Духовно-нравственное воспитание учащихся (из опыта работы).
статья по теме

Агапова Антонида  Александровна

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие учащихся

 (из опыта работы).

Сообщение классного руководителя 9 класса

Агаповой А.А.  на ШМО  классных руководителей .

Процессы, происходящие в современном обществе, приводят к мысли о том, что необходимо пересмотреть ценности, на которые ориентируется наше общество. Приоритеты отдаются пока вещам сугубо материальным, ценности нравственные и духовные не считаются актуальными. В этом есть опасность, грозящая привести к опустошению душ, не знающих предела в погоне за благами жизни.

Подобное положение не может устроить педагогов, которые сознают эту проблему. Система образования испытывает трудности. Ценности, на которых базировалась она недавно, стремительно обесценилась, а что идёт взамен, не совсем ясно. Нельзя уже, не задумываясь о будущем, наполнять детей, словно резервуары, просто знаниями. Знания без опоры на твёрдые нравственные установки могут быть опасны, если станут служить эгоистическим устремлениям.

«Есть ценностей незыблемая скала над скучными ошибками веков»- слова Осипа Мандельштама могут служить нам подсказкой в поисках опоры. Образование с опорой на вечные ценности оказалось нужным как никогда, ведь, как подсказывает мировой культурный опыт, девальвации не подлежат ни любовь, ни честность, ни порядочность. Миру, едва сохраняющему хрупкое равновесие среди подорванной экологии и обострения социальных противоречий, будет сложно выжить без поколения, имеющего твёрдые нравственные устои и высокие духовные устремления. Острая нужда в людях, которые уважительны и добры друг к другу и к окружающей среде, заставляет сделать выбор в пользу образования на основе общечеловеческих ценностей.

Существует система воспитания нравственности на основе общечеловеческих ценностей, которая нашла широкое применение во многих странах как Запада, так и Востока. Уже более 30 лет в мире ведётся обучение не только академическим знаниям, но и общечеловеческим ценностям. Такое обучение даёт хорошие результаты, помогая детям раскрыть лучшие качества характера и найти нравственные ориентиры в жизни.

С какими нравственными ценностями я знакомлю детей? С любовью, истиной, миром, праведностью и ненасилием.

Любовь раскрывается, в частности, через дружбу и её проявления: дружелюбие, заботу.

Истина, иначе - стремление к правде и познанию мира, отражается через любознательность, дух исследования, различие хорошего и плохого, честность.

Мир, иными словами – душевный покой, достигается через умение понять других, миролюбие, скромность, терпение, сдержанность, чувство благодарности, спокойствие.

Праведность, то есть правильное, достойное поведение, проявляется как хорошие манеры, стремление к взаимопомощи, активная жизненная позиция, смелость.

 

Ненасилие,то есть сосуществование без причинения вреда другим, - это результат проявления духа сотрудничества, умения прощать, милосердия, заботы об окружающей среде и т.д.

 Знакомство с данными нравственными ценностями проходит через систему воспитательной работы

Начиная работать с учащимися 5 класса в качестве классного руководителя, возраст которых 10-11 лет и до достижения ими возраста 13 лет занятия строились в системе единения в классе, жизни без конфликтов. С этой целью воспитывались такие общечеловеческие ценности, как любовь. Были проведены тематические классные часы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Что такое «преданность», «Заботимся о друзьях». В общении друг с другом в классе и школе, дома и на улице заострялось внимание на проявление  таких чувств как терпимость, чуткость, сострадание, заботу, доброту, бескорыстие.

Праведность воспитывалась в результате коллективной деятельности учащихся, выполнения общественных поручений. Живя и работая вместе, учащиеся должны были проявлять такие чувства как уверенность, ответственность, уважение, чувство долга и инициативу.

Истина проявляется в честности, искренности, справедливости. Для воспитания таких чувств в 5-7 классах были проведены классные часы на темы: «От чистоты помыслов к чистоте действий», «Что такое хорошо и что такое  плохо». При наблюдениях за детьми во время уроков, на переменах, при проведении общешкольных мероприятий обращала внимание на справедливость в отношениях с друзьями, способностью видеть и слышать только хорошее.

