Статья "Проблемы преподавания литературы в основной школе"
статья на тему

Мариняк Ольга Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_prepodavaniya_literatury_v_osnovnoy_shkole.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

        На сегодняшний день ситуация с любовью к книге у младшего поколения такова: любят читать в нашей стране преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем ребенок старше, тем меньше времени занимает у него чтение на досуге.

        Проблемы с чтением начинаются в семье. Сегодня в нашем обществе практически исчезли домашние библиотеки, в глубокой нищете находятся государственные библиотеки.

Если ребенок не читает, он не развивается творчески. И задача современного учителя – словесника – научить ребенка читать произведение в полном, глубоком смысле этого слова.

Среди равноправных предметов  школьной программы  особое место занимает литература. Она ведет в мир художественных образов, в мир прекрасного, но она - учебный предмет, требующий постоянного, систематического, увлекательного, а порой и очень нелегкого учебного труда.

Однако без воздействия на эстетические и нравственные чувства школьников нельзя успешно преподавать литературу. Главная задача ее изучения – нравственное воспитание школьников, теснейшим образом связанное с воспитанием эстетическим и общественно – политическим.

Работая в среднем звене, видела недоработки начальной школы, поэтому хотелось кое – что изменить в программе, научить и понимать текст и владеть устной и письменной речью.

Хочу поделиться  опытом  внеклассной работы с книгой. Работа над произведениями современной русской литературы становится особенно эффективной, когда учитель проводит уроки внеклассного чтения в системе, стараясь связать их с программой литературного курса.

Продумывая собственную систему уроков внеклассного чтения, я отбираю для чтения произведения  о нашей современности, учитываю поставленные в них проблемы, силу воспитательного воздействия, возрастные особенности учеников, их читательские интересы.

Первая задача, которая встает перед учителем, - организовать чтение рекомендуемых произведений и критической литературы.

Формы занятий могут быть разные: уроки – беседы, семинары, уроки, на которых ученики выступают с докладами. Тему урока и названия произведений, которые будем разбирать, объявляю за 2-3 недели.

Особый эмоциональный настрой создается на уроках внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Чтобы выступления учащихся на уроках внеклассного чтения были продуманными, глубокими, я заранее предлагаю дать обстоятельный письменный ответ на один из предложенных  вопросов. Готовясь, ребята пользуются критической литературой.

Таким образом, я имею возможность проконтролировать подготовку учащихся к занятию, приобщить их к работе с критической литературой, способствовать развитию письменной речи, проследить степень понимания той или иной проблемы, что помогает мне в проведении урока. За письменные ответы я ставлю предварительные оценки, итоговые же выставляю после занятия, так как в процессе живого обсуждения  ученик может изменить свою точку зрения или более полно изложить суть проблемы.

          Уроки – беседы должны помочь учителю сделать чтение ребят систематическим. Они не только пропагандируют лучшие произведения, но и учат сознательно читать, разбираться в художественной ценности книги, любить книгу. На таких уроках учащиеся приобретают опыт в умении размышлять, делать выводы.

Пропаганда книги – дело трудное, требует больших усилий, заставляет учителя работать над собой. Ощутимых результатов она сразу не приносит. Но желание видеть своих воспитанников  культурными, всесторонне образованными людьми побуждает вести работу  увлекательно, разнообразно и основательно.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преподавания литературы в основной школе. Статья.

Проблемы преподавания литературы в основной школе....

Преподавание литературы в современной школе.

Рекомендации  для молодых учителей...

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Методика преподавания программирования в основной школе

Рассматриваются причины тормозящие процесс освоения основ программирования. Медоды повышающие заинтересованность в программировании основных структур: Массив, цикл, условные переходы....

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС...

Цели и задачи преподавания литературы в средней школе

Эссе посвящено значимости преподавания литературы....

Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе

Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)...