Конспект урока «Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона»
план-конспект урока по музыке по теме

Метелкина София Игнатьевна

Конспект открытого урока с ученицей 3 класса в рамках республиканского семинара-практикума «Методика музыкального образования средствами национальной музыкальной культуры». Тема урока: «Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План открытого урока с ученицей 3 класса Суфиевой Мадиной   в рамках проведения

республиканского семинара-практикума

«Методика музыкального образования средствами национальной музыкальной культуры»

Дата проведения  - 28.11.2012 г.

1

Тип урока

«Урок открытия нового знания»

2

Класс  

3

3

Тема:

«Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона»

4

Образовательная программа:

А.Эшпай «Марийская мелодия»;  Д. Кульшетов (Из 50 марийский мелодий – «марийский танец»); С. Метелкина «Романс»; М.Суфиева «Песня Кувшинки», «Марш».

5

Определение места урока изучаемой теме.

Урок усвоения и игры пентатоники, образное исполнение национальной марийской авторской музыки.

6

Универсальные учебные действия (УДД):

Личностные:

1. Самоопределение: формирование позиции учащихся, желающих изучать марийскую музыку, как одну из составляющих финно-угорской группы, а также выработки самоуважения за принадлежность к своему народу.

2. Целостная и морально-этическая ориентация: ориентация обучающихся на соблюдение  морально-нравственных норм поведения, взаимодействия, формирование умения оценивать свою игру.

Регулятивные:

Формирование у учащейся умения управлять и контролировать использовать свою деятельность.

Познавательные:



Формирование у учащейся умения находить учебную информацию и работать с ней, использовать средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, динамика, форма, ладохарактерные особенности пентатоники, образности сочинения и исполнения пьес, фраз.

Коммуникативные:

Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать совместно с учителем, также во взаимодействии с участниками ансамбля и солиста находить для себя правильный настрой во время игры на аккордеоне.

7

Определение ценностных основ, целей и задач урока.

Цель: Образное эмоциональное исполнение пьес с проявлением личностного заинтересованного отношения к родной музыке, не теряя чувства формы и жанра произведений.

8

 Обоснование выбора содержания материала, методов, форм работы на уроке, сопоставимые психолого-педагогической характеристикой учащейся.

Основной метод: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный. Частные методы и приемы:

- словестный – беседы, рассказ;

- практический – игра пентатоники, работа по сочинению, сольная игра на инструменте и ансамблевая.

9

 Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах.

План урока:

1.        Организационный момент (2-3 минуты);

2.        Введение в тему (5-7 минут);

3.        Изучение новой темы (20 минут);

4.        Подведение итогов (5 минут);

5.        Домашнее задание (5 минут).

10

 Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования.

Проблемное обучение, технология сотрудничества. Выбор данных технологий объясняется тем, что проблемная ситуация способствует активизации познавательной деятельности учащейся, а технология сотрудничества способствует формированию умения работы в ансамбле.

11

 Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения.

Игра пентатоники способствует для развития чувства ладохарактерной особенности марийской музыки, гаммы соль мажор – для усвоения работы пальцев на разных сочетаниях расположения гамм на клавиатуре аккордеона, также для более гибкой работы пальцев при игре на аккордеоне.

Игра пьесы А.Эшпая «Марийская мелодия" соответствует требованиям по программе обучения – из раздела «Полифонические пьесы», закрепит знание о биографии и творчестве, принадлежности автора к марийскому народу, о его отношении к родному народу. Исполнение пьес «Кувшинки», «Марш» собственного сочинения ученицей в нужном характере, соответствующим жанрам (песня, марш), развивает художественное воображение, также закрепляет знания, которые были использованы при сочинении пьес данных жанров (характер, размер, квадратность тактов).

Творческое задание по сочинению пьесы из жанра танца «Вальс» разовьет мышление по творчеству с учетом характера, настроения предслышанной музыки, также слышание звуковысотности, знание длительностей нот, умение графически изображать ритм и сопоставлять разные длительности в звучании.

Игра пьесы из пройденного репертуара даст возможность прочувствовать образность исполнения частей и произведения в целом Д.Кульшетов «Марийский танец» и сохранять навыки приобретенных навыков игры.

