О задачах преподавания технологии в современной школе
статья по технологии по теме

Борзых Ирина Викторовна

Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова “модернизация образования”, “внедрение личностно-ориентированной педагогики”, “внедрение новых технологий”. Во всех школах России идет процесс разработки и внедрения новых педагогических технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О задачах преподавания технологии в современной школе

Подготовила: Борзых И.В., учитель технологии высшей категории

  МБОУ «Прохоровская гимназия»

Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова “модернизация образования”, “внедрение личностно-ориентированной педагогики”, “внедрение новых технологий”. Во всех школах России идет процесс разработки и внедрения новых педагогических технологий.

Сегодня одно из главных направлений развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель–ученик. Создание условий для такой деятельности учеников является основной целью личностно–ориентированного урока.

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Несмотря на то, что вся педагогическая деятельность строго регламентирована, система и стиль учебно-воспитательной работы в каждом учебном учреждении глубоко индивидуальны. Определяющие факторы – это стиль административного руководства, слаженность работы педколлектива и эффективность взаимодействия, потенциал и квалификация педагогического коллектива, социально-психологические характеристики контингента учащихся. На основе именно этих факторов должна строиться концепция учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении. В мировой педагогической практике выделяется несколько подходов к педагогической концепции. Среди них:

  • человекоцентрированный подход;
  • психолого - дидактическая концепция;
  • позиционно - дидактическая концепция;
  • проективная модель;
  • культурологическая концепция.

На сегодняшний день особую актуальность в нашей стране приобретает именно культурологическая концепция образования. И связано это с тем, что долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др.

Освободившись от идеологии, образование обратилось к культуре как среде, где происходит становление образа человека. Однако возвращение образования в культуру осложняется многими обстоятельствами, среди которых главное – это общее снижение культурного уровня населения, утрата культурных смыслов образования.

А. В. Луначарский писал: "Образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий». Учитывая социальные ожидания в отношении образования, надежды на образование как на единственный фактор сохранения духовного здоровья нации, традиционное определение образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками должно быть переосмыслено - как становление человека.

Так на какой же образ человека ориентируется образование сегодня? Эпицентром образования является человек свободный и активный, способный к общению и сотрудничеству с другими людьми, с самим собой и культурой.

Все это знаменует отход педагогики от парадигмы формирования личности с заданными свойствами, с определенными знаниями, умениями и навыками, и поворот к разработке теории образования как личностно-ориентированного педагогического процесса. Поэтому в настоящее время широкое распространение получил термин "личностно-ориентированное обучение". Что же, рассмотрим более подробно личностно-ориентированное и традиционное обучение.

Термин "традиционное обучение" подразумевает классно-урочную систему Яна Амоса Коменского, которая до сих пор является преобладающей во всех школах мира.

Традиционная технология - авторитарная технология, в которой практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей личности. Но, как и любая технология, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематичность, организационную четкость, упорядоченную подачу материала, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение. Изменение ценностей закономерно ведет к переосмыслению основных образовательных процессов.

В традиционной системе ими являются:

- обучение как вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками;

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления;

- воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами.

В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся:

- образование личностных смыслов учения и жизни;

- развивающее обучение;

- педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика;

- воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ученика.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого ученики должны посещать школу систематически 5-6 дней в неделю;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • в основном для домашней работы применяются учебники.

Если рассматривать эти признаки в контексте применения данной традиционной технологии в современной вечерней школе, сразу становится очевидной необходимость применения иных педагогических технологий. Конечно, каждый учитель для повышения эффективности своей работы ищет и находит методы и приемы личностно-ориентированного обучения. Уже накоплен определенный опыт, как в теории, так и на практике.

Технология личностно-ориентированного обучения. 
Методические основы построения личностно ориентированного урока.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения                           (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного обучения позволил нам занять собственную научную позицию и под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог - учитель - ученик.

2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель-ученик». Субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе разработок Л. С. Выготского, базировавшихся на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее во внутреннее». Реализация данного принципа в педагогике и являлась основой для субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передает знания и опыт. При этом ученик должен был адаптироваться к формам, методам, способам и приемам работы учителя.

С. Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание» предлагает иной подход к организации процесса познания — «внешнее через внутреннее» —  что, с нашей точки зрения, означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.

К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла адекватного отражения в современной дидактике.

Традиционно способности связываются с успешностью в деятельности и, являются более высоким уровнем (метауровнем) по отношению к действиям, представляя собой обобщение различного арсенала действий и поведенческого репертуара. Так как реализация способностей происходит через конкретное поведение и действия, следовательно, качественные основания для определения способностей следует искать в структуре поведения, соответствующего данной способности. Для того чтобы выйти на метауровень, а не остаться на поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную поведенческую характеристику, которая позволяла бы качественно различать разнообразные аспекты действий. Для этого предлагается ввести промежуточное понятие между деятельностью и способностями. Образовательная модель строится на следующих принципах:

· Целью обучения должно быть развитие личности.

· Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

· Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».

· Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

· Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

· Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.

· В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.

· В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.

· В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.

· Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

· Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).

· Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения.

· Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.

· Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.

· В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.

· Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.

· «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки — задания, дидактические тесты.

Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля  личностного развития школьника.

Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание литературы в современной школе.

Рекомендации  для молодых учителей...

Методология преподавания истории в современной школе

Современны методы преподавания истории в школе....

Цели и задачи преподавания литературы в средней школе

Эссе посвящено значимости преподавания литературы....

Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских тради...

Формы и методы преподавания языка в современной школе

Формы и методы преподавания русского языкав современной школеРебёнок не кувшин, который надо наполнить,а лампада, которую надо зажечь.Средневековые гуманисты      В настоящее ...