Преподавание литературы в современной школе.
статья по литературе по теме

Закирова Алла Петровна

 Рекомендации  для молодых учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakirova_a.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Закирова А.П.

Цели преподавания литературы в современной школе.

В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Однако решает их несколько иначе, чем прежде.

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.

Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы:

умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);

проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);

умеет найти в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);

ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир;

умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;

в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Преподавание литературы становится более конкретным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.

Развитие читательской культуры, разумеется, предполагает, что все эти навыки проявляются не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

О задачах преподавания технологии в современной школе

Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова “модернизация образования”, “внедрение личностно-ориентированной педагогики”, “внедрение новых технологий”. Во всех школах России идет процесс разработки ...

Методология преподавания истории в современной школе

Современны методы преподавания истории в школе....

Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских тради...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...