Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.
статья на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижениями. И можно ли использовать современный портфолио педагога как инструмент и продукт профессиональной рефлексии?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область,

г. Нижневартовск

МБОУ «СШ №29»

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

учитель химии и биологии.

Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития

Одним из средств, позволяющих отразить развитые профессиональные умения и в тоже время, служащее средством мониторинга и оценки, является портфолио.

Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

  • портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
  • отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
  • демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к большему использованию альтернативных методов оценивания. Одним из получивших значительное распространение в последние годы методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment)

Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

  1.  достижения учителя;
  2. грамоты и сертификаты;
  3. документы, подтверждающие повышение квалификации;
  4. банк текстов, публикаций;
  5. внеклассная работа.

Следствием использования профессионального портфолио педагога для представления его профессиональных достижений может быть появление аспекта развития, самоорганизации и самоконтроля в построении профессиональной карьеры.

Причём в в учебных портфолио рассматривается вовсе не только достижения в образовательном учреждении, но и трудовой опыт, путешествия, то есть собственно жизнь.

Существенными характеристиками портфолио планирования является то, что он обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации. То есть весьма существенным является именно проектный и рефлексивный аспект работы портфолио педагогического работника. При подготовке портфолио педагогический работник составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

  1. Цели и задачи своего профессионального роста
  2. Умения (компетенции), которые ему необходимо приобрести
  3. Тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

Профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с профессиональными стандартами. Число этих стандартов колеблется, но направленность является единой. В качестве основных стандартов можно выделить следующие:

компетентность в вопросах преподавания; компетентность в планировании и подготовке уроков; компетентность в управлении классом; использование разнообразных методов оценивания;

Рефлексивная функция портфолио. Проектный подход к собственному профессиональному развитию и формирование плана индивидуального профессионального развития опирается на чётко организованную рефлексивную работу, основанием для которой также может служить портфолио. Прежде всего, в этом случае речь идёт о само оценивании своих профессиональных достижений: оценке результатов и самого процесса управления и преподавания, оценке представленных в портфолио творческих, проектных, исследовательских и прочих работ. Существенным элементом рефлексии является также представление собственной управленческой (педагогической) концепции, эссе на управленческие и педагогические темы и составление резюме.

И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.

                                            ЛИТЕРАТУРА

1. Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И. Г. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2011. – 223с.

2.  Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. – М.: Новая школа, 2010.

3. Коломинский Я.Л. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности // Психология: Сб. науч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности

Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога»

Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога» методиста МОУ ДПО "МЦ "Раменский дом учителя"...