роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.
статья по теме

Фоломеева Наталья Юрьевна

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokl._mmo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.

Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
Технология – на науке.
С искусства все начинается,
Технологией – заканчивается,
Чтобы затем все началось сначала.

(В.П. Беспалько).

Выступление на ММО учителей физики 06.11.12  подготовила учитель физики

МАОУ Заборьевской СОШ Фоломеева Н.Ю.

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных образовательных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках -- целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии -- в состав методик обучения.

В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса. 

 Как пример можно привести модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция). Потому что есть основания полагать, что с модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Почти все примеры его длительного и успешного использования относятся к предметам естественно-математического цикла. В отечественной системе образования модельный метод обучения  довольно давно и широко используется, но в специфической области — военной подготовке. Это обучение тактике на так называемом «ящике с песком» — изменяемой модели местности на большом столе с бортиками, с помощью которой создается тактическая обстановка и проигрываются различные варианты боевых действий. Преподаватель оценивает, достигают ли обучаемые запланированных результатов, и дает им советы и наставления. В школахс середины 80-х годов все большую популярность  приобретали разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения.  Играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью модельного метода. Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником , невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. Таким образом, урок-пресс-конференция представляет собой модельный семинар. Насыщение образовательных учреждений  электронно-вычислительной техникой является средством активизации модельного обучения.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.

 В методике преподавания физики вопросы применения компьютера в обучении учащихся средней школы являются актуальными.

Прогресс общества заставляет постоянно совершенствовать и четко организовывать каждый урок, применять современные средства информации, рационально использовать учебное время. При подготовке к уроку учитель всегда руководствуется намерением добиться наилучших результатов обучения, сделать урок наиболее насыщенным содержанием и эмоциональным. Ведь от эмоциональности ученика зависит работа его памяти. “ Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал Спенсер.

Сейчас в условиях глобальной информатизации общества неотъемлемым качеством квалифицированного специалиста любого профиля становится высокий уровень информационной культуры. Это предполагает и знание информационных потоков в своей предметной области, а также умение применять современные технологии.   

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:

отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

     Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения.   

Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках физики различных типов, а также на различных этапах урока.

Информационная технология обучения – не просто передаточное звено между учителем и учеником. Смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.

В своей работе я также стараюсь уделять внимание учебно-исследовательской деятельности учащихся, как одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы.

Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективного нового знания.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др.

Например, проводя урок-исследование: “Действие жидкости на погруженное тело”, выясняем от каких физических величин зависит выталкивающая сила, подходим к выводу формулы Архимедовой силы, при решении задач на электричество, прошу ребят заранее узнать мощность станков в кабинете трудового обучения.

При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья при изучении темы. Например, электромагнитного поля, о последствиях этого влияния и о мерах предосторожности. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия катастрофы в Чернобыле и как продолжение урока проводим классный час «Встреча с ликвидаторами»

От того, как будет организовано занятие, насколько правильно учителем будет вложено в содержание понятий “развитие творческих способностей”, “развитие мышления”, “формирование мировоззрения”, зависит выбор учащегося будущей профессии и здоровья обучающихся.

Адаптивная технология –технология взаимодействия. Цель работы с использованием этого метода – развивать веру в успех у всех учеников. Работая в группе, все ее члены участвуют в решении вопроса, и даже слабые ученики чувствуют, что знают не меньше остальных, могут решить проблему, поставленную перед группой. При пошаговом решении задач каждая группа решает свое действие, получается решение задачи в несколько этапов. Учение в условиях адаптивной системы обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: решение задач разного уровня, выполнение лабораторных и практических работ, чтение дополнительной литературы, ее реферирование. При адаптивной системе обучения предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя. В данной системе работает многоканальная обратная связь: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-коллектив учащихся, ученик-коллектив учащихся.

Для развития интеллектуальных умений учащихся применяется технология проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы.

В результате использования современных образовательных технологий повышается качество обучения, у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, ученики самостоятельно делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления.

Применение современных образовательных технологий позволяет школе с уверенностью смотреть в будущее. Ведь все в школе подчинено единой цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных методик и технологий

Цель моей работы как учителя стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта...

Методика и технология обучения гимнастическим движениям

Развитие основных двигательных качеств детей по средствам гимнастических упражнении и занятии на гимнастических снарядах (брусья, акробатическая дорожка, гимнастическое бревно, хореографии и опорный п...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...

Дистанционное обучение на образовательном портале ЯКласс Технология 5,6,7 классы

https://www.yaklass.ru/ts/subj-125197/edup-149447/topic-3130329 - материалы к урокам по технологии[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"22217749","attributes":{"alt":"","cla...

Применение дистанционных образовательных технологий обучения школьников в процессе реализации ФГОС ООО

в данной статье рассматривается актуальный вопрос применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе обучения, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов....