Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Мастер-класс проводится для учителей. Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;
сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;
разработать систему мер по формированию информационной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
![]() | 764.5 КБ |
![]() | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс
«Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»
Подготовил: учитель русского языка
и литературы Бережная Е.Н.
2015г.
Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;
сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;
разработать систему мер по формированию информационной компетенции.
Оборудование: раздаточный материал для изучения информационной компетенций.
1. М.н.
Добрый день, уважаемые коллеги!
2. Подведение к теме занятия.
В начале мастер – класса я попрошу вас обратить внимание на экран и прослушать музыку.
Какие ассоциации у вас возникли? (слайд 1)
(отдых, солнце, море…….) Хорошо отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе опасность: морская пучина, морская стихия, морское цунами.
А еще есть МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в которой очень легко можно утонуть. – - Что сделать, чтобы не утонуть в море информации? (человек должен владеть информацией).
- А что, по-вашему, означает слово информация?
В философском энциклопедическом словаре понятие "информация" от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие
В энциклопедическом словаре – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств).
3. Сообщение темы.
В число ключевых компетенций входит информационная компетенция, с которой мы сегодня будем знакомиться вместе.
Тема: «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»
4. Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности.
Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно.
Так, в исследованиях учёных понятие "информационная компетентность" трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций: компетенции работы с информацией, компетенции использования информационных технологий.
- Определите, что относится к каждому виду компетенции?
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).
Информационная компетентность помогает:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
В формировании информационной компетентности особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Главным источником информации является книга.
«Книга – богиня: чудо совершает порой.
Книга - рабыня: часто проходит сквозь строк.»
Е. Баратынский.
- Как вы понимаете это высказывание?
Работать над читательской компетентностью учащихся меня подтолкнуло то, что дети не любят читать, читают без желания, не могут запомнить прочитанное, пересказать содержимое текста. В этом помогает технология продуктивного чтения, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:
- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Приемы работы:
- Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),
- Чтение заглавия текста
- Чтение выделенных слов
- Рассматривание иллюстраций
- Высказывание предположений о теме, содержании текста
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (слайд)
Например:
- Угадайте, какая вещь самая маленькая в мире?
- Что длиннее всего на свете?
- Что дороже всего ценится?
- А что самое дешёвое?
- Назовите самую сложную теорему?
- Предлагаю познакомиться с текстом и узнать, каков ответ на эти вопросы у героев рассказа А.Щеглова.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы:
- Чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)
- Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)
- Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
- Выборочное чтение
- Беседа по содержанию
- Сравнение содержания текста со своим предположением
Цель - понимание текста на уровне содержания
Например:
Читать предлагаю по ролям: отец и сын. В ходе чтения учащимся предлагаю определить:
- с помощью каких языковых средств автор передаёт не только свои мысли, но и чувства, воздействует на читателя;
- как осуществляется связь между предложениями, абзацами;
- найдите примеры разговорного синтаксиса в текст;
- укажите слова и словосочетания, употреблённые в переносном значении. Какова их роль?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
- Постановка проблемного вопроса к тексту
- Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)
- Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
- Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
- Характеристика событий, места действия, поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: Осушая болота?, Убивая божью коровку?, Срывая цветы? и т.д.).
- Выполнение заданий
Например:
- Оправдались ваши ожидания?
- Какой ответ получил главный герой рассказа?
- С кем из участников диалога вы согласны?
- Какие знания о жизни пытается передать отец сыну? Озаглавьте части текста вопросительными предложениями.
- Устно дополните мысли отца доказательствами, используя читательский или жизненный опыт.
- Как бы вы определили, что такое человеческая жизнь? (работа в парах)
Что может рассказать нам слово «жизнь»? Попробуйте составить его портрет через ассоциации, рисунки, мини-рассуждения…
(Заслушать ответы)
- А теперь посмотрим, как раскрывается это понятие в толковых словарях.
− Слово 1 группе (определение из словаря и однокоренные слова);
− Слово 2 группе (фразеологизмы и синонимы, антонимы, пословицы).
- Какая проблема поднимается в тексте?
- - Предложите свой вариант названия текста и обоснуйте свой выбор.
- Автор назвал текст «Смешной ты, папа!» Как вы думаете, какой смысл вложил в его название автор?
5. Рефлексия
- Кузьма Прутков рассуждал: «Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает и стирает»,
Попробуйте по аналогии составить свой фразеологизм:
« Жизнь - …Человек - … Дела -…Время - …»
6. Итог мастер – класса.
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших с вами руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошёл к концу. Ключевым понятием для нас стало «информационная компетентность». Для ее формирования были отобраны методы и приёмы, которые вы можете использовать в практике своей работы.
«Продолжите предложение…»
- Для меня было важным и интересным…
- По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…
- Мне было трудно (мне не понравилось)…
- Моя оценка психологической атмосферы…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В философском энциклопедическом словаре понятие " информация " от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие В энциклопедическом словаре – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств). Информация
«Информационная компетентность» : сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств
Информационная компетенция включает : компетенции работы с информацией, компетенции использования информационных технологий.
Информационные компетенции осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие; синтез существующей информации и создание нового знания
Информационные компетенции 1 ) компетенции работы с информацией : осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания; 2) компетенции использования информационных технологий : использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Информационная компетентность помогает: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое ; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств : компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии : аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет
«Книга – богиня: чудо совершает порой. Книга - рабыня: часто проходит сквозь строк.» Е. Баратынский
1 этап. Работа с текстом до чтения. Профессиональные компетенции учителя на данном этапе: - вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст Приемы работы: Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов), Чтение заглавия текста Чтение выделенных слов Рассматривание иллюстраций Высказывание предположений о теме, содержании текста
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста . Приемы работы: Чтение текста по частям с комментариями. Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение) Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером) Выборочное чтение Беседа по содержанию Сравнение содержания текста со своим предположением
3 этап. Работа с текстом после чтения . Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста Приемы работы: Постановка проблемного вопроса к тексту Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах) Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?) Высказывание и аргументация отношения к прочитанному Характеристика событий, места действия, поступков героев. Выполнение заданий
Рефлексия «Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает и стирает ». Попробуйте по аналогии составить свой фразеологизм: « Жизнь - …Человек - … Дела -…Время - …»
В наших с вами руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
« Продолжите предложение …» Для меня было важным и интересным… По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию… Мне было трудно (мне не понравилось)… Моя оценка психологической атмосферы…
Предварительный просмотр:
Чтение текста А. Щеголева «Смешной ты, папа!» и работа по ранее предложенным заданиям.
− Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?
− Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, а уже старик.
− Да-а, а физичка сказала, что электрон… А что длиннее всего на свете?
− Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не могут исправить.
− Географичка говорила, будто экватор. Обманывала, что ли?.. Пап, а пап, что дороже всего ценится?
− Жизнь человеческая.
− Точно! Мы это на литературе проходили. А что самое дешевое?
− Жизнь человеческая, малыш. По грошам ее разменивают, а то и вовсе даром отдают.
− На истории нам сказали, что труд рабов, папа! Ты, наверное, забыл? Ну ничего, назови лучше самую сложную теорему.
− Жизнь человеческая, сын. Каждый день с утра до вечера доказываешь что-то себе и другим.
− Нет-нет-нет! Это теорема Ферма, нам математичка рассказывала! Смешной ты, папа. А простейшую клетку знаешь?
− Жизнь человеческая. Нет в ней решетчатых окон, нет дверей с хитроумным замком, нет недремлющего стражника, но и выхода частенько нет…
Уч.: А как бы вы определили, что такое человеческая жизнь? Что может рассказать нам слово «жизнь»? Попробуйте составить его портрет через ассоциации, рисунки, мини-рассуждения…
(Заслушать ответы учащихся)
Уч.:А теперь посмотрим, как раскрывается это понятие в толковых словарях. Проверяем домашнее задание.
− Слово 1 группе (определение из словаря и однокоренные слова);
− Слово 2 группе (фразеологизмы и синонимы, антонимы);
− Слово 3 группе (эпитеты к слову «жизнь»);
− Слово 4 группе (пословицы со словом «жизнь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744764-1453957724.jpg)
Формирование информационных компетентностей школьников
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744764-1453957724.jpg)
Формирование информационных компетентностей школьников
Формирование информационных компетентностей школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-805184-1470826479.jpg)
Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.
Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла. С...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-922847-1494907091.jpg)
Формирование информационной компетентности школьников на уроках математики. (Из опыта работы).
Сегодня я хочу поделиться опытом формирования у школьников ключевых компетентностей, приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуника...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/16/picture-939412-1502858475.jpg)
«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».
Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....
Презентация "Формирование информационной компетентности школьника посредством метода "Mind Maps" в процессе обучения английскому языку"
Как научить школьника учиться? Метод интеллект карт служит для формирования информационной компетентности школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-169534-1357380947.jpg)
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...