Многообразие форм воспитания и обучения на уроках истории.
статья по теме

Арсеньева Наталья Николаевна

Материал содержит рекомендации по проведению игр на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah_istorii.odt15.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Многообразие форм воспитания и обучения на уроках истории.

                                                                                                               Выступление подготовила

                                                                                                        Учитель истории-Арсеньева Н.Н

                                                           

Когда я начинала свою работу в школе, то очень хотела, что бы мои уроки были интересными и разнообразными. Я не открыла «Америку» и стала свои уроки проводить с элементами игры или в форме игры, такие уроки нравились обычно детям 5-6 классов. Учащихся 7-8 классов играми увлечь было сложно, а вот в 10-11 классах учащихся привлекали «Ролевые игры», особенно уроки обществознания, когда ребята становились участниками рыночных отношений или участниками «Судебного заседания». Сегодня школа изменилась, времени на игры  не хватает, появились ИТК и другие нововведения, но дети всегда остаются детьми и им хочется играть. Для учеников 5-6х классов игра как вид деятельности,в том числе и учебной,остаётся       актуальной при выполнении ряда условий: преобладание коллективных игр;самостоятельная организация работы коллектива,распределение социальных ролей в группе; постепенный перенос акцента с внешней стороны игры (азарт, победа, проигрыш) на содержательную с целью усиления положительной мотивации на изучаемый предмет; переход от игр,в которых задаёт условия и ставит задачи учитель,к играм,где сами ребята определяют ряд условий,ставят перед собой и соперником задачи. Выполнение этих условий позволит сделать игры органическим составляющим элементом образовательного процесса,учесть особенности внутренней само идентичности учеников,оптимального влияния внешних условий на их развитие,а также подготовить ребят к новому этапу их развития-этапу критического,реального освоения окружающего социума. В имеющейся литературе отсутствует устоявшаяся типология игр,используемых на уроке. Есть классификация по содержанию учебного материала:хронологические,картографические,культурологические игры и т.д.  Делят игровые задания и по форме мероприятия:разгадывание цепочки задач(кроссворда,чайнворда)на время и на правильность  результата, соревнование(викторина"Что?Где?Когда?"),лото,инсценировка и т.   д. Более приемлемой считается типологизация по месту игры в организации учебного процесса. С этой точки зрения можно выделить три основных типа 1)элемент игры или игровой принцип организации части урока;2)отдельное игровое задание;3) урок-игра.Под заданием в данном случае понимается законченное действие или ряд действий ученика,подлежащих оценки учителем или другими школьниками. Каждый из этих типов может включать разные виды игр и игровых заданий - и по содержанию учебного материала,и по форме игры.1.Элемент игры или игровой принцип организации части урока. Например,при ответе на поставленный вопрос учащийся ставит себя на место человека другой эпохи и отвечает от его имени,используются элементы инсценировки. В теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" элемент  игры используется при изучении законов Хаммурапи,  вначале ребята знакомятся с текстом законов, изучают их под руководством учителя(чтение и комментарии).Затем им предлагается представить себя судьями Вавилонского царства и разрешить конкретные ситуации. 2-3 ученика разыгрывают ситуации обращения в суд, а весь класс должен вынести решение в пользу того или иного участника на основании законов Хаммурапи. Элемент игры часто используется при опросах. Например, в теме "Культура эпохи Возрождения" даётся задание собрать"квартет" - 4 карточки, на которых изображены портрет деятеля культуры, описание его деятельности, картинка с изображением его произведения, фамилия и имя деятеля. Также при опросах используются такие игровые задания, как "четвёртый лишний" и "соедини стрелками". Эти задания при их внешне игровой форме достаточно эффективны для развития аналитического мышления школьников. 2. Игровое задание. Например, решение кроссворда, головоломки; изготовление каких либо- поделок, связанных с изучаемым периодом; инсценировка отрывка из исторического или художественного произведения. Один из наиболее распространённых видов игровых заданий на уроках истории-составление и решение кроссвордов. После выхода двух сборников кроссвордов Драхлера А.Б(6) организовать решение кроссвордов на уроке стало относительно просто. Так как кроссворды Драхлера достаточно сложны по содержанию,учитывая психологические особенности данного возраста,целесообразно организовать решение кроссворда по группам на время с использованием всех имеющихся источников информации (учебник,тетрадь,атлас,словари и энциклопедии).Другой вариант-решение кроссворда дома с помощью родителей или товарищей .Но больший интерес у учеников данного возраста вызывает составление кроссворда. Такое задание можно давать уже с первой темы курса истории древнего мира -"Жизнь первобытных людей",но и в произвольной форме и бессистемном отборе содержания. По мере формирования умения составлять кроссворд задание усложняется конкретизацией темы кроссворда и увеличения количества используемых понятий(например,по темам"Древняя Греция"и"Древний Рим").