Проектная деятельность на уроках немецкого языка
статья по теме

Мелендина Светлана Дмитриевна

Метод проектов - один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost__na_urokah_nemeckogo_yazyka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 I. Общие положения.

С целью осуществления компетентностно-ориентированного образования в практику работы школы вводится проектная деятельность.

Метод проектов — один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.

В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой стороны, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации.

Метод проектов — это совокупность способов и приёмов организации и сопровождения проектной деятельности учащихся. Данный метод является педагогической технологией, позволяющей учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из различных источников;
  2. учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);
  5. развивают аналитическое мышление.

Основные принципы проектного обучения.

  1. Принцип гуманизма: в центре внимания — ученик, развитие его творческих способностей.
  2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к изучению немецкого языка, развивает выход ученика на свой уровень развития.
  3. Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика.
  4. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования  в различных ситуациях.
  5. Опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал.
  6. Практическая осуществимость проекта.
  7. Возможно большая самостоятельность учащихся.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, объектов и т. д.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного, исследовательского поиска для её решения;
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта;
  5. использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.

Этапы разработки структуры проекта:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
  2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
  4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  5. защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
  6. выявление новых проблем.

Типологические признаки проектов:

  1. доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;
  2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области) и межпредметный проект;
  3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
  4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран): внутренний, или региональный, и международный;
  5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
  6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Типология проектов.

  1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- поисковые;

- творческие;

- ролево-игровые;

- практико-ориентированные;

- информационные;

- социальные.

  1. По предметно-содержательным областям:
  2. монопроекты (в рамках одной области);

- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

3.По количеству участников и характеру контактов в проекте:

  1. индивидуальные;
  2.  парные;
  3.  групповые;
  4.  коллективные.

4. По продолжительности выполнения проекта:

  1.  краткосрочные;
  2.  среднесрочные;
  3. долгосрочные.

Краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя могут отслеживаться и на уроках.

Условия успешного осуществления проектного обучения:

  1. Смотивированность учителей на данную технологию.
  2. Смотивированность учащихся на участие в проекте.
  3. Обучение учащихся умениям исследовательской деятельности: раскрытие сути исследования как формы познания (проблема, гипотеза, задачи, методы исследования, умение планировать проведение исследования).
  4. Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

  1. Организация проектной деятельности.

В течение учебного года каждый ученик должен выполнить не менее двух проектов.

Создание проекта.

Циклограмма работы над проектом.

  1. Подготовительный этап.
  2. Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных продуктов будущих работ.
  3. Подготовка стендовой информации о проектной работе.
  4. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки).
  5. Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации.

  1. Организация работы.
  2. Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы.
  3. Групповое обсуждение будущих проектов, составление индивидуальных способов сбора  и анализа информации.
  4. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Поисково-исполнительный этап.
  5. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы.

3. Завершающий этап.

  1. Промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе работы.
  2. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления.
  3. Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в оформлении. Обобщающий этап.
  4. Оформление результатов проектной работы.
  5. Предзащита проектов.
  6. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
  7. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
  8. Заключительный этап.
  9. Публичная защита проектов.
  10. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей, которые могут выступать как эксперты.

Участники проектной деятельности.

Участниками проектной деятельности являются учащиеся школы. Учитель может являться консультантом, руководителем проекта. Обязанности руководителя проекта определяются должностной инструкцией.

Обязанности руководителя проекта

Руководитель проектной деятельности учащихся:

  1. владеет технологиями метода проектов;
  2. ненавязчиво ведёт ученика по этапам выполнения проекта, оказывая своевременно необходимую помощь;
  3. контролирует загруженность учащихся;
  4. организует и проводит оценивание проекта  с привлечением внешних экспертов;
  5. постоянно повышает свой профессионализм через самообразование и участие в работе творческих семинаров.

Оценка проектов

Оценивание проектной деятельности осуществляется по пятибалльной шкале.

К числу критериев оценки проектной работы относятся:

  1. актуальность темы и её практическая значимость;
  2. объём проработанного материала и глубина проработки;
  3. уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, качество оформления.

К числу оценки презентации проекта относятся:

  1. чёткость и доступность выступления;
  2. глубина и широта знаний по проблеме;
  3. использование наглядных и технических средств.

Требования к созданию проекта

Проект может быть выполнен в виде презентации (не менее 10 слайдов) либо в письменной форме: формат А4 через 1,5 интервала с соблюдением норм и правил немецкого языка. Проектная работа должна содержать:

  1. Оглавление.
  2. Определение цели и задач.
  3. Использованная литература.

Тематика проектов

Класс

Тема

Срок

5

1

Мой город

Апрель

6

2

На рынке

Ноябрь

3

Школа моей мечты

Декабрь

4

Расписание, о котором я мечтаю

Февраль

5

Города Германии

Май

7

6

Моё любимое место

Октябрь

7

Города Золотого кольца

Декабрь

8

Охрана окружающей среды

Апрель

8

9

Школа будущего

Ноябрь

10

Февраль

11

Путешествие по Германии

Май

9

12

Галерея писателей

Ноябрь

13

Проблемы молодёжи

Январь

14

Перспективные профессии

Март

15

Газета в школе

Апрель

10

16

Мы и наши родители. Проблемы?!

Октябрь

17

Карьера или семья?!

Январь

18

Мы иностранцы повсюду

Март

11

19

Галерея писателей

Сентябрь

20

Картинные галереи

Декабрь

21

Наш последний учебный год

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и восп...

Статья "Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка".

Статья освещает вопрос реализации проектного метода на уроках  иностранного языка....

Проектная деятельность на уроках немецкого языка.

Использование метода проектов для мотивации изучения немецкого языка....

Проектная деятельность на уроках немецкого языка.

Учебный проект: Праздники в Германии План работы над проектом по теме :  «Праздники в Германии»...

Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.

Русанова Ирина Сергеевнаучитель немецкого языкаИнформатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы уче...

Формы организации проектной деятельности на уроках немецкого языка

Данный материал содержит инофрмацию о возможных формах проектной деятельности на уроках немецкого языка и во внеурочное время: проектах, творческих работах,    уроках-исследованиях...


 

Комментарии

Громов Евгений Владимирович

Удачно и очень актуальный материал!