Развитие и выявление индивидуальных особенностей детей. Развитие творческой инициативы.
статья по теме

Круглова Ольга Николаевна

В данной работе описываются способы развития творческих способностей  и инициативы у учащихся на кружковых занятиях с использованием компьютера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_cdo.docx121.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Уршельская  средняя  общеобразовательная  школа

(ЦДО г. Курлово)

РАЗВИТИЕ  И  ВЫЯВЛЕНИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ  ДЕТЕЙ.  РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОЙ  ИНИЦИАТИВЫ.

(Развитие  творческих  способностей  и  инициативы  на  кружковых  занятиях  с  использованием  ПК).

                                   

                                                                        Подготовила : Круглова  О.Н.

2010г.

                                                СОДЕРЖАНИЕ.

1.Развитие  творческих  способностей учащихся – важная  задача  школы.

2.Одарённые  учащиеся. Выявление   одарённых  учащихся. 

3.Кружки,  как одна  из  форм  развития  творческих  способностей  и  инициативы.

1.Развитие  творческих  способностей учащихся – важная  задача  школы.


Необходимость развития творческих способностей учащихся.
В течение многих лет в школе господствовал объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором все знания сообщались ученикам в готовом виде. Деятельность школьников при этом состояла в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. У учеников систематически культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось так называемое продуктивное, или творческое, мышление. Инициатива  при  таком  подходе  к  обучению  не  поощрялась. Это пришло в резкое противоречие с потребностями жизни.

Изменение характера труда людей, его интеллектуализация, всё более широкое привлечение трудящихся к участию в управлении делами общества, государства остро поставило перед школой задачу формирования самодеятельной, инициативной,  творческой личности.

Многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужны догадка, умение самостоятельно думать.
Итак, жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление, способность  ставить  перед   собой  задачи ,готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.

Но можно ли всех детей научить творчеству?
М.Н.Скаткин в своей книге «Школа и всестороннее развитие детей» (М.:Просвещение,1980-30с.) пишет о том, что на первый взгляд, эта задача кажется неосуществимой, так как, чтобы научить ребёнка какой-либо деятельности, мы обычно разлагаем сложную деятельность на составляющие её элементарные операции, показываем, как выполнять каждую из них в отдельности, а затем все операции в последовательном порядке, даём соответствующее правило (инструкцию, предписание).

Путём многократных упражнений дети овладевают навыком. Так мы учим детей правильному написанию букв и цифр, выполнению чертежей геометрических фигур, сборке приборов для опытов, изготовлению изделий в мастерской и т. д.
Но такой способ обучения, пишет М.Н.Скаткин, неприменим к творческой деятельности. Дело в том, считает он, что центральным моментом творческой деятельности является догадка, интуиция, которая приходит в сознание внезапно, вдруг, и человек не может путём самонаблюдений описать последовательность мыслительных операций, которые привели его к решению проблемы, к открытию. Это озарение – такой таинственный процесс, который не подчинён строгим правилам, предписаниям. А там, где есть строгое правило, предписывающее последовательность действий, там уже нет творчества, а есть стандартная исполнительская деятельность.

На протяжении многих веков люди искали способы управления таинственным, загадочным процессом творчества. В литературе описаны различные способы, которыми пользовались отдельные художники и учёные, чтобы вызвать творческий процесс. «Шиллер клал в ящик стола гнилые яблоки, и это благотворно влияло на его поэтическое творчество. Гельмгольц в определённый период работы над той или иной проблемой совершал восхождение на закате по освещённому солнцем и покрытому лесом склону горы. Существовали и другие аналогичные способы, но все они носили характер случайных находок, и их нельзя было рекомендовать ещё кому-нибудь». (Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1967, с.264).

Общий вывод, к которому пришли учёные в прошлом веке, был довольно неутешительным для педагогики:
творческий процесс не поддаётся управлению. Способность к творчеству - это талант, а таланты даются от рождения. Кого природа наградила генами творчества, тот и будет творить, создавать новое, а у кого этих генов нет, тот, как бы не старался, ничего нового создавать не сможет, он не способен к творческому мышлению, к творческой деятельности. Против природы не пойдёшь. Если бы творчеству можно было научить, писал крупный французский психолог Рибо, то учёных и изобретателей было бы столько, сколько сапожников и часовщиков. Но людей, способных к творческой деятельности мало – единицы среди тысяч.
А как же быть этим тысячам? Пусть они примирятся со своей судьбой?

2.Одарённые  учащиеся. Выявление   одарённых  учащихся.

  "Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.»

(Определение одаренности комитета по образованию США).

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские искусства".

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

1.Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;

   2.Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

3.Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

4.Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;

5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

     6.Оценка работ, достижений, школьной успеваемости;

     7.Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического    мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Для выявления поведенческих характеристик одаренных детей в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях; математических, языковых, технических способностей специально предназначен пакет "Одаренность (комплексное исследование одаренности)".

Для выявления общих интеллектуальных способностей в разном возрасте следует использовать методики из пакета "Интеллект" — "ШТОМ" (8-11 лет), "ШТУР" (12-14 лет), "АИСТ" (старше 14 лет), "Тест социального интеллекта Гилфорда" (от 9 лет и старше) и пакеты для углубленного исследования таких познавательных процессов как "Внимание" и "Память".

Для выявления психомоторных способностей с успехом может быть использован пакет "Ягуар". Методики из пакета "Личность" будут полезны для изучения индивидуальных личностных особенностей одаренных детей.

