Профессиональное мастерство учителя
статья по теме

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации...Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.Любому учителю хочется стать значимой фигурой.Значимый учитель сегодня-это одновременно профессионал и личность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагога повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование профессионального мастерства учителя

через участие в работе методического объединения

 

 

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Цель МО - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.

У нас их 6 : МО естественно-математического цикла ,МО гуманитарного цикла ; МО начальных классов…....

            В течение многих лет основной формой методической работы в школе является методическое объединение учителей. В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по предмету: разработка приемов, методов, технологий обучения по тем или иным темам, которые сами преподаватели для себя считают актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одаренными детьми, совершенствование форм и методов организации урока, подготовка к экзаменам, взаимные посещения занятий и др. Основная форма -  заседание. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы (Овладение современными педагогическими технологиями как фактор мастерства педагога) и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества обучения.  МО работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Уделяется внимание формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.

Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации. Курсы повышения квалификации учителя нашей школы проходят своевременно.

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над своей темой. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Педагогами МО всех циклов темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Многие из учителей МО имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы стали выступления на МО, педсоветах. 

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются  напрямую связаны с ИК-технологиями.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. В школе имеется опыт проведения предметных недель,  которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя

При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: олимпиады; творческие конкурсы поделок, моделей, кроссвордов; игры -  КВНы, «Поле чудес», выставки.

 Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские спо собности, такая форма работы  создаёт праздничную творческую  атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные,  разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, увеличивают мотивацию к изучению предметов.

Каждый  учитель  имеет  методическую  копилку,  где  собраны  доклады  и выступления,  разработки уроков,  внеклассных  мероприятий.

Итак, совершенствование педагогического мастерства учителя через МО предполагает различную научно-методическую деятельность:

              постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;

              изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;

              ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;

              повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);

              стремление учителя к повышению квалификационного разряда;

              самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;

              посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;

              проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное мастерство учителя как условие развития творческого потенциала ученика

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от педагогов большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейш...

Диагностика профессионального мастерства учителя.

Ключевая проблема в достижении качества образования – кадровая, так как качество образования  напрямую зависит от  качества профессиональной деятельности учителя.  За...

Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлено содержание  выступления на педагогическом совете школы по теме  "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...


 

Комментарии

Марсова Олеся Павловна

Спасибо за статью, очень познавательная.