Главные вкладки

    Проблемы преподавания литературы в основной школе. Статья.
    статья на тему

    Проблемы преподавания литературы в основной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Венина В.А.

     

    ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

    В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

            То, что Россия потеряла право называться самой читающей страной в мире, к сожалению, стало фактом современности. На сегодняшний день ситуация с любовью к книге у младшего поколения такова: любят читать в нашей стране преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем ребенок старше, тем меньше времени занимает у него чтение на досуге.

            Проблемы с чтением начинаются в семье. Если не читает мама, не будет любить книгу и ребенок. Сегодня в нашем обществе практически исчезли домашние библиотеки, в глубокой нищете находятся государственные библиотеки.

    Если ребенок не читает, он не развивается творчески. И задача современного учителя – словесника – научить ребенка читать произведение в полном, глубоком смысле этого слова.

    Среди равноправных предметов  школьной программы  особое место занимает литература. Она ведет в мир художественных образов, в мир прекрасного, но она - учебный предмет, требующий постоянного, систематического, увлекательного, а порой и очень нелегкого учебного труда.

    Однако без воздействия на эстетические и нравственные чувства школьников нельзя успешно преподавать литературу. Главная задача ее изучения – нравственное воспитание школьников, теснейшим образом связанное с воспитанием эстетическим и общественно – политическим.

    Работая в среднем звене, видела недоработки начальной школы, поэтому хотелось кое – что изменить в программе, научить и понимать текст и владеть устной и письменной речью.

    Мне повезло, получила хороших учеников из начальной школы, но многое не получалось. Ребята пересказывали прочитанное, но выделить главную мысль могли не все, не всегда понимали  мои вопросы и, что самое главное, не все читали и любили читать. Положение стало меняться к концу года.

    Следующий год я начала с того, что на целый месяц вперед писала на доске темы уроков внеклассного чтения, а ребята в дневник те произведения, которые мы будем изучать. Естественно, что все ученики были записаны не только в школьную, но и в сельскую библиотеки. И родители помогли: они ксерокопировали тексты произведений, которые трудно было достать.

    С первых уроков литературы в 6 классе практически не было таких учеников, кто приходил неподготовленным.

    В планировании Аркина мне нравятся викторины "Узнай автора", я  их немного изменила. Выбирала описание природы, выводила на экран и предлагала ребятам методом от противного определить автора. Ведь не секрет, что описания природы, встречающиеся в произведениях, дети пропускают.

    ТЕКСТ № 1

     С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам  теплым солнечным сиянием: была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда  из – за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой, по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

    ТЕКСТ № 2

         Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленную рощу, но даже падение одного большого подрубленного дерева:  в этом падении есть  что – то  невыразимо – грустное. Сначала звонкие удары топора производят  только легкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того как топор прохватывает до середины, звуки становятся глубже, больнее, еще удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо и потом, с возрастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю!

      ТЕКСТ № 3

         Между тем он  углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги;  сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон  окруженной  лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Он остановился, сел  на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно  чувствовал  он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. < ...>  Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько  поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни – подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

             С  И. С. Тургеневым ребята были знакомы по «Запискам охотника»,  читали «Дубровского», и с Аксаковым встреча уже состоялась. Детям предстояло найти описание Тургенева.

    Второй текст отбросили сразу: Тургенев никогда не будет описывать падающие деревья. Он любит природу. Третий – тоже не Тургенева: писатель сам заядлый охотник, он должен писать от первого лица.

    «Тургенев природу как бы пропускает через свое сердце, поэтому тургеневское описание первое», - сказала Вика.

             Я обратила внимание на лексику. Практически каждый урок мы записывали в наш словарик новые слова и выражения, которые потом использовали в устных ответах и сочинениях. Как изменилась речь учащихся!

    Хочу поделиться  опытом  и внеклассной работы с книгой в 8-9 классах.  Прежде всего,  об уроках внеклассного чтения.

    Опыт лучших словесников подсказывает:  работа над произведениями современной русской литературы становится особенно эффективной, когда учитель проводит уроки внеклассного чтения в системе, стараясь связать их с программой литературного курса.

    Продумывая собственную систему уроков внеклассного чтения, я отбираю для чтения произведения  о нашей современности, учитываю поставленные в них проблемы, силу воспитательного воздействия, возрастные особенности учеников, их читательские интересы, а также возможности библиотеки поселка Топканово, где находится наша школа.

    Первая задача, которая встает перед учителем, - организовать чтение рекомендуемых произведений и критической литературы. В начале года мы вместе с работниками библиотеки проверяем наличие нужных книг. Книги эти по моей просьбе сосредоточены в читальном зале. С годами работниками библиотеки была подобрана необходимая критическая литература. Подбором ее они занимаются и  сейчас, потому что знают, какие произведения и на какие темы будут рассматриваться на уроках, в том числе  на уроках внеклассного чтения и на читательских конференциях.