При оценке учитывается точность формулировок,раскрывающих заданное слово,правильность и аккуратность оформления,соблюдение всех требований к составлению кроссворда  особый стимул к созданию правильных и сложных кроссвордов создаёт то,что оценивать составление и разгадывать содержание будут твои же одноклассники. Поэтому дух соперничеству заставляет искать сложные слова,правильно их описывать,не допускать ошибок при оформлении. Работа с кроссвордами проводится систематически в течении всего 5 и 6-го классов, что даёт свои результаты. К 7-му классу у учеников на хорошем уровне формируется умение составлять кроссворд. Большинство овладевает умением разгадывать кроссворд не только коллективно, но и индивидуально. Дальнейшее формирование индивидуального умения разгадывать кроссворд продолжается в 7-8-х классах. На уроке по теме "В древних Афинах" используется следующее игровое задание : после рассказа учителя о планировке города, о занятиях горожан класс "перемещается" в афинский район Керамик, превращается в ремесленную мастерскую. Каждый мастер выбирает сосуд для определённого назначения из предложенной таблички, в течении определённого времени изготавливает его из пластилина, ставит клеймо, затем устраивается торговля на рыночной площади с представлением своего изделия и объяснением, для каких целей этот сосуд используется. Лучшие работы используются потом на игровом уроке по теме "Культура Древней Греции". На уроке по теме "Образование централизованного государства во Франции" инсценируется заседание Генеральных штатов. По одному ученику назначаются представители трёх сословий. Они должны знать проблемы, права и обязанности своего сословия, реальное положение в составе Генеральных Штатов. Цель этого "заседания", которое ведёт учитель или кто-то из подготовленных ребят,- обобщить знания класса о социальной структуре Франции четырнадцатого века и о причинах недовольства третьего сословия. 3. Урок - игра. Чаще всего такие уроки проводят для повторения и обобщения изученного материала. Игровая форма позволяет актуализировать достаточно большой объём учебного материала. Однако это быть и текущие темы, особенно при изучении культуры. В 5-6-х классах часто проводятся следующие уроки в форме игры: "Жизнь первобытных людей", "Древний Египет. Повторительно-обобщающий урок", "Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок". "Реформы Солона", "Урок в афинской школе", "Культура Древней Греции", "Античная мифология", "История древнего мира. Повторительно-обобщающий урок". После перехода на концерты и "уплотнения" материала в 6-м классе пришлось ограничиться только повторительно-обобщающим игровым уроком по теме "Средние века в Европе". Элементы игры и игровой принцип организации части урока эффективно использовать при изучении тем, которые требуют"вживания" в эпоху, когда ребёнок пытается поставить себя на место человека другой страны и другого времени, пробует говорить от его имени. Это в первую очередь уроки по изучению культуры и быта народов разных цивилизаций. Элементы игры помогают делать опрос более живым, интересным, даже увлекательным для ребят. И здесь огромную роль играет разнообразие игровых заданий. Даже небольшое новшество в оформлении ответов (составление графика, заполнение шаблона, осмысленная фраза, составленная из букв, обозначающих номера заданий и правильных ответов,и т.п) повышает мотивацию учеников на качественное выполнение задания. Необходимо усложнять задания,привносить в них не только внешнюю новизну,но и содержательную (усложнение условия при составление кроссвордов,инсценировка отрывка художественного произведения с продолжением диалога,придуманного самими учащимися).При проведении игровых уроков необходимо чётко продумывать систему оценок,штрафов и наказаний,правила определения победителей. Все эти моменты должны быть заранее и хорошо известны детям,иначе неудовлетворённость результатом,вызванная несогласием с оценками учителя или обидой на "плохое судейство",может полностью нивелировать образовательный и воспитательный эффект урока. Принципиально важно включать игровые уроки и такие вопросы (задания),ответы(алгоритмы выполнения) на которые не звучали непосредственно на уроках.Это расширяет кругозор,раздвигает рамки предмета ,саму игру делает познавательной и развивающей способности ребят. С этой же целью на игровых уроках надо разрешать ребятам пользоваться различными источниками информации и даже поощрять приносить на уроки книги,справочники,энциклопедии,словари,в которых они могут находить ответы на вопросы по данной теме. И последние,иногда трудновыполнимое пожелание-соблюсти равновесие между внешней ,организационной,и содержательной стороной игры. Чтобы увлечённость процессом(самое важное и интересное для ребят в игре) не заслонило собой содержание и интерес к предмету(самое важное для учителей).

 

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках истории

Учитель, планируя урок или занимаясь самоанализом урока, должен ставить цель, что он будет развивать, обучать или натаскивать....

«Активные формы обучения на уроках истории и обществознания»

Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках    истории и обществознания»...

Кейс-метод как эффективная форма обучения на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС

КЕЙС-МЕТОД.  Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е ...

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Презентация к уроку ИЗО 6 класс

Презентация к уроку изобразительного искусства для 6 класса по программе Б.М, Неменского, выполнена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Содержит наводящие вопросы для самостоятельного...

Презентация " Активные формы обучения на уроке истории"

Ознакомление с методами активизации учащихся на уроке истории....