Однако положение с развитием творческих способностей не так безнадёжно, как кажется на первый взгляд. Да, обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. У одних они разовьются в большей степени, у других в меньшей ( здесь, конечно, сказывается различие в природных задатках), но у каждого ребёнка можно развить творческий подход к деятельности – будь то рисование, или сочинение, или решение математических задач, или изготовление поделок и т. д. В любой творческой деятельности всегда есть какие – то технические стандартные приёмы, не овладев которыми человек не может успешно решать творческие задачи. Если ребёнок не умеет держать в руках карандаш и проводить им прямые, ломанные, округлые линии, если не умеет взять на кисть акварельную или масляную краску и покрыть её поверхность бумаги или картона, то никакого художественного произведения он не сможет сотворить. Точно так же нельзя сконструировать изделие, не овладев техническими приёмами проектирования, разметки, обработки материала, монтажа и т.п. Всем подобным техническим приёмам, входящим в состав творческой деятельности, можно научить любого ребёнка, показав эти приёмы, объяснив соответствующее правило, предупредив от возможных ошибок и организовав систематические упражнения. Но как бы хорошо ребёнок ни овладел этими техническими приёмами, их одних недостаточно для творческой деятельности, для самостоятельного решения творческой задачи в области науки, техники или искусства. Не поможет здесь и рассказ о творческом процессе, и даже демонстрация его внешних проявлений.

Решающее значение для развития творческих способностей имеет непосредственное приобщение ребёнка к творческой деятельности. А она возникает, когда перед ребёнком ставится творческая задача, не имеющая готового стандартного решения. Зная эту объективную закономерность, педагоги получают возможность вызывать к жизни творческую деятельность детей и управлять ею, предлагая для решения последовательный ряд постепенно усложняющихся творческих задач.

Чтобы целенаправленно развивать у учащихся творческое мышление, необходимо прежде всего ясно представлять себе основные черты творческой деятельности, которые должны быть сформированы у учеников на протяжении всего периода школьно обучения. Этот вопрос наиболее основательно исследован И.Я.Лернером, (Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.,1974, с.12-16), который выделил следующие процессуальные черты творческой деятельности, приобретения которых достаточно как изначальной базы для её дальнейшего развития и углубления:
1. самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
2. видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
3. видение новой возможной функции знакомого объекта;
4. видение структуры объекта, подлежащего изучению (например, видение состава условий задачи, типов её данных, характера соотношения их с требованием);
5. умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;
6. умение комбинировать ранее известные способы решений проблемы для конструирования нового способа;
7. умение создавать оригинальный способ при известности других.

Перечисленные черты представляют собой примерную основу опыта творческой деятельности, которыми должны овладеть школьники. Эта основа является общей для всех сфер научно - и прикладного творчества (исключение составляют разные виды художественного творчества, для которых этих черт недостаточно). Усвоив эту основу, ученики получат базу для дальнейшего саморазвития, смогут развивать соответствующие интеллектуальные свойства до уровня, обусловленного природными задатками и усердием.

«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста»,- пишет М.Н.Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей .-М.,1980.-с.33). Автор подчёркивает, что сформировать указанные интеллектуальные свойства можно, только включая школьников в посильную им творческую деятельность, требующую проявления тех или иных из перечисленных выше черт. Проявляясь в решении творческих, проблемных задач, эти черты и формируются в процессе их решения.

3.Кружки,  как одна  из  форм  развития  творческих  способностей  и  инициативы.

   Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.
В.А Сухомлинский настойчиво советовал учителям беречь детский огонёк пытливости, жажды знаний, вознаграждать каждый успех ребёнка, каждое преодоление трудностей залуженной оценкой. (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 2-е изд. Киев, 1972, с.141.).

В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. В 5-7 классах при помощи игровых моментов и ситуаций можно поддерживать интерес учащихся к учению,а также создавать простор для детского творчества.

Игры и упражнения, применяемые на уроках (кружковых занятиях), являются своеобразной формой проверки и закрепления эстетических знаний, художественно-графических умений и навыков, творческого опыта учащихся.
На занятиях кружков по информатике можно применять игры-путешествия, игры-загадки, игры-соревнования, композиционные игры и т.д. Такие занятия должны развивать у учащихся воображение, фантазию, память. Кроме того, кружковые занятия по информатике одновременно должны решать задачи, например,  по освоению компьютерной техники, возможностей графического редактора, способствовать практическому применению полученных знаний и умений в жизни и т.д.

Таким образом, необходимо так организовать работу, чтобы в процессе выполнения задания шло не только усвоение материала, но и развивались способности учащихся, накапливался опыт их практического применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта работы учителя математики  по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока «Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона»

Конспект открытого урока с ученицей 3 класса в рамках республиканского семинара-практикума «Методика музыкального образования средствами национальной музыкальной культуры». Тема урока: «Развитие творч...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Методическая разработка "Развитие творческой инициативы и самостоятельных навыков в обучении начинающих музыкантов"

Каждый педагог должен стремиться сделать любимыми и интересными занятия музыкой, не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них творчес...

Методическая разработка "Развитие творческой инициативы и самостоятельных навыков в обучении начинающих музыкантов"

Каждый педагог должен стремиться сделать любимыми и интересными занятия музыкой, не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них творчес...

Мастерские по русскому языку и литературе как модель развития творческой инициативы

Автор статьи знакомит читателей с современными образовательными технологиями на примере Мастерских, с этапами их организации...