Главные вкладки

    тезисы к выступлению "«Оценивание результатов изобразительной деятельности обучающихся в детской школе искусств»
    методическая разработка по теме

    Крапивина Людмила Павловна

    Специфика уроков изобразительного искусства на уроках в школе искусств не позволяет в полной мере применять «стандартные» критерии оценок деятельности учащихся.

    И здесь возникает вопрос: что нужно учитывать при выставлении оценки на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy_k_vystupleniyu.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство среднего и профессионального образования

    Свердловской области

    МОУ ДОД «Ачитская детская школа искусств»

    Тезисы к выступлению

    «Оценивание результатов изобразительной деятельности обучающихся в детской школе искусств»

                                                            Составитель: Крапивина Л.П.,

    преподаватель изобразительного искусства

     Ачитской детской школы искусств,

     высшая квалификационная категория

    п. Ачит

    2011г.


    Специфика уроков изобразительного искусства на уроках в школе искусств не позволяет в полной мере применять «стандартные» критерии оценок деятельности учащихся.

    И здесь возникает вопрос: что нужно учитывать при выставлении оценки на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования?

    Не достаточно оценить только технику выполнения рисунка, эстетику созданной учеником работы как результат его деятельности на уроке.

    При таком подходе к образованию меняется акцент со знаниевого компонента на деятельностный характер обучения.

    А, следовательно, меняется и подход к оценке. Учащийся должен показать не знания, выученные к конкретному уроку, а процесс получения этих знаний: работал на уроке вместе с преподавателем, дома пытался применить полученные на уроке навыки изодеятельности, ставил новые задачи, искал ответы на них вместе с классом и получал конечный продукт своей познавательной  или творческой деятельности.

    Все это проходит в виде различных творческих работ, проектов, рефлексии,  портфолио.

    Учащийся находится в ситуации выбора, какую оценку получить, а именно на какой стадии работы остановиться, ограничиться формальным отношением к работе или пытаться довести её до отличной. Сдать работу во время и получить возможность её улучшить или не сдавать её совсем.

     Такой подход формирует:

    1. осознанную мотивационную сферу учащегося,
    2. осмысленное учение,
    3. оценивание себя в процессе продвижения от не знания к знанию, от не умения к умению, к осязаемому продукту собственной творческой деятельности.

    Выделяются две позиции оценки: художественная грамотность и умение применять арсенал изобразительных средств.

    1. Грамотность:

    - композиционная организация

    - умение стилизовать формы

    - умение создавать цветовой образ

    - умение воплотить замысел, характер через образ

    1. Выразительность:

    - индивидуальный творческий почерк

    - передача собственного отношения к окружающему.

    Возможны и следующие критерии:

    1. заинтересованное отношение обучаемого к искусству
    2. тяга к творчеству
    3. степень усвоения знаний, умений и навыков
    4. выполнение конкретных заданий, проектов
    5. участие в конкурсах, выставках

    В своей работе я использую следующие критерии оценивания творческих работ учащихся школы искусств (слайды презентации)

    Как видно из представленных таблиц по оцениванию творческих работ учащихся 1и4 классов, критерии оценивания, отражающие результаты работы, несколько отличаются. Меняются виды работ, их сложность, уровень.

    Как говорилось выше, сегодня, оценивается в основном конечный результат деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства – рисунок, творческие  работы по композиции и ДПИ, что не всегда позволяет оценить их личностное изменение в сфере изобразительного искусства.

     Вот здесь уже возникает потребность в такой системе оценивания, которая бы включала в себя, с одной стороны, контроль за деятельностью учащихся, с другой – диагностику их творческих возможностей.

    В своей работе использую следующую методику отслеживания результативности обучающихся.

    Я провожу системный и сравнительный анализ результатов деятельности обучающихся,  начиная с класса подготовки детей к обучению в школе искусств. (слайды презентации)

    Такие таблицы у меня составлены на каждого обучающегося. Периодически я просматриваю и заполняю эти таблицы,  вижу, каких успехов добился ученик, что даётся ему достаточно тяжело и над чем нужно работать индивидуально.

    Среди многообразия новых педагогических технологий в современной системе образования, проектная методика является ведущей, так как легко вписывается в существующую классно-урочную систему и позволяет успешно решать задачи, поставленные перед учителем Государственной программой обучения.

    Выясняя особенности отношения детей к деятельности проекта,  я учитываю возрастные особенности учащихся в критериях оценивания.

    Перечень критериев оценивания проектов

    1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
    2. Планирование путей ее достижения.
    3. Глубина раскрытия темы проекта.
    4. Разнообразие источников информации, целесообразность их исполь зования.
    5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию про екта.
    6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
    7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
    8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
    9. Качество проведения презентации.
    10. Качество проектного продукта.

    При внимательном прочтении заметно, как учитывают ся возрастные особенности учащихся в критериях оценивании проектов.

    Например, критерий «Анализ хода и результата работы, выводы и перспективы», а так же  «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» в критериях для учащихся 1-2-х классов отсутствует.

     Это обусловлено возрастными возможностями учащихся, которые еще не обладают достаточным уровнем сформированности  рефлексивных навыков (навыков самоанализа и самооценки). Однако это не значит, что они не должны учиться анализировать свою работу, давать самооценку достиг нутых результатов - такое требование предъявляется к ним, но выполнять его они могут только с помощью учителя, так как подобные навыки нахо дятся пока лишь в зоне их ближайшего развития..

    То же касается критерия «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» для учащихся третьего класса. Серьезную трудность для детей этого возраста представляет самостоятельный выбор подходящих способов работы. Поэтому оценивать эти умения и навыки пока рано.

    Что касается учащихся 4 класса. то они могут полностью самостоятель но выполнить практически всю работу в рамках проекта, поэтому к ним предъявляются требования в полном объеме, что и находит свое отражение в перечне критериев оценивания их работ. В качестве примера я могу привести проектные  работы Гариповой Юлии и Павловой Инны.

    Важно дать учащимся больше творческой свободы и веры в собственные возможности. Не забывать, что для ученика высока значимость оценки и понимание критериев ее получения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

    Положение конкурса по сольфеджио "ДоМиСоль" для обучающихся старших классов Детских школ искусств

    Положение конкурса по сольфеджио "ДоМиСоль" для обучающихся старших классов Детских школ искусств...

    Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

    Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

    Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.

    Этот тест даётся обучающимся  детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....

    О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

    О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...