ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО
статья по теме

Разумовская Людмила Валерьевна

Статья рассматривает вопросы формирования толерантности в системе СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Одним из источников актуальных проблем для общества являются современные условия этнического многообразия, в которых растет и формируется современный подросток – «продукт мира без границ».  Открытость мира, глобализация  политического, экономического, религиозного и культурного пространств выдвинули проблему формирования этнокультурной толерантности так как сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным.  В ряде причин этого явления стали интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах, что значительно расширило рамки межэтнического взаимодействия.

 В открытом мире, где страны и народы становятся все более зависимыми, ориентация в воспитании на личностное и общественное качество этнокультурная толерантность, которая сближает этносы и их представителей, даёт возможность адаптироваться людям в быстро меняющемся мире, становится приоритетной задачей и для России прежде всего. Особенность русского народа состоит в том, что он не может реализовать себя в рамках своей этнической идентичности в чистом виде, в виде классической нации, т.е. территориально, политически, этнически независимо от всех этносов, проживающих на великих просторах России, поэтому целостность и будущее России во многом связаны с ее полиэтничностью и культурным многообразием.

Сегодня необходимость  подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных задач в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение и познавательный интерес к другим культурам.

На Кубани, по подсчетам этнографов, проживают представители 124 этнических общностей, а всего в России их более 160,  которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Необходимо помнить, что, во-первых, все они - граждане великой России, все достойны нормальной жизни. Любой уклон в сторону великодержавного шовинизма или местного реакционного национализма чреват разрушительными последствиями, что не раз было доказано историей. Во-вторых, необходимо учесть интересы этнических образований, диаспор, что означает дать возможность сохранить и развить национальную культуру, национальные обычаи, традиции, язык.

         От русского,  украинца, татарина, адыгейца, армянина, еврея - к россиянину, гражданину Российской Федерации - вот путь консолидации страны.  Если общество и власть не предпринимают нужных усилий для решения социальных проблем, то создается питательная среда для национального сепаратизма, шовинизма, религиозного экстремизма, спекуляций национальных лидеров на национальных чувствах своего народа  в угоду личным амбициям. Наша отчизна строилась на принципах национальной терпимости со времён объединения русских земель вокруг Москвы, московские князья призывали на службу лучших людей независимо от их национальной принадлежности. Поэтому наша страна смогла выжить в жёстком мире, её путь был усеянный тяжёлыми испытаниями и тяготами, которые легли на простых людей не зависимо от их национальной принадлежности.

Человек, осознающий себя патриотом России и Кубани, принимает на себя много обязательств. Мы полагаем, что важнейшие среди них – содействовать своим поведением сохранению мира в межэтнических отношениях, защите прав людей, укреплению чувства принадлежности нас всех к «многонациональному народу Российской Федерации». С таких слов начинается наша Конституция. Важно, чтобы эти слова стали убеждением каждого жителя Краснодарского края. Формирование этнокультурной личности становиться одной из приоритетных задач образования.  Быть этнокультурнокомпетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность студента: изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов.

Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять направлений введения национально-регионального, этнокультурного компонента в содержание образования: межпредметное, модульное, монопредметное, комплексное и дополняющее.

Межпредметное направление предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным дисциплинам.

Модульное направление реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие Кубани, России, других народов и стран. Примером таких тем могут быть:  «Очерки из истории  народов Северного Кавказа»,  «Этносы на Кубани», "Формирование наций и причины межнациональных конфликтов на Северном Кавказе", "История религий мира" – на уроках обществознания, "Культура и быт России и народов Северного Кавказа" – на уроках истории Отечества, тема "Фольклор народов Северного Кавказа" изучается на уроках литературы, в содержание уроков иностранного языка могут быть введены темы "Особенности моего языка", "Обычаи моего народа" и т.д. Однако основная нагрузка по реализации этого направления ложиться на историю и обществознание.

Монопредметное направление предполагает углубленное изучение студентами этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного),  истории,  географии,  искусства региона,  России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах, за счет вариативной части базисного плана.

Комплексное направление  реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения,  литературы, биологии и экологии и т.д. (например, интегрированные курсы "Человек и искусство",  "Кубань в истории России").

Дополняющее  направление предполагает изучение национально-регионального,  этнокультурного компонентов в ходе внеклассных мероприятий. Примером такого мероприятия может служить уже ставший регулярным в нашем техникуме фестиваль «Созвездие Кавказа», проводимые недели армянской, славянской культуры.

 Данное направление так же реализуется с помощью функционирования различных кружков, клубов, спортивных секций и других студенческих объединений этнографической направленности, например, "Танцы народов мира", "Кухня народов мира", историко-этнографические, поисковые объединения.

Все эти кружки, студии, секции, объединения позволяют приобщить студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение "инструментарием" ее познания, "языком" ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры.  

Особый интерес  представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры,  истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте. Проектная деятельность студентов представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание "проникнуть" в другую культуру.

Исследования   предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (в архивных документах, записках путешественников, фольклорных произведениях и пр.),  построены на наблюдениях, экспериментах и практической деятельности подростков,  предполагают работу с информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами,  исследование этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их воспроизведение (копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др.).

Подросток должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель образовательного учреждения – не только ознакомить студентов с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты. Для этой цели широко используются такие формы работы в этом направлении как  дискуссии, диспуты, дебаты по той или иной проблеме полиэтнического общества. В процессе такой работы студенты могут осознать ошибочность своих стереотипов и предубеждений, повысить уровень информированности, соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, находить компромиссные решения, овладеть умением критически мыслить, вести диалог. 

На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, пустота, в которую попадают многие студенты, способна заполнить полноценная работа педагогов с воспитанниками.

Современный подросток должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. 

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно  здесь  у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности студентов

В работе рассмотрены современные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности, рассмотрены сущность понятий «компетентность», «коммуникативная компетентность», структура профессиона...

Формирование этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время

Опыт работы учителя истории и обществознания по формированию этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время....

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки

Панорама инновационного опыта Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки Межнациональные отношения и, особенно, конфликты на этнической почве, сегодня серьезно в...

статья "Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии, ИЗО"

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у ...

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста...

Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...

Формирование этнокультурной компетенции подростков в системе дополнительного образования

Исследование формирования этнокультурной компетентности в системе дополнительного образования на примере объединения Театр моды Красногорского детского творчетва....