Исполнение пьесы С. Метелкиной «Романс» в составе ансамбля с группой учащихся и с солисткой разовьет внимание и свое отношение к исполнению пьесы в нужном характере, и придаст импульс или толчок к желанию в дальнейшем исполнять марийскую музыку, а может быть встать на путь сочинительства, самовыражения.

12

 Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения.

Урок начинается с организационного момента. С помощью сравнения и объяснения строения и различия пентатоники от мажорного лада осуществляется введение в тему урока. Данная работа происходит с использованием проблемной технологии в сочетании с игрой мажорного лада (7 ступеней) с пентатоникой (5 ступеней). Для активизации познавательной деятельности используется частично-поисковый метод – если в гамме «До мажор» пропускаются ноты «фа» и «си», то это какие ступени? Таким образом,  как найти в гамме «Соль мажор» ступени, которые не используются в пентатонике?

С целью закрепления новых знаний используется практический метод и работа по игре на инструменте. Ученица образно исполняет пьесы собственного сочинения – песню «Кувшинки», педагог корректирует правильный подбор гармонии к басам (домашнее задание) «Марш» - в ансамбле с учителем в нужном характере, темпе. Затем задается вопрос «Какие жанры используются в музыкальной области по предмету сольфеджио? Ученица отвечает: «Танцевальные пьесы».

Педагог играет пьесу, ученица определяет, что это «Вальс», так как по образному представлению она «видит» картину танца. Она простукивает ритм и вслед за внимательным прослушиваем мелодии при игре учителя после остановки игры фразы она предслышит продолжение мелодии слухом и вслух напевает. Задание задается на дом – про себя услышать мелодию на данный фрагмент музыки, написанный тут же в нотную тетрадь учащейся и написать нотами в тетради еще 4 такта.

Затем идет физкультминутка. На низкие звуки исполняемой педагогом музыки делать присядку, а на высокие  - махать 2-мя руками влево и вправо.

Учащаяся исполняет образно пьесу из пройденного репертуара. Д. Кульшетов «Марийский танец»; в ансамбле исполняет 1 партию – в пьесе С. Метелкиной «Романс» вместе с исполнительницей – певицей З. Игнатьевой, также учащимися и педагогами: С. Метелкиной – балалайка, В. Долматовым – аккомпанемент гармонических фигураций, Т. Кузнецова – учащаяся 5-го класса – синтезатор – басы, М. Януков – 1 партия в дополнении игра в регистре «тутти».

Далее ученица оценила свою и деятельность учителя и дала самооценку по проведению урока и достижения целей. Особенно ей понравилось играть в ансамбле пьесу своего учителя, основанную на национальной музыке и живым исполнением «Романса» певицей З. Игнатьевой, она изъявила желание сыграть свой «Марш» в летнем лагере летом при выполнении зарядки.

13

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории.

Данный урок может иметь и варианты нетрадиционного урока – урок-встреча, урок–концерт с участием учащейся со своими пьесами, педагога, группы ансамбля, с аккомпанементом педагогом других пьес певице.

Цель такого урока – повышение мотивации к изучению пьес – марийских народных, авторских, классических и т.д.

14

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов.


Учитывая принадлежность учащегося к родной марийской национальности, педагог должен подготовить материал о культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл, также граничащих с ним (в Чувашии, Татарии) и приводить сходства и различия звучания их музыки. По данной методике он может работать также с учащимся любой другой национальности (русской, татарской, чувашской), но в большей степени - марийской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла творческие задания, подбирала вопросы, использовала различные способы и приемы активизации учащейся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

Развитие и выявление индивидуальных особенностей детей. Развитие творческой инициативы.

В данной работе описываются способы развития творческих способностей  и инициативы у учащихся на кружковых занятиях с использованием компьютера...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

План конспект урока по обществознанию "Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ" 9 класс.

План конспект урока может использоваться в курсе "Обществознания" 9 класс, в рамках темы "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ". Материал позволяет сформировать представл...

Конспект урока развития речи.Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?». 11 класс

Урок с элементами мини-дебатов и интерактивного голосования,с использованием приёмов развития коммуникативной компетенции....