Мастерские по русскому языку и литературе как модель развития творческой инициативы
статья на тему

Автор статьи знакомит читателей с современными образовательными технологиями на примере Мастерских, с этапами их организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Шунина Л.В.

ГБОУ школа №404 Колпинского района Санкт-Петербурга

Мастерские по русскому языку и литературе как модель развития творческой инициативы.

Каждый урок русского языка и литературы в большей или меньшей мере обогащает знания детей, вносит вклад в интеллектуальную, эмоциональную, волевую, оценочную сферы опыта личности. На уроке, познавая мир слова, решая учебные задачи, обобщая, систематизируя, делая выводы, упражняя свои навыки, ребенок действует под четким руководством учителя, проникает в его логические построения. Но при этом даже самая лучшая традиционная форма (урок, лекция, семинар) несет в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Мы не обращаем внимание детей на ценность их опыта, интуиции и даже не позволяем сомневаться в представленной учителем истине.

Мастерская же позволяет в рамках учебной деятельности мне как учителю смоделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к ребенку, решающему ее. Мастерская развивает творческую инициативу, рождает радость открытий, дарит всем участникам восторг собственного творчества, ощущение собственной значимости и уважение к мнению окружающих. Ее закон: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

Какие же еще принципы проблемного обучения реализует мастерская?

  • Равенство всех участников, включая учителя. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию.
  • Ненасильственное привлечение к процессу деятельности.
  • Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Привлечение самооценки, самокоррекции, самовоспитания.
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, поддержки.
  • Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого процесса (именно он приобщает ребенка к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности).
  • Принцип выбора. Каждый сам выбирает материал, вид деятельности, способ предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы.
  • Ответственность за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие.

Таким образом, не я как учитель нахожу и указываю теперь путь к познанию истины, а сам работающий класс отдельными клеточками своего мозга (ученики и поисковые группы) ищет и идет по этому пути. Например, самостоятельно выводит орфографическое правило.

Могут быть верные и неверные шаги, быстрые и медленные, широкие и частые. Моя задача лишь заключается в том, чтобы ни один шаг не остался без внимания учеников. Ценность, успешность мастерской измеряется не длинной и скоростью пути к истине и предполагаемому результату, а в причастности каждого ученика к выбору своего пути и прохождении им его при наибольшей свободе и самостоятельности.

Информация для мастера.

  1. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
  2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.
  3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
  4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
  5. Информацию подавать малыми дозами.
  6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

Алгоритм проведения мастерской (терминология группы ЖФЕН).

  1. Индукция - создание эмоционального настроения, включение подсознания. Индуктором может быть слово, предмет, образ, рисунок, мелодия. Подбор и подача индуктора очень важны. От того, насколько эмоциональным будет индуктор, во многом зависит дальнейший ход урока.
  2. Самоконструкция - создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  3. Социоконструкция - работа в группах(группы формируются по инициативе учащихся), направленная на выбор наиболее вероятной гипотезы.

Когда создание гипотез, поиск и выбор новых слов, образов опирается на высокое эмоциональное восприятие, рождаются  фантазии, которые не могут прийти к ребёнку на обычном уроке.

  1. Социализация - выполнение и представление группой результатов работы, обмен вопросами. Важно задействовать всё, что даёт возможность самореализоваться каждому ребёнку.
  2. Афиширование - демонстрация работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений), их вывешивание в классе с целью ознакомления.
  3. Разрыв - кульминация творческого процесса, озарение, новое видение. Это осознание участником мастерской неполноты старого знания, внутренний, эмоциональный конфликт, стимулирующий углубление в проблему, поиск ответа, сверку нового знания с литературным источником.
  4. Творческая работа - результат всей мастерской. Всё, что светится и поёт в их душе в данную минуту, выплёскивается на бумагу. Создаётся сочинение или другая творческая работа.
  5. Рефлексия - твоё душевное состояние после мастерской.

Как показывает опыт, мастерскую необходимо проводить в течение двух уроков, чтобы дать возможность каждому ребёнку  высказаться, почувствовать себя талантливым и значимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"

Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...