Информационная компетентность школьников на уроках информатики
презентация на тему
Работа представлена на методучебе в МБОУ "И.льинская СОШ". Рассмотрены такие понятия как «компьютерная грамотность», «информационная грамотность",«информационная компетентность», "информационная культура".
в качестве мастер-класса предлагается разработка урока информатики в 5 кл "Текст как форма представления информации " .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек.
С сентября 1985 года все старшеклассники стали изучать курс информатики, началось производство микрокомпьютеров и оснащение школ кабинетами вычислительной техники.
«компьютерная грамотность» «информационная грамотность» «информационная компетентность»
Знание устройства компьютера Самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники. умение искать и находить нужную информацию в Интернете. использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Компьютерная грамотность ИКТ-грамотность
подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Информационная грамотность
1. Компьютерная грамотность; 2. Умение вести поиск информации, владеть технологиями компьютерных коммуникаций; 3. Умение осваивать и использовать возможности информационных технологий в педагогической деятельности; 4. Стремление к самосовершенствованию и творчеству в рамках использования средств коммуникаций. Компетентность информационная ИКТ-компетентность
Информационная компетентность 1. Компьютерная грамотность; 2. Умение вести поиск информации, владеть технологиями компьютерных коммуникаций; 3. Умение осваивать и использовать возможности информационных технологий в педагогической деятельности; 4. Стремление к самосовершенствованию и творчеству в рамках использования средств коммуникаций.
Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся.
Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей. Владение информационно-коммуникационными технологиями. Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций. Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом. Знание различных методов обработки информации. Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация. Признаки информационной культуры
Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.
Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента.
Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.
процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. формирование информационной компетентности
Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования становится необходимым условием социализации личности, поэтому одной из важнейших задач школы является вооружение учащихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования формирование у учащихся информационной компетентности.
1 - Работа с электронным учебником, учебным пособием; 2 - Поиск информации в электронном словаре, энциклопедии; 3 - Работа с поисковыми системами сети Интернет; 4 - Переписка по электронной почте; 5 - Подготовка сообщения, доклада в электронном виде (по предмету). Компоненты информационной компетентности:
Цели урока: Общеобразовательные цели: • научить умению поиска в Сети по ключевым словам, использованию языка запросов поисковых систем; • знать основные приемы оптимального поиска информации; • иметь представление об основах поиска данных в различных источниках информации. Воспитательные цели: • формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности; • формирование навыков учиться самостоятельно. Развивающие цели: • развитие аналитических качеств личности; • формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств поиска информации; • формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления; • развитие ИКТ-компетентности учащихся. Тема: Работа с WWW. Поиск информации в Интернете
1. Организация начала занятия 1 мин 2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия. 5-8 мин Групповые занятия ( по 15 – 20 мин) 3. Применения новых знаний и способов действий. (практика) 4. Контроль и самопроверка знаний и способов действий. (теория) 5. Коррекция знаний и способов действий учащихся. 2- 5 мин 6. Подведение итогов. 2-3 мин 7. Рефлексия деятельности и поведения. 1-2 мин 8. Информация о домашнем задании. Структура учебного занятия:
Текст как форма представления информации 5 класс 3-й час
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
Различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях Приводить примеры информационных носителей Определять устройства компьютера Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов
- расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации Дать представление о возможностях редактирования текста Основные понятия Редактирование Вставка Замена Удаление Цели урока
- установить уровень сформированности знаний по темам « Устройство компьютера», «Информация: виды, процессы» развитие логического мышления ( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах; Цели урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»
Мастер-класс проводится для учителей. Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-705178-1447000856.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744764-1453957724.jpg)
Формирование информационных компетентностей школьников
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744764-1453957724.jpg)
Формирование информационных компетентностей школьников
Формирование информационных компетентностей школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-805184-1470826479.jpg)
Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.
Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла. С...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-922847-1494907091.jpg)
Формирование информационной компетентности школьников на уроках математики. (Из опыта работы).
Сегодня я хочу поделиться опытом формирования у школьников ключевых компетентностей, приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуника...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-998993-1516528214.jpg)
Статья «Интеллект - карта как инструмент развития информационно - интеллектуальной компетентности школьников на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС».
Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки. Наиболее перспективным пре...