Использование современных образовательных методик и технологий
статья по теме
Цель моей работы как учителя стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Advanced Grapher НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
П. Н. Ермолина,
МОУ – СОШ № 3 (г. Можайск Московской обл.)
e-mail: panermolini@mail.ru
В статье подробно рассказано, как используя программу Advanced Grapher можно строить графики алгебраических и тригонометрических функций в декартовой системе координат, исследовать функции, находить производную, первообразную, вычислять площади замкнутых фигур. Приведены примеры решения типичных задач на уроке алгебры в старших классах и показаны преимущества программы при исследованиях функции.
Ключевые слова: программа Advanced Grapher, графики, исследование функций.
Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным с помощью графической программы Advanced Grapher, которая обладает огромным количеством возможностей, в том числе, позволяет строить графики в полярной системе координат, а также линии, заданные параметрически, что упрощает работу ученика при построении графиков.
Рассмотрим особенности использования программы Advanced Grapher на уроке алгебры в старших классах.
Цели:
1. Закрепить умение строить графики в различных системах координат.
2. Закрепить знания школьного алгоритмического языка.
3. Закрепить математические знания по теме: “Исследования функции”.
4. Развивать внимательность, логику мышления.
Тип урока: интегрированный.
Задачи урока:
образовательные:
- усвоение учащимися понятий алгоритмического языка, математического языка, знание темы исследование функции;
- формирование у учащихся умений и навыков работы с программой Advanced Grapher;
- развивать умение считывать информацию и пользоваться ею;
развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие у учеников логического мышления, памяти, внимания;
- формирование информационной культуры учащихся;
воспитательные:
- воспитание трудолюбия;
- прививание учащимся навыков самостоятельной работы.
Ход урока
I. Учет знаний:
а) вспомнить ключевые слова из школьного алгоритмического языка:
- абсолютная величина: abs;
- корень: sqrt;
- запись тригонометрический функций: sin(x), cos(x) и т.д.;
- степень 2x, 2^x, sin2x – (sin(x))^2.
II. Работа в классе:
№ 1. Исследовать функцию y = (x2 – 1)/ x, построив её график [1].
РЕШЕНИЕ
Используя график построенной функции определим:
1. Область определения.
Область значений.
2. Монотонность функции (т.е. промежутки возрастания или убывания
функции).
3. Промежутки знакопостоянства:
а) f(x) > 0;
б) f(x) < 0.
4. Чётность или нечётность, т.е. f(-x) = f(x) - симметрично относительно
оси координат; f(-x) = - f(x) - симметрично относительно начала координат.
5. Нули функции (точки пересечения графика):
а) с осью Оx:
б) с осью Оy:
6. Точки экстремума: max y = [ ]; min y = [ ].
Каждый учитель и ученик знает, как однообразны и трудоёмки уроки исследования функций, как порой нелегко объяснить некоторые этапы исследования: особенности окрестности точки, в которых происходит перегиб; асимптоты графика и другие. Данная программа облегчает объяснение материала, а ученикам позволяет быстрее усвоить трудные места этого материала, поскольку дает возможность увеличить размеры графика, выполнить дополнительные построения, более детально и полно производить исследование функции.
Выполнение работы в программе Advanced Grapher
1) График→Добавить график→Свойства y(x)→(вносим формулу (x^2 – 1)/ x)) (рис. 1). Полученный график представлен на рис. 2.
Рис. 1
Рис. 2
2) Вычисления→Исследования функции→(вносим функцию целиком) →Нули функции + экстремумы функции + min + max (+ использование производной) (рис. 3).
Рис.3
3) Результат исследования (по производной):
а) нули функции;
б) экстремумы (рис. 4).
Рис.4
4) Результат исследования без производной:
а) нули функции;
б) max;
в) min.
5) Вычисления→Пересечения→y(x1) = (x^2 – 1)/ x;
y(x2);
x = -1, y = 0.
x = 1, y = 0.
6) Касательная y(x) = (x^2 – 1)/ x, точка касания x = -1.
Касательная→Добавить график→Свойства→OK(формула).
Результат решения показан на рис. 5.
Рис. 5
График любой функции можно построить и по точкам, т.е. по таблице.
Таблица значений→формула (x^2 – 1)/ x от -10 до 10 с шагом 1 →Вычисления функции→ формула (x^2 – 1)/ x→Считать.
Мы рассмотрели подробно пример решения №1, так же были исследованы и построены графики функций примеров №2 - №4.
№2. Построить график функции: y = ׀2x + 3׀ +3׀x-1׀ – ׀x+2׀.
№3. Построить график функции: y = 2x ·cosx.
(Графики→Наборы свойств→Тригонометрический набор
y(x) = 2^x * cos(x)) →OK→Получаем график.
№4. Построить графики функций: (не на одном)
а) y = 1 + sinx; б) y = x + 2sinx; в) y = 1+ cos2x.
С помощью программы можно построить графики и в полярной системе координат, а также линии, заданные параметрически. Кроме того, она чертит графики и направления, которые задаются с помощью уравнений или неравенств, выполнение которых на уроках занимают большое количество времени. Рассмотрим результатат построения такого графика.
№5. В полярных координатах построить графики следующих функций
(выполнить построение последовательно на одном графике):
1) R(a) = 4sin4a; 2) x(t) = 8cost – 2cos4t и y(t) = 8sint – 2sin4t;
3) (x2 + y2)2 – 54(x2 - y2) = 0 – в декартовой системе координат [2] (рис 6).
Рис. 6
№6. Для самостоятельного выполнения. Построить график функции:
1) y = ׀ x2 – 5x+ 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 – 5*x +6))
2) y = ׀ x2 – 5 ׀ x ׀ + 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 – 5abs(x) +6)
3) y = ׀׀ x2 ׀ -5 ׀ x ׀ +6 ׀, (y(x) = abs(abs(x^2) – 5abs(x) +6)
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: записать алгоритм построения графиков задания № 6.
Литература
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.(в двух частях). Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.
- Азевич А.И. Advanced Grapher на уроке и после него // Математика в школе. – 2001. - №6. – С. 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.
Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности....
Использование современных образовательных технологий и методик на уроках английского языка.
По-прежнему основными из трудностей преподавания являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. ...
Использование современных образовательных технологий и методик в коррекционно - образовательном процессе учителя – логопеда.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии...
Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...
Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт
Тип занятия- индивидуальное Цель- Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...
Отчёт об использовании современных образовательных и коррекционных технологий в учебном процессе
Применение современных образовательных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки позволяет организовывать образовательный процесс на современном уровне, делать обучение разнообразным, творче...
Методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик "Венки - один лучше другого", 2018-2019 уч.г.
Костицина Елена Михайловна является автором дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Сам себе дизайнер». Программа реализуетс...