Духовно-нравственное воспитание учащихся в урочной и неурочной деятельности.
статья по теме

Дан Татьяна Юрьевна

Обобщение  и представление  инновационного  педагогического пыта в области духовно-нравственного воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_statya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся в урочной и неурочной деятельности.

                                                               

Сегодня, первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное развитие и воспитание и это не случайно. Современное общество технократии и потребления, где во главу угла поставлены материальные блага начинает испытывать глубокий духовный кризис: нравственная деградация, меркантилизм, эгоизм, стали характерными чертами современного социального общества.

Всё очевиднее становится, что человек интеллектуальный, технически образованный автоматически не   становится человеком  культурным, духовно-нравственным, интеллигентным.

Изменения в 90-х годах 20 века  в жизни нашей страны  были связаны с  изменением ценностей общества, идеологической направленностью воспитания, космополитизмом.

Внимание, которое сегодня обращает государство, правительство на  формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма и высокой духовности не случайны, ведь основным условием возрождения и укрепления российского общества является возрождение и укрепление его духовно-нравственных основ. В реализации этой  задачи, государство обращается прежде всего к системе образования.

Общество,  а значит и школа, только тогда способна решать важнейшие  общегосударственные  задачи, когда есть система  базовых национальных  ценностей.

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Эти ценности сегодня и являются основой образовательного, воспитательного процесса.

Процесс духовно -нравственного развития личности  интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений.

Я не случайно на первое место поставила семью, ибо именно в семье , в её традициях, укладе  и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка.

Однако, следующим  этапом  в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество.

Духовно-нравственное воспитание!

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и выстраивать  свои отношения с окружающим миром.  Духовность  определяется не столько  образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире.

 Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми.

По мнению русских философов(И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует без нравственности.

Нравственность  рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития.

 Задача духовно-нравственного воспитания помочь ребёнку расставить эти ориентиры,  но простая репродукция -  «что такое хорошо и что такое плохо» для современного школьника, конечно не   достаточна. Необходимо создание условий для  духовного, творческого роста подрастающей личности.

  Работа эта сложная, кропотливая и длительная , ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это не спешный душевный диалог с воспитанником, питомцем, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления! Роль личности учителя в этом процессе огромна.

Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом  определяющее значение.

Мне бы хотелось в данном контексте обратится к словам  К.Ушинского:

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».

В своей работе учитель должен  обращаться к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, создавать условия для диалога, дискуссии, создавать ситуацию ценностного выбора , условия для рефлексии внутреннего  состояния ребёнка,  соотношения его ценностей  с духовно-нравственными  общечеловеческими ценностями.

                                                                                     

От этого   во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Я хочу представить и обобщаю свой опыт работы в системе, которая сложилась  за последние 10 лет в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Разграничение этой работы на урочную и внеурочную весьма условно.

На уроках.

На своих уроках  истории, обществознания, истории у культуры Санкт- Петербурга я всегда уделяю особое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика.   Патриотизма, любви к родине,  гражданской позиции, формирование высокой петербуржской культуры, всегда были приоритетом в моей работе.

Сделать акцент, усилить это можно в результате:

- Отбора  материала. Создание положительного образа   личностей, событий.

- использование различных педагогических технологий. Наиболее универсальной для меня является ИКТ РКМ.

- творческие задания на уроке и  дома, некоторые задания могут выполнятся с родителями, в кругу семьи.

- открытые, конкурсные уроки

-  Олимпиадный марафон. Уникальное явление в курсе истории и культуры Санкт-Петербурга, пятиэтапный марафон включает  в себя индивидуальную и групповую работу, путешествие по городу, исследовательскую работу на улицах Петербурга и в музеях, творческие работы участников и  общее представление команды  района. Это великолепные условия для формирования социально активной личности проникнутой духом высокой петербургской культуры и нравственности.

В данном разделе более подробно мне бы хотелось остановится на  открытом уроке «Россия многонациональная» у рамках конкурса «Фестиваль открытый урок».  

