Главные вкладки

    Опыт работы по теме самообразования" Педагогика сотрудничества
    статья по теме

    Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_po_teme__samoobrazovaniya.docx16.89 КБ

    Предварительный просмотр:

         Опыт работы по теме  самообразования « Педагогика сотрудничества»

    учителя русского языка и литературы Мацегоровой  Натальи Алексеевны

         Вся система образования в России,  в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

         «Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...

         Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки.
     “Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”.
    Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал.

       Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

    Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.

    Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.

    Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.

    Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.

           Главная идея педагогики сотрудничества - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! 

            Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

    В своей работе я  чаще всего  использую такие формы организации обучения в сотрудничестве:

    учебная дискуссия;

    работа в группах;

    работа в парах.

     

    Я  считаю, что в основе этих   форм организации  обучения в сотрудничестве лежит умение проводить внутриклассную дискуссию.

    Учебная дискуссия — одна из важнейших форм образовательной деятельности, которая:

    стимулирует инициативность учащихся;

    развивает рефлексивное мышление;

    формирует коммуникативную и дискуссионную культуру.

     Перед учителем, который является организатором общеклассной дискуссии, встает ряд задач:

    1. учитель не должен злоупотреблять своими репликами, высказываниями, монологами, т.е. заменять самоорганизацию детей прямым управлением.

    2. учитель должен стимулировать, побуждать участников к обмену точками зрения. Обмен мнениями между участниками дискуссии должен происходить свободно. Предпочтение необходимо отдавать открытым вопросам, которые не предполагают краткого, однозначного ответа (это вопросы типа «Как?», «Почему?», «При каких условиях?» и др.), а также оценочным вопросам, которые связаны с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суждения.

    3. Учитель должен уметь выдерживать «паузу ожидания» между своим вопросом и ответами учащихся.

     В своей практике  заметила, что когда я в ожидании ответа на свой вопрос делаю паузу от 3 до 5 секунд, картина обучения меняется:

    увеличивается продолжительность ответов;

    увеличивается число высказываний;

    повышается уверенность детей;

    усиливается творческая направленность мышления детей,

    взаимодействие между учениками;

    суждения учащихся становятся более доказательными;

    учащиеся предлагают больше идей.

    4. Учитель должен регулировать соблюдение определенных правил обсуждения всеми участниками:

    все высказывания должны относиться к обсуждаемой теме;

    можно вносить поправки, развивать (дополнять) или подвергать сомнению высказанные ранее суждения;

    допустимо ставить под вопрос неточные высказывания;

    все утверждения должны сопровождаться обоснованием.

    Работа  в группах,  я считаю, что  это  одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

    дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;

    дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет   авторитета учителя;

    дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться .

    дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.           

     Применяя на практике технологию педагогики сотрудничества,  я убедилась в огромных возможностях этого метода обучения.

    Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся.

    Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:

     растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;

    снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;

    ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.

       Работа по технологии педагогики сотрудничества хорошо просматривалась на открытом уроке литературы в 11 классе по теме : «Проблематика повести В.Распутина « Прощание с Матёрой».  Здесь  была  показана работа по группам, которым давались заранее ряд вопросов по повести,  и ребята готовились по ним отвечать. Учащиеся отбирали самые содержательные и точные ответы среди участников  своей группы, старались , чтобы были задействованы в уроке все. Ребята находили интересный  материал для урока. Пытались высказывать     своё  мнение по заданной проблеме.

    Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.

    Освоение навыков групповой работы требуется учащимся не только для повышения эффективности учебных занятий. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме « Отработка основ оценивания накопительной системы баллов в рамках элективного блочно – модульного курса »

    Проект программы опытно-экспериментальной работы учителя химииГромовой Ольги Ильиничны МОУ «Лямбирская СОШ № 1» 1.Тема эксперимента: «Отработка основ оценивания накопительной системы баллов...

    Опыт работы по теме "Методика решения задач по химии"

    Уметь решать задачи есть искусство,приобретающееся практикой.                      Д. Пой...

    опыт работы по теме "Лингвистические модули на уроках русского языка для формирования языковедческой компетенции учащихся"

    В данной работе представлена система использования лингвистических модулей на уроках русского языка и на занятиях по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Лингвистические модули – один из прие...

    Опыт работы по теме:" Межпредметные связи на уроках физической культуры"

    Реализация межпредметных связей обеспечивает формирование целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания более глубокими и действенными.      В основу таки...

    Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

    Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

    ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

    У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...