Эффективность урока черчения – результат организации активной деятельности обучающихся
презентация по теме

Костенко Наталья Ивановна

Материал содержит доклад и презентацию по теме "Эффективность урока черчения - результат организации активной деятельности обучающихся" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost_uroka.doc53 КБ
Office presentation icon effektivnost_uroka_chercheniya.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

         Эффективность урока черчения – результат организации

активной деятельности обучающихся

"Хороший учитель может научить других

даже тому, чего сам не умеет"

Тадеуш Котарбиньский

        

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения.

Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности обучающихся. Однако необходимо пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании. Многие даже

убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит сегодня главное!

Опыт свидетельствует, что организация учебных комплексных мероприятий вызывает у учителей определенные трудности.

Мы должны обучать тому, чтобы обучение вело за собой развитие всех качеств личности, если оно соответствует его зоне ближайшего развития. Учащиеся только тогда будут усваивать ЗУНы, когда они активно действуют. Информация учителя должна быть интересной для учащихся.

Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом.

Поэтому учитель применяет разнообразные методы. Остановимся на дидактике. Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении урока. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации учебной деятельности сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая:

  1. связь теории с практикой;
  2. научность;
  3. систематичность и последовательность;
  4. доступность и посильность труда для обучающихся;
  5. сознательность и активность обучающихся;
  6. прочность усвоения обучающимися знаний, умений и навыков;
  7. наглядность;
  8. воспитание обучающихся в процессе обучения.

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на уроках черчения.

Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения велось на строгой научной основе, чтобы обучающимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.

В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам.

Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов.

В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость  ознакомления обучающихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.

Систематичность и последовательность на уроках черчения. Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки.

Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

Для полной реализации этого принципа учителю черчения необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся.

Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов черчения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку обучающихся материала.

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и  познавательных возможностей обучающихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений.

Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора на теоретические знания. Систематизация графических умений и навыков обеспечивается  усложнением выполняемых задач.

Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы графические знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки обучающихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. С этой целью должны проводится психологические тестирования.

Доступность труда для обучающихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени.

Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания  повышенной трудности.

Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы обучающиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, графическими умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась графическая культура.

Реализация принципа начинается с раскрытия перед обучающимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач.

Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

Средствами развития мышления обучающихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

Прочность усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение графических заданий.

Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание у обучающихся интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для обучающихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.

Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт обучающихся, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

Чувственное восприятие играет большую роль в обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения; мультимедийные демонстрации.

Учитель должен руководить восприятием показываемого обучающемся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели.  Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Воспитание обучающихся во время обучения. Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности.

Воспитательное воздействие на обучающихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и – учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

Хочется так же сказать о реализации многообразия связей черчения с другими курсами образовательной области «Технология», которая проводится в рамках единой системы графического образования учащихся. На уроках черчения приводятся в систему и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового обучения: виды графических изображений, типы линий, технологические базы, изображение и обозначение резьбы и др.

Кроме того связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы, как чтение чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов, работа со справочной литературой.

Специфическим видом мыслительной деятельности, объединяющим черчение и труд, являются масштабные, пространственные, конструктивные и др.

В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству. Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее

изображения, техническом рисунке и др.

При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и умения, полученные на уроках математики в 5-8-х классах. К началу изучения курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч, угол, полуплоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют измерять отрезки и углы. Знают равенства треугольников. Имеют представление о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают признаки параллельности двух прямых и их свойства. Знакомы с понятием поперечного масштаба и др.

Перспективна связь черчения и информатики. Так, на уроках черчения учащиеся разрабатывают чертежи, а на занятиях по информатике составляют программы для вывода изображений на экран дисплея, выполняют чертежи в графических программах и т.д.

Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и трудовая деятельность ученика органически связанна одна с другой. При объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же время на занятиях все выполняемые учениками действия обосновываются теоретическими положениями и закономерностями, и обучающиеся проявляют активность.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективность урока черчения – результат организации активной деятельности обучающихся Костенко Наталья Ивановна учитель математики и черчения МБОУ города Кургана «СОШ № 36»

Слайд 2

«Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет» Тадеуш Котарбиньский

Слайд 3

Принципы организации учебной деятельности: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для обучающихся; сознательность и активность обучающихся; прочность усвоения обучающимися знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание обучающихся в процессе обучения

Слайд 4

Связь теории с практикой соединение обучения с практической деятельностью и трудом обучающихся

Слайд 5

Научность Изучение черчения должно вестись на строгой научной основе, чтобы обучающимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания

Слайд 6

Систематичность и последовательность материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки

Слайд 7

Доступность и посильность труда графические знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки обучающихся, их физическим силам и познавательным возможностям

Слайд 8

Сознательность и активность организовать обучение, чтобы обучающиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, графическими умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась графическая культура

Слайд 9

Прочность усвоения обучающимися знаний, умений и навыков знание обучающимися целей данного материала и выполнение графических заданий

Слайд 10

Наглядность демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения; мультимедийные демонстрации

Слайд 11

Воспитание учащихся во время обучения Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности

Слайд 12

Связь черчения с другими курсами образовательной области «Технология» Информатика Математика Геометрия Изобразительное искусство Трудовое обучение Черчение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тезисы к выступлению "«Оценивание результатов изобразительной деятельности обучающихся в детской школе искусств»

Специфика уроков изобразительного искусства на уроках в школе искусств не позволяет в полной мере применять «стандартные» критерии оценок деятельности учащихся.И здесь возникает вопрос: что нужно учит...

Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету технология

В докладе помещены цели, задачи и результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету технология....

"Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»

Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технол...

"Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»

Педагог!Помни, от тебя зависит многое –И атмосфера в группе, и настрой ребят,Ты не смотри на них глазами слишком строгими,Простой улыбки от тебя они хотят.Отдай им сердце, не скупись на милосердие.Вед...

Результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования (заочные олимпиады; открытые конкурсы; конференции научных обществ; выставки, турниры) по профилю профессиональной деятельности педагога

Выставка детского художественного творчества — это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельн...