Конспект урока развития речи.Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?». 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Яворская Елена Ивановна

Урок с элементами мини-дебатов и интерактивного голосования,с использованием приёмов развития коммуникативной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   План-конспект
Предмет: русский язык   Урок №36   Класс: 11-Б   Дата:   21.01.2020  
   

  Тема урока. РР№11.Дискуссия на тему: «Патриотизм   или глобализм?».
   

Цели урока:

 Образовательные:

  1. Закрепление правила устного выступления учащихся на практике.
  2. Повторение орфографических и пунктуационных правил.
  3. Закрепление умения анализировать текст.

Развивающие:

  1. Развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
  2. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения к собеседнику.
  2. Воспитание чувства патриотизма.

                   3)Воспитание требовательности к себе, трудолюбия, дисциплинированности, ответственности.
   
   Оборудование:  музыкальная заставка: песня в исполнении Марка Бернеса;

  • эпиграфы;

-словари: русского языка, философский;

 - «Перекличка веков» (составитель В.Г. Носков);

- «Русский фольклор» (составитель В. Аникина); - «Русские пословицы и поговорки» (составитель В. Аникиина).

  • презентация по теме урока;
  • микрофон;
  • плакаты от 2-х групп

 Словарик диспутанта :

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется, но служит для названия публичной дискуссии на научную и общественно важную тему.

 ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.    
ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в дискуссии. 2 СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель дискуссий.

 

Законы диспута:

  1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
  1. Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется.
  1. ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!

4. Идея стоит спора. Спорь – да не вздорь!    

  1. Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.
  2.  Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
  3.  Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа – ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.
  4.  Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

      Подготовка к диспуту:

  1. Составить вопросы для обсуждения.
  2.   Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»
  3.   Подобрать цитаты по теме.
  4.  Оформить класс.
  5.  Подобрать музыкальное сопровождение.
  6.  Выступление по вопросам. Форма проведения занятия: КСО (коллективный способ обучения) Ученики  работают в малых группах.

 Эпиграфы:

«Кто самого себя не не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)

 «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)

 

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других, потомуму что именно ты в ней родился»

Учитель: Яворская Елена Ивановна

Ход урока

 I Вступительное слово учителя. Мотивация работы на уроке.

 Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Проблема не в том, нужен или не нужен нам патриотизм.Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать пребывание на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

 II Проведение дискуссии

 1.Слово учителя: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты появился на свет и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые и теплые человеческие ценности, становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

 Вспомните песню Марка Бернеса  «С чего начинается Родина?». Я уверена, что она знакома каждому из нас (включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)

Слово учителя: - Мы объединились в 2 группы:  « Патриоты » и « Глобалисты »

На предыдущем уроке мы провели анкетирование по вопросам , тесно связанным с нашей дискуссией»

2.Анализ анкетирования. Доклад социолога Изетовой Мавиле.

Вопросы для анкетирования

  1. Считаете ли вы себя патриотом?
  2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
  3. Хотели бы вы уехать из России?
  4. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Почему?
  5. Престижна ли профессия российского офицера?
  6. Вы за или против службы в армии?
  7. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
  8. Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной программе?
  9. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
  10. Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?

3.Упражнение :  « Открытый микрофон » (учитель задаёт вопросы, ученики отвечают)

Вопросы для обсуждения:

  • С чего начинается Родина?
  • Гордитесь ли вы своей страной?
  • Считаете ли вы себя истинно русским человеком?
  • Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
  • Кто такой патриот современной России?

  • Можно ли жить за границей и быть при этом патриотом своей страны?

  • Почему американцы так часто поднимают свой флаг и поют гимн.нравится ли Вам эта традиция?

  • Можно ли уйти от глобализации в наше время и нужно ли это делать?

Как видим ,по вашим ответам, у нас нет единого мнения по поводу нашей дискуссии.

4.Экскурс в историю   Доклады Миночкиной К и Незировой С о рассматриваемых вопросах и их актуальности в 19 и 20 веках

   

 5.Словарная работа:

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Философский словарь)
     
 
 Патриот- человек, который любит свою страну и готов ее защищать.

Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях (индивидуально).

Слово учителя: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

6.Мини-дебаты

Трое  представителей одной группы аргументируют свою точку зрения,а трое другой -свою.

7.Голосование стикерами «Займи позицию»

 Обсуждение:

-Кто и почему поменял позицию?

III Рефлексия

Составить синквейн «Патриотизм»

 В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими  трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями». Вы, юное! Беспокойное громкоголосое племя… На вас падает отблеск славы воинов-победителей Великой Отечественной войны и доблесть защитников нашей Родины всех эпох. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужество, останутся в русском народе.

 Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Я предлагаю вам составить представление о себе как о патриоте своего Отечества, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.

  • Гражданин России …… баллов;
  • - патриот своего народа …… баллов;
  • - интернационалист …… баллов;
  •  - испытываю гордость за своё Отечество …… баллов;
  •  - сочувствие состраданиям своего народа …… баллов
  • ; - готов к защите Родины …… баллов;
  •  - уважение к отечественной истории …… баллов;
  •  - вера в будущее России …… баллов. (Выполняют задание)

  •  Кто-нибудь хочет высказаться по поводу получившейся оценки? (Высказывания учеников, педагога) Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога. В заключение хочу прочесть стихотворение А.Ахматовой  «Родная земля»


    III.Итоги урока.Оценивание.

IV. Домашнеее задание

На выбор:

Написать мини -сочинение

  1. Не Ролина для меня ,а я -для Родины;      
  2. «Где родился,там  и пригодился»;
  3. Нашего цвета-по всему свету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Лицо: загадки, тайны..." в 7 классе

Урок  развития речи  по теме "Описание внешности" создан как урок-диалог  в технологии "Диалог культур" на основе анализа текстов коми культуры, древнегреческого, древнеримского и славя...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Урок развития речи. Дискуссия "Что такое патриотизм?" (11 класс)

Урок развития речи представлен в форме дискуссии на тему "Что такое патриотизм?" Учащиеся учатся доказывать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответств...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...

Конспект урока "Развитие навыков говорения. Чем могу помочь?" 7 класс

Урок нацелен на формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений учащихся....