Открытый урок хорошая проверка того, как учитель умеет работать в диалоге с классом, как ребята поддержат учителя в ответственном деле, как покажут они всё, чему научились.

Урок был задуман как  творческая мастерская, редакция журнала, задача которой выпустить проект-макет номера газеты по теме «Россия многонациональная». В редакции работало 4 одела: исторический, единый Петербург, связи с общественностью, макетирование. Каждая  творческая группа представляла свои мини-проект, а вся «редакция» обсуждала и решала, какой материал войдёт в номер. На уроке использовались технологии: критического мышления, проектная, методы дискуссии, образовательного путешествия, социального опроса. В Режиме online в программе Publiser на уроке создавалась газета. Её номер представлен в приложении к докладу.

Этот   урок  способствовал актуализации у  учащихся знаний по национальному вопросу в России, его многообразию, сложности, историчности, современности. Способствовал развитию коммуникативности, укрепил позиции толерантности, коллективизма, патриотизма.

  

Во  внеурочной  работе   хотелось бы отметить следующие направления:

- тематические лицейские праздники

- лицейские чтения

- краеведческие   конкурсы

-  лицейские, районные, городские проекты.

Более подробно мне бы хотелось остановится на проектной деятельности.

Межпредметный  двухгодичный проект

«Бородинское сражение».  Посвящался  героям Отечественной воны 1812 года.

Тема проекта была выбрана не случайно, в этом году мы отметили  200-летие со дня Бородинского сражения. После выбора темы была определена группа среди учеников 7 класса, намечены цели, задачи, этапы. А результатом работы должен был стать макет Бородинского сражения. Результат данного  проекта – макет Бородинского сражения  был представлен на лицейском празднике посвященной этой важной дате истории нашего Отечества.

    Погружение в историю России, изучение карт, схем Бородинского сражения, экскурсии в музее Петербурга, личная кропотливая работа над макетом на уроках и после, осмысление и сопереживание, были прекрасным условием для духовно-нравственного воспитания ребят. Сегодня макет находится в кабинете истории и является важным экспонатам

 на уроках  и тематических экскурсий.

Следует отметить, что работали мы в сотрудничестве с родителями класса.

Когда проект был закончен, ребята поделились своими впечатлениями:

- «мы думали, что это не возможно, что это под силу только взрослым…»

- «мы чувствовали гордость за нашу страну, за наших героев Отечественной войны 1812 года..»

- «эта работа подружила меня с классом…»

- «я пыталась вложить всю душу в работу…»

- «мы могли углубится в историю нашего народа…»

- «удивило, что девочки тоже проявили большой интерес к проекту…»

- «мы молодцы, мы сделали это!!!»

Обобщая свою профессиональную деятельность,  я хотела бы представить ряд интересных проектов, которые со временем   объединились и    один стал продолжением другого.

Три проекта: «Европа в школе», «Многонациональный Петербург» «Европейцы на берегах Невы   их  объединяет идея таллерантности, взаимопонимания культур, межнациональный диалог.

«Европа в школе».

Одним из первых  проектов, в котором мы  начали принимать участие, был международный конкурс «Европа в школе».  Он проходил в течении 10 лет  под эгидой Совета Европы,  Европейской Комиссии Европарламента  и Европейского культурного  фонда .Цель конкурса  развитие  европейского сознания, гражданского общества.  Он способствовал формированию всеобщего демократического мировоззрения  направленного на понимание и уважение различных национальных культур.  В Петербурге кураторами  конкурса  стали кафедры РГПУ им АИ Герцена: педагогики и ЮНЕСКО. К 2005 году  в конкурсе приняло участие более  четырёх тысяч ребят,  11 наших учеников  стали победителями и были награждены серебряными  медалями и  дипломами  от Совета Европы.

Каждый год Европейский комитет конкурса объявлял тему, и ребята разных Европейских стран представляли свои самые разнообразные аналитические и творческие работы.

У наших лицеистов наибольший интерес вызвали темы: « Гражданин объединённой Европы, каков он?», «Какой быть культуре Европы 21 века?», «Наши истории – наше Европейское будущее».

И самое интересное - встреча в международном молодежном лагере в одной из европейских стран: Германия, Италия, Франция, Турция.  Особенно интересным было представление традиций и культуры свей страны в первые дни знакомства и конечно же знакомство  с культурным наследием других европейских стран. Общение было на  английском языке. Эти поездки, наши выпускники вспоминают, как прекрасный опыт межнационального общения.

Тема  межнационального диалога культур неожиданна была предложена нам городским  Дворцом творчества юных.

Многонациональный Петербург.

  В отличии от «Европы в школе», этот проект соединял в себе как индивидуальную так и групповую работу. Мы знакомились с жизнью немецкой диаспоры в Петербурге. Писали исследовательскую работу «Бурхард Миних в Петербурге». Это был годичный проект, который завершился представление работы на городских краеведческих чтениях и командным конкурсом посвящённым  «Многонациональному Петербургу». Интереснейшим преломление этой темы стала работа о немецком художнике-  солдате,  оккупационной немецкой армии -   И. Бертельсмане. Когда мы работали в рамках многолетнего проекта «Святыни Петербурга» в Тайцах, мы узнали об интересной судьбе этого немецкого художника. Так в рамках этого проекта пересеклось прошлое Петербурга 18 века, история Великой Отечественной войны и современность.

Сегодня  тема  толерантности  продолжена   в надпредметном проекте   «Европейская культура  на берегах Невы», посвящённом культурном наследии Франции и Петербурга.  Ребята знакомятся с национальными особенностями народов, проживающих в Петербурге, с их вкладом  в строительства и развитие нашего города. Это развивает у ребят познавательный интерес, толерантное сознание, стремление к диалогу и взаимопониманию через социальную значимость.

 Переходя к моему любимому проекту, мне хочется вспомнить слова Д.С. Лихачёва, которые стали для меня основополагающими: «Родной край, его история, основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»      

Важнейшим многолетним проектом, который продолжатся и сегодня, стал проект-

 « Святыни Санкт-Петербурга».

 Городское  молодёжное движение  «Юные за возрождения Петербурга», стало для нас и  ребят лицея № 395, Красносельского района, частью  жизни.  Вот уже более десяти лет лицеисты участвуют в этом  патриотическом движении, организаторами которого стали: городской  дворец творчества юных ( Аничков дворец), Клуб петербуржцев.

 В направлении «Святыни Петербурга» мы восстанавливали историю, писали о сегодняшнем дне многих храмов. Вот объекты наши исследовательских работ: Троицкий Красносельский собор-1999год,  Православные храмы посёлка Тайцы, усадьба Демидова  2001- 2003 год,  2012-2013гг.

Храм Андрея критского в посёлке Володарский 2005 год,  Храм Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе- 2006 , Храм Преображения господня на Новых местах ( в Лигово)  -2008-2010 год.

Вся эта работа на протяжении многих лет, посильное служение, конкретная помощь в храме,  возрождение духовно-нравственных традиций нашего отечества, нашей православной, петербургской духовной культуры и есть сеть и основа духовно-нравственного  воспитания молодого поколения.

Нельзя не сказать о проекте

«Есть память, которой не будет забвенья» - этот проект прежде всего направлен на Патриотизм, любовь к своему Отечеству, своему народу, честь, достоинство, мир во всем мире.