Мир проявляется в достоинстве поведения, благодарности, удовлетворённости достигнутом, дисциплине. При проведении классных часов, внеклассных мероприятий обращала внимание на дисциплину учащихся и способностью быть всегда уравновешенными. Проводила тематические классные часы: «Достоинство – качество каждого человека», «Счастье – это когда тебя понимают», «Что такое самоконтроль».

Ненасилие  воспитывалось в ходе всей школьной жизни классного коллектива как учебной, так и внеурочной. При разборе любых конфликтов по отношению к людям и их вещам прививалось уважение к собственности своей и других, пропагандировалась забота не только о себе, но и о других людях, Учила прощению и верности как качеству характера.

Работая с учащимися 8-9 классов, возраст которых 14-15 лет воспитание общечеловеческих ценностей проходило и будет проходить в единстве с окружающем.

В процессе воспитания до детей стараюсь довести мысль, что все люди должны стремиться к взаимопониманию.

Через беседы с учащимися стараюсь пробудить в душах учащихся чувство бескорыстной любви к своей  Родине, уважения к окружающим, гуманного отношения к людям. Этому способствовали и тематические классные часы «Почтительность как проявление любви», «Чуткость – это слух души».

Вступив в переходный образ жизни, учащиеся испытывали множество затруднений  в общении с окружающими их людьми: сверстниками, педагогами, родителями. Поэтому в данный момент большое внимание старалась уделить воспитанию праведности. На примерах из жизни классного коллектива и героев художественных произведений воспитывала в детях благонадёжность, пунктуальность, ответственность, уверенность. Был проведён тематический классный час «Береги честь смолоду». Много внимания уделялось воспитанию здорового образа жизни.

В переходный период характер учащихся очень уязвим. Поэтому в данный момент необходимо направить ребёнка на правильный путь, учить его различать истинное и ложное. Воспитание истины в данный период необходимо. При индивидуальных беседах с учащимися учила самоанализу их поведения, честности по отношению к себе и другим. Желанию познавать себя и весь мир. Был проведён тематический классный час «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

Любые начинания, желания претворяются в жизнь когда царит мир  и покой в душе. Поэтому воспитание самодисциплины, дара благодарности, ровного отношения  к людям – залог успеха в обучении и воспитании учащихся. Через воспитательную работу старалась донести учащимся принцип: покой души нельзя купить, но можно заработать.

Живя и работая в коллективе учащихся и педагогов, дети должны проявлять ненасилие, то есть сосуществование без причинения вреда другим. Ненасилие – это результат проявления духа сотрудничества. Умения прощать, милосердия. Познавательно и интересно прошёл с учащимися классный час «Милосердие» (по типу телепередачи «Тема»), на который были приглашены родители и заведующая сельской библиотекой Овчинникова Н.В.

Проводя экологические десанты с учащимися, принимая участие в экологической акции «Чистота вокруг нас» я стараюсь внушить детям, что забота об окружающей среде – долг. Все проводимые мероприятия с учащимися я подчиняя одной целее: непричинение вреда – главная ценность жизни.

Основной целью воспитательной работы я считаю следующее: выявление и развитие в учащихся представления и приверженности к общечеловеческим ценностям, изначально заложенным в душе каждого человека, формирование из них всесторонне развитых личностей, чьей нравственной основой были высокие духовные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План экологического воспитания учащихся (из опыта работы).

Предложена методическая разработка для воспитания у учащихся  разных возрастов экологической культуры....

Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания учащихся (из опыта работы)

Учитель – профессия птица,Вряд ли труднее сыскать.С какою другою сравнитсяРебячьи сердца зажигать.          Учитель… Что стоит за этим привычным слов...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ «ЛИЦЕЯ № 76 ИМЕНИ В.Н.ПОЛЯКОВА» Г.О.ТОЛЬЯТТИ

Статья о работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, как одной из главных стратегических задач развити...

"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся" (из опыта работы)

Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены. М.Е. Салтыков-Щ...

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся (из опыта работы)

Приводится опыт работы по экологическому  воспитанию  учащихся на уроках химии...