Методология преподавания истории в современной школе
статья по истории на тему

Яруллина Раиса Габдельбаровна

Современны методы преподавания истории в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologiya_prepodavaniya_istorii.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методология преподавания  истории в современной школе

Р.Г.Яруллина

             В статье рассматривается современные требования к преподаванию предмета истории в современной школе, в соответствии с требованиями новых стандартов. Определяется необходимость проблемного обучения, деятельностных методов обучения, изменения позиции учителя по отношению к учащимся.

            Ключевые слова: проблемное обучение, деятельностный метод, стандарты.

           Современные требования к организации учебного процесса, требования стандартов, такие,  чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.

Но сегодня нас учителей можно представить в виде свечки, которая пытается научить лампочку премудростям компьютерной техники.  Возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. И что же нам делать?! Прежде всего, самим учиться и не отставать от требований времени.

Современный учитель это уже не тот «всезнающий» учитель с указкой у доски, а модератор направляющий поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Именно проблемно – деятельностный подход в обучении позволяет выполнить  те задачи, которые стоят перед учителями сегодня.

Жизнь требует от нас быстрой адаптации к требованиям и запросам общества.  Основная задача современного учителя это заинтересовать предметом, каждой темой, поставить проблему, которая зацепит обучающихся и дать свободу поиска решения этой проблемы  при этом невидимой рукой направлять в  нужном направлении. И я уверена, что для решения проблемы обучающиеся начнут подключать все имеющиеся ресурсы, на первых порах это будет, скорее всего интернет, но однажды столкнувшись с недостоверной информацией они начнут сравнивать с другими источниками (справочники, энциклопедии) и доказывать свою правоту.  Стандарт нового поколения выдвигает кардинально новые подходы в преподавании предметов, выполнение которого требует от нас творческого подхода и кропотливой работы с каждым обучающимся.

            Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании  метода   проблемного   обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

 При проектировании урочной деятельности ставится задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.

Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет  работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Возможна реализация следующих технологий:

Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.

Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.

Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные творческие способности учащихся.

На уроках истории и обществознания используются следующие формы деятельности учащихся:

-Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка;

-Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;

-Составление биографических справок – характеристик исторических личностей;

-Работа с исторической картой;

-Анализ исторических источников (документов);

-Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;

-Рецензия на ответ товарища;

-Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

-Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

          Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной самооценки  и взаимооценки учебной деятельности.

            Задача  учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

            Применение деятельностного подхода на уроках истории и обществознания, позволяет достичь прописанных в стандартах второго поколения образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

•отличаться мобильностью;

•быть способным к сотрудничеству;

•обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

           Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации их в обществе,   готовность  к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Список литературы:

1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта  / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.

2. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Методология и технология современного урока географии.

24 ноября 2012г. в МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска проведён мастер-класс учителем I-й категории Конобеевой Г.Н. с учителями городского методического объединения....

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....