 Война. Народ. Победа! Всё дальше  от  нас уходят  эти  героические  годы Велик ой Отечественной войны 1941 -  1945 года, но в тоже время  всё  острее  осознаёшь  величие подвига нашего народа .»Никто не забыт, и ничто не забыто» - это стало девизом  всей нашей работы по военно - патриотическому  воспитанию.  Это участие в исторических реконструкциях , походы по местам боёв, шефство  над ветеранами, ежегодные встречи с ветеранами Блокадного Ленинграда и майская неделя Памяти посвящённая 9 мая - Дню Победы . Всё это выросло в желание  написать книг о  о ветеранах войны  проживающих  в нашем  Красносельском районе, о родственниках  дедушек и бабушках наших учеников. Так   родился проект создания книги  «Есть память которой  не будет забвенья».  Первая книга  вышла к  60- летию Великой Победы.  4мая  состоялась презентация книги. На ней присутствовали герои книги ветераны войны  их внуки .Слёзы радости и благодарности  были  на лицах участниках этой незабываемой встречи.    К  65 -летию Победы  выходит  вторая  книга, здесь мы  расширили проект и в книгу  включили очерки об  учителях  лицея, участниках войны,  учителя подготовил  рассказы о своих родных и близких. Работа над проектом  продолжалась 8 лет  Это наша маленькая частица выполненного долга  перед памятью погибших  в годы войны  и низкий поклон  тем кто и сейчас  в строю. Этот проект мы посветили и нашим родным и близким. Книга используется на уроках мужества, экземпляр этого издания есть в каждом классно кабинете.

«100- летие петербургского дома».

Интересной для нас и наших учеников стала культурно-историческая акция «Страницы истории Петербурга»: Столетие вашего дома». Она началась в 2002 году, на кануне 300-летия Петербурга и завершилась в 2008 году. По замыслу организаторов, исследователи -краеведы должны были проследить историю дома, судьбу его жителей, домовладельцев, архитекторов, используя архивный материал, разнообразную справочную литературу, воспоминания старожилов.

Одним из условий в выборе объекта было его столетие в период 2002- 2008 годов.

Нашлись такие дома и в нашем Красносельском районе.

Этапам этого проекта стали работы:

«Усадьба Новознаменка, история и день сегодняшний.» - 2007  год.

«Благотворительное Общество Ревнителей веры и  милосердия им. И. Кронштадтского. Храм Преподобного мученика Андрея Критского» - 2005 год.

«Из истории храма Святых   Апостолов Петра и Павла в Петергофе» - 2002год

 В результате краеведческих исследований создавалась, уточнялась и обновлялась биография петербургской усадьбы, домов и храмов.

А итогом этого проекта стала книга «Портрет петербургского дома», изданная по инициативе некоммерческой организации культуры «Русский клуб», при поддержке фонда имени Д.С. Лихачёва  в которой напечатаны  работы наших лицеистов

Материалы наших исследований были представлены так же на двух историко-краеведческих конференциях «Дома рассказывают…».

Подводя промежуточный итог многолетней  работе деле образования и духовно-нравственного воспитания, хочу поблагодарить моих коллег кафедру истории лицея 395 и , прежде всего,  Вершанскую  Ж.И., которая на протяжении всех этих лет была методистом истории в нашем лицее. Хочется отметить, что учителя, особенно учителя, гуманитарного цикла, всегда , вне зависимости от  решений правительства,   главным своим делом считали воспитание нравственности, высокой духовности, гражданственности и патриотизма своих питомцев. Занимаясь со свои учениками в школе и продолжая общение после, я вижу, как из тех ребят, которые учувствовали в наших проектах формируются или уже сформировались хорошие, порядочные люди, с гражданской позицией и ответственностью за свою родину большую и малую, любящие и заботящиеся о своих близких и это радует больше всего!

                                                                             Дан.Т.Ю.

Литература.

  1. Данилов А, Кондаков А., Тишков В. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. Lomonholding.ru
  2. Коган М.С. Философия культуры, СПб.: Петрополис, 1996 г.
  3. Никитина Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы. Pedagogika-cultura.narod.ru
  4. ФГОС – концепция духовно-нравственного образования и воспитания личности граждан России.
  5. Философский словарь. / под ред. И.Т. Фролова М.: Политиздат. 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Тема: «Воспитание национальной идентичности россиянина в урочной и неурочной деятельности».

      В национальной доктрине образования Российской Федерации задача воспитания гражданина выступает в качестве приоритетной: «Система образования призвана обеспечить воспитание...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность

Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...


 

Комментарии

Татьяна Юрьевна, очень полезная и информативная статья! Большое спасибо!