;
  • ситуативные факторы;
  • особенности нервной системы ребенка;
  • личностные особенности ребенка;
  • отношения со сверстниками;
  • перегруженность детей занятиями;
  • отношение ребенка с педагогами;
  • недостаточная занятость и организованность (много свободного времени).

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного

воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов:

1) Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка или подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

переключение внимания, предложение какого–либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Подростки нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что–то другое.

2) Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности:

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у подростка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

констатирующий вопрос («ты злишься?»);

раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто–то громко кричит»);

апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка или подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

3) Контроль над собственными негативными эмоциями:

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.

Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4) Снижение напряжения ситуации:

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской – подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

крик, негодование;

агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

использование физической силы;

втягивание в конфликт посторонних людей;

непреклонное настаивание на своей правоте;

нотации, проповеди, «чтение морали»,

наказания или угрозы наказания;

обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;

сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;

команды, жесткие требования, давление;

оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5) Обсуждение проступка:

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в классе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого агрессора.

6) Сохранение положительной репутации ребенка:

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком или подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по–своему;

предложить ребенку или подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7) Демонстрация модели неагрессивного поведения:

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился);

пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

внушение спокойствия невербальными средствами;

прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

использование юмора;

признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

При проявлении агрессии ребенком, действуйте по следующей схеме:

1. Признайте злость ребенка «Я вижу, что ты злишься».

2. Используйте описание поведения «Ты порвал чужую тетрадь».

3. Выразите уверенность в том, что ребенок возьмет себя в руки и справится « Ты скоро успокоишься, подумаешь о том, чего не стоило делать и как исправить ситуацию».

4. Вернитесь к обсуждению агрессивных действий ребенка, предложив ему иной способ для удовлетворения его потребностей. «Я вижу, что ты разозлился на Сашу, но драться в школе запрещено. Я верю, что ты скоро научишься спокойно договариваться».

Рекомендации педагогам:

  1. Учить подростка контролю негативных эмоций, осознанию своих чувств и потребностей, чувств и потребностей других людей.
  2. Учить подростка, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства без подавления их.
  3. Не оценивать чувства подростка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – результат длительного зажима эмоций.
  4. Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии.
  5. Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас злишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?»
  6. Давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей у подростка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции.
  7. Развивать навыки общения со сверстниками через совместную деятельность.
  8. Повышать самооценку ребенка, давать внеурочные поручения, позволяющие ему проявить свои способности и т.п.
  9. Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка – в центре класса напротив доски.
  10. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  11. Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку. -

Рекомендации родителям агрессивного подростка:

  1. Будьте последовательны в воспитании.
  2. Не водите много запретов, дайте подростку почувствовать себя достаточно свободным, но при этом не переборщите, контролируйте ребенка, но ненавязчиво.
  3. Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно.
  4. Интересуйтесь друзьями вашего ребенка, старайтесь уделять больше внимания его увлечениям и интересам.
  5. Посоветуйте ребенку заняться каким-то видом спорта, поддержите его в этом начинании. Активные спортивные занятия – один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение.
  6. Наказывайте ребенка за конкретные проступки. Наказания не должны унижать подростка.
  7. Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка – он должен чувствовать, что вы его любите и принимаете.
  8. Помогите подростку справиться со своими чувствами, понимая, что он проверяет взрослый мир на устойчивость. Поймите, что подросток в силу гормонального кризиса не всегда владеет собой. Подросток больше всего нуждается в любви и поддержке именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает.

Рекомендации классным руководителям по взаимодействию                                  с агрессивным подростком:

1. Постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию.

2. Сохраняйте спокойный тон и самообладание в конфликтных ситуациях.

3. Останавливайте подростка спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

4. Обсуждайте поведение подроста только после его успокоения.

5. Никогда не оскорбляйте ребенка, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова.

6. Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость.

7. Наделите агрессивного ребенка какой-либо ответственностью в школе.

8. Найдите повод похвалить подростка, особенно спустя некоторое время после наказания – ребенок убедится, что претензии были не лично к нему, а к его поступку.

Таким образом, на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда подросток имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...

«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».

подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме...

Основы коммуникативной компетенции педагога

Презентация на тему "Основы коммуникативной компетенции педагогов".Итоговое д/з курсов повышения квалификации 2013 года....

Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Статья «Повышение информационно-коммуникативной компетенции педагога дополнительного образования»

Современные коммуникативные технологии появились относительно недавно и постепенно становятся элементом культуры. Это коммуникации, осуществляемые с помощью технических посредников, основным из которы...