    Иногда я не жду, пока ребята придут в читальный зал и там прочтут рекомендуемую книгу (время  работы читального зала ограничено, могут возникнуть и другие неудобства): я приношу книги в класс (работники библиотеки позволяют мне это делать) и распределяю между учащимися. После того как ученик прочтет книгу, он передаст ее другому.   Школьники могут и сами достать нужное произведение, так как в литературном кабинете я заранее вывешиваю список книг для внеклассного чтения и по мере надобности вношу в него необходимые коррективы. О том, как и что читают мои воспитанники, я узнаю, проверяя их литературные дневники.

    Формы занятий могут быть разные: уроки – беседы, семинары, уроки, на которых ученики выступают с докладами. Тему урока и названия произведений, которые будем разбирать, объявляю за 2-3 недели, вывешиваю бюллетень с вопросами для обсуждения. У нас удачно прошел урок внеклассного чтения по повести А. Алексина « А тем временем  где – то» в 9 классе. После урока  учащиеся писали сочинения на темы: «Нет чужих судеб», «И для людей ты не жалей огня души своей», «Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения».

    Особый эмоциональный настрой создается на уроках внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Хорошо прошли  в 9 классе уроки по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Еще до урока и на самом уроке я стремилась создать обстановку взволнованности, приподнятости и в то же время простоты и задушевности. Этому способствовало внешнее убранство: на столе, покрытом красной скатертью, первые весенние цветы, принесенные ребятами, веточка березы или вербы – и музыкальное оформление: до урока негромко звучали записи песен о Великой Отечественной войне. Это занятие я проводила накануне Дня Победы.

    Чтобы выступления учащихся на уроках внеклассного чтения были продуманными, глубокими, я заранее предлагаю дать обстоятельный письменный ответ на один из перечисленных в бюллетене вопросов. Готовясь, ребята пользуются критической литературой, заранее подобранной мной и работниками библиотеки.

    Таким образом, я имею возможность проконтролировать подготовку учащихся к занятию, приобщить их к работе с критической литературой, способствовать развитию письменной речи, проследить степень понимания той или иной проблемы, что помогает мне в проведении урока. За письменные ответы я ставлю предварительные оценки, итоговые же выставляю после занятия, так как в процессе живого обсуждения  ученик может изменить свою точку зрения или более полно изложить суть проблемы.

    Любовь к книге, умение с ней работать, мы воспитываем не только на уроках внеклассного чтения. Я использую и многие другие формы работы.

    В воспитании молодежи велика роль периодической печати, которую нужно умело подобрать и рекомендовать учащимся.

              Побуждению интереса к литературным произведениям и их более глубокому осмыслению способствуют посещения театров, просмотры кинофильмов и телепередач. Я не мыслю знакомство с драматургией  Д. Фонвизина и  А. Островского в 9 классе    без посещения театра. Но поездка в театр должна быть продумана, связана с изучаемым материалом, она должна способствовать его осмыслению.

              Уроки – беседы должны помочь учителю сделать чтение ребят систематическим. Они не только пропагандируют лучшие произведения, но и учат сознательно читать, разбираться в художественной ценности книги, любить книгу. На таких уроках учащиеся приобретают опыт в умении размышлять, делать выводы.

    Много бесед  мы проводили и об искусстве (я преподаю и МХК), например о творчестве В. Шукшина, актрисы Н. Сазоновой, композитора А. Пахмутовой, художника Шилова.

    И, наконец, хочу поделиться своей самой большой радостью: в течение учебного года ребята оформляют книгу-альбом.

    Путь к этим книгам был труден. После каждой темы ребята писали классные сочинения. За год мы написали одиннадцать  работ, и каждый раз на выбор предлагалось три – четыре темы.

    После того, как работы были проверены и ребята получили заслуженные оценки, решили составить книгу. Нашлись ученики, которые набирали сочинения на компьютере, художники оформили титульные листы, классные фотографы сфотографировали ребят. Единственное, о чем просили ребята, так это печатать сочинения без стилистической правки: «Через несколько лет будет интересно посмотреть, какими мы были…»

    Результат такой работы на лицо. Ребята стали больше читать, в основном классику, научились вести дискуссию, изменилась речь, исчезли из лексикона вульгаризмы.

    Пропаганда книги – дело трудное, требует больших усилий, заставляет учителя работать над собой. Ощутимых результатов она сразу не приносит. Но желание видеть своих воспитанников  культурными, всесторонне образованными людьми побуждает вести работу  увлекательно, разнообразно и основательно.

         

         

    Литература

    1. Бурляй В.К. Современный урок литературы: использование активных методов. ИПКПРО г. Ульяновск, 1996 г.
    2. “Воспитание школьников”. М., Школьная пресса, 2005 г.
    3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 9 класс.(Авт.-сост. Г.И. Беленький и др., под ред. Г.И. Беленького), М., 2004 г.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

    Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе....

    Актуальные проблемы преподавания языков в начальной школе.

            Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться сегодня одной из важнейших проблем методической науки.  Данная статья затрагивает некоторы...

    К вопросу о проблемах преподавания литературы в условиях реализации ФГОС.

    Статья посвящена проблеме актуализации компетентностного подхода в преподавании литературы. Рассматривается изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного участника образовательного про...

    Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

    Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических...

    Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"

    В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...