Зачет, как одна из форм педагогического контроля
статья по теме

 

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму, как зачет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_forma_kontrolya.doc55 КБ
Office presentation icon zachet_kak_forma_kontrolya.ppt691 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет, как одна из форм педагогического контроля

Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения).

На основе обратной связи преподаватель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. 

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. 

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. 

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учеб- ной работы студентов. 

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Необходимо отметить, что в педагогической и методической литературе термин «контроль» часто используется в трактовке, включающей все перечисленные выше виды диагностики. 

Диагностика знаний, умений и навыков студентов является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных форм и методов  контроля.

С точки зрения временного фактора различают следующие виды контроля: 
• предваряющий (входной, исходный, предварительный), 
• текущий, 
• периодический (тематический, этапный, рубежный) 
• итоговый (экзаменационный).

Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Он используется также для вновь прибывших студентов. 

Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков студентов, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Преподаватель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы. 

Периодический контроль – проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования. 

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, переводные и выпускные экзамены.


Функции контроля 

Цель контроля – обеспечение обратной связи: выявление уровня усвоения знаний, который должен соответствовать образовательному стандарту (обязательному минимуму) по учебной дисциплине, и его коррекция.

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, помочь в дальнейшем продвижении. 

Стимулирующая функция как логическое продолжение и дополнение образовательной функции призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность студента, а вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития. 

Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией преподавателя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, накопления информации о динамике качества знаний, выработки мер по устранению типичных ошибок, преодоления трудностей при усвоении материала. 

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, творческого отношения к предмету, волевого саморегулирования, стремления развивать свои способности, своевременно выявлять пробелы в знаниях и других социально ценных способностях и чертах характера. 

Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Все функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются такие формы, в которых превалирует одна, ведущая функция. Например, семинар характеризуется, в первую очередь, образовательной функцией, а зачет, экзамен – контрольной.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму, как зачет.

Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения студентами уровня обязательной подготовки.

С помощью зачетов проверяется овладение различными порциями учебного материала.

В соответствии с этим, их можно разделить на тематические и текущие.

Тематические зачеты проводят в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Преподаватель заранее определяет задания для тематического зачетного урока, в которые включает теоретический и практический материал, продумывает этапы урока и их количество, занимательный материал.

Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения по небольшим, законченным темам. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется отводить целый урок.

Оба вида зачета можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме.

В первом случае студенты предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня.

Во втором случае этот список в явном виде студентам не предъявляется. Однако это не означает, что студентам совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала преподаватель акцентирует внимание студентов на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачете.

Структура урока-зачета, прежде всего, должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий:

  1. восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов;
  2. формирование у студентов понятий, их категории и систем;
  3. усвоение все более сложной системы знаний;
  4. овладение основными теориями и ведущими идеями той или иной науки.

Этой последовательности должны соответствовать основные звенья урока данного типа.

Трудности в подготовке и проведении зачетных уроков:

  1. необходимо проверить теоретические знания: определения, формулы, алгоритмы, теоремы и т.д. В тоже время необходимо оценить уровень практических умений работы, следовательно, зачетный урок может занимать  большое количество времени;
  2. проблема любого контроля знаний: подсказки и списывание. Поэтому традиционные два варианта заданий на письменной или практической работе заставляют задуматься об адекватности оценки знаний и умений;
  3. еще одна проблема заключается в том, что преподаватель не сможет принять теорию сразу у всех студентов, поэтому  можно воспользоваться помощью студентов старших курсов или студентов, которые сдали теорию быстрее всех.
  4. каждый студент индивидуален, с собственной психологией, развитием, отношением к учебной работе, знаниями, умениями, к каждому  надо подобрать свой «ключик», чтобы полнее и глубже выявить знания, умения, научить конструировать ответ;
  5. скорость работы студентов разная, поэтому перед зачетным уроком нужно продумать дополнительный материал, а также нужно продумать систему оценивания и пересдачу зачетного урока.


Разрабатывая урок-зачет следует придерживаться следующего плана.

Этапы подготовки и проведения урока-зачета:

1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.

2. Проведение урока-зачета.

3. Подведение итогов и внесение корректив.

1 этап – предварительная подготовка.

Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Преподаватель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:

- понимание, запоминание, воспроизведение материала;

- применение знаний и умений в знакомой ситуации;

- применение знаний и умений в новой ситуации.

Преподаватель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разбирались.

2 этап- проведение зачета.

В свою очередь зачетный урок должен идти поэтапно:

1. Организационный момент. В это время идет приветствие преподавателя, настрой на работу студентов. Преподаватель отвечает на возникшие вопросы, озвучивается инструктаж проведения зачета.

2. Выполнение работы. Можно использовать различные формы проведения зачета: письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д. и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава студентов, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся.

3 этап – подведение итогов.

Обычно за зачетный урок ставят две оценки: за практическую и теоретическую части. Большое внимание уделяется анализу результатов зачета. В результате устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы и недочеты следует устранить.

Применение этой системы убеждает в том, что через зачет должны пройти все студенты, так как:

  1. проверка знаний есть форма контроля учебной работы студента. Проверяются организация и методика его домашней самостоятельной работы, качество знаний и умений по заданному и уже пройденному материалу, или иначе, качество усвоения программы;
  2. проверка знаний есть форма закрепления, обязательное участие в зачете делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков;
  3. проверка знаний есть форма воспитания у студентов навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И чем лучше организован опрос, тем больше оснований надеяться, что студенты научаться отвечать так, как требуется.
  4. результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией студентов, поэтому освобождение от зачета повлечет за собой неравные условия для студентов;
  5. проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля преподавателя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как преподавателю, так и самому студенту своевременно обратить на них внимание;

В теории и практике обучения вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным, т.к. применение зачетной системы контроля положительно сказывается на качестве знаний  в данной предметной области.

Разнообразие форм проверки знаний и их сочетания в системе зачетного урока повышает эффективность усвоения студентами учебного материала, так как при этом не только проверяется уровень усвоения знаний, и формируются многие навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат На тему: «Тематический зачет как одна из форм комбинированной системы обучения русскому языку»

Муниципальное общеобразовательное учреждениеНовобрянская общеобразовательная школа_______________________________________________________...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС

Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке...

"Общественный зачет как одна из форм оценки качества знаний"

quot;Общественный зачет "- одна из форм коллективной  игровой , познавательной деятельности , который предусматривает  проведение своебразного отчета учащихся за свои знания перед това...

Тестирование обучающихся на уроках русского языка как одна из форм педагогического контроля

Педагогический тест определяется как система заданий  возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности обуча...