Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему

Комкова Алёна Игоревна

Доклад на методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad2komokova_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  самоанализ и осознание необходимости;

  планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.

Задачи портфолио:

   Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

  Основание для отнесения педагогического работника к той или  иной педагогической квалификационной категории.

  Основание для назначения стимулирующих выплат

  Основание для назначения денежного вознаграждения

Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.

  1. Структура портфолио.

Раздел 1. «Общие сведения об учителе».

В этом разделе фиксируются:

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения;
  2. образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению аттестуемого.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности"

В этот раздел помещаются:

  1. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  2. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
  1. контрольных срезов знаний;
  2. участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
  3. результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  4. наличия медалистов;
  5. поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. "Научно-методическая деятельность"

В этот раздел входят:

  1. материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
  3. материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  5. методические технологии обучения детей с проблемами развития;
  6. материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
  7. отчетные материалы по:
  1. участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  2. участию в методических и предметных неделях;
  3. организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
  4. проведению научных исследований;
  5. разработке авторских программ;
  6. написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  7. подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

В этот раздел входят:

  1. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  2. список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  4. программы кружков и факультативов;
  5. другие документы.

Раздел 5. "Учебно-материальная база"

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  1. наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  3. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  4. наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  5. аудио и видеопособия;
  6. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  7. измерители качества обученности учащихся;
  8. другие документы по желанию учителя.

Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

6. Выполнение функции классного руговодителя.

  1. Диагностика сформированности и развития  коллектива  класса. Определение  уровня  воспитанности.
  2. Работа  с  родителями ( тематика  родительских  собраний, подборка советов)  для  родителей)
  3. Достижения  классного  коллектива
  4. Личный  план  профессионального самообразования
  5. Отзыв  педагогического коллектива  о  работе  учителя

8.Рефлексивный блок.

1.  Подготовка портфолио

При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

  1. цели и задачи своего профессионального роста,
  2. умения, которые ему необходимо приобрести,
  3. тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:

  1. профессиональными стандартами преподавания предмета
  2. успеваемостью учеников
  3. стратегическим планом школы

3. Оценка портфолио

При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели:

  1. Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
  2. Достижения учащихся – как правило
  3. Общие результаты школы при аттестации – возможно

Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.

В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:

  1. педагогическая концепция;
  2. награды и сертификаты;
  3. тренинги и курсы;
  4. публикации;
  5. авторские либо коллективные программы;
  6. проекты и исследования;
  7. планы уроков;
  8. примеры заданий;
  9. достижения учеников;
  10. отзывы и оценки учеников, коллег, администрации

Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.

Критерии оценки составляющих портфолио учителя:

  1. позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  2. позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
  3. позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
  4. использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  5. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
  6. участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
  7. повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

4. Представление информации в портфолио

Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:

  1. Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
  2. Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
  3. Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
  4. Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.

Примерный перечень документов для включения в портфолио:

  1. Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
  2. Авторская концепция  усовершенствования государственной программы.
  3. Авторская дидактическая система.
  4. Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
  5. Программа экспериментальной работы.
  6. План реализации эксперимента (по годам или этапам).
  7. Краткое описание используемых методов исследования.
  8. Методические разработки тем.
  9. Планы уроков (выборочно)
  10. Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности    используемых методов
  11. Тематика творческих работ для выбора учащихся
  12. Тематика проектов
  13. Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
  14. Инновационные проекты (с указанием соавторов)
  15. Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
  16. Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
  17. Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
  18. Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
  19. Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
  20. Творческие отчёты. Доклады. Статьи
  21. Рекомендации учащимся и родителям
  22. Анкеты и их анализ
  23. Аннотированный список прочитанной литературы
  24. План самообразования
  25. Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования

Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО - определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр...

Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности

Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...

Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.

В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижени...

Презентация "Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции"

Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д....

Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.

Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характер...