Положение об учебном занятии
методическая разработка по теме

Бабичева Татьяна Ивановна

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Положение об учебном занятии133.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УПР

____________Т.Н.Арланова

«______»_____________20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебном занятии

 ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум»

1.Общие положения

1.1.Положение об учебном занятии ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 21.12.2012, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по реализуемым в техникуме специальностям (профессиям).

1.2. В соответствии с пунктом 28 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464), учебные занятия при реализации программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) могут быть следующих видов:

- урок;

- практическое занятие;

- лабораторное занятие;

- консультация;

- лекция;

- семинар.

1.3.Все виды учебных занятий (за исключением консультаций) включаются в обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося.

1.4.Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

1.5.Учебное занятие - наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса: оно дает возможность преподавателю оперативно реагировать на результаты обучения.

В ходе учебного занятия решается комплекс дидактических целей:

а) сообщение учащимся новых знаний; организация самостоятельного изучения нового учебного материала; формирование на основе усвоенных знаний идейных взглядов, убеждений;

б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация   полученных   знаний;   экспериментальное   подтверждение теоретических положений;

в) формирование практических умений:

- необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами (главным образом по общеобразовательным и общетехническим предметам);

- профессиональных умений и навыков;

- умений и навыков самостоятельного умственного труда;

г) контроль, анализ и оценка знаний и умений обучающихся, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки; уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений;

д) развитие познавательных способностей обучающихся, формирование на основе усвоенных знаний профессиональных умений и убеждений.

Учебное занятие - наиболее доступная для студентов форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к другому на занятии снижают утомление от однообразной работы. Он отвечает возрастным возможностям обучающихся, особенно на младших курсах.

В то же время учебное занятие - весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока: четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы обучающихся и за собственной педагогической деятельностью.

2.Требования к учебному занятию.

2.1. Дидактические требования:

- реализация на занятии основных принципов дидактики: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности, прочности знаний и умений, индивидуального подхода к обучающимся и др.;

-четкое определение целей занятия в целом и места конкретного занятия в общей системе учебных занятий;

- определение оптимального содержания учебного занятия в соответствии с требованиями программы и целями занятия;

- высокое педагогическое мастерство преподавателя, творческое применение различных методов и приемов обучения;

- обеспечение высокой познавательной активности студентов на учебном занятии, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач и выполнением заданий творческого характера;

- взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на учебном занятии;

- дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их уровнем и подготовленностью к усвоению учебного материала, широкое использование дидактического материала разной степени сложности;

- рациональное чередование различных видов деятельности обучающихся на учебном занятии;

- преемственность в обучении (связь данного учебного занятия с предыдущими занятиями на основе осуществления внутри- и межпредметных связей с целью формирования системы знаний и умений, научного мировоззрения);

-применение   рациональных   методов   контроля,   объективность   и мотивированность оценки знаний и умений обучающихся.

2.2.Воспитательные требования:

-реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании учебного материала, позволяющих мотивировать обучающихся к получению новых умений и знаний;

развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

- высокая требовательность преподавателя, сочетающаяся с уважением к личности;

-соблюдение педагогического такта.

2.3. Организационные требования:

- четкая структура учебного занятия, соответствующая его цели, содержанию, методам обучения;

- рациональное использование времени учебного занятия для полезной обучающей работы.

2.4.Психологические требования:

- направленность учебного занятия на развитие познавательных психических процессов:внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.;

- учет психологических особенностей и психического состояния обучающихся на учебном занятии;

- собранность преподавателя, его умение распределить свое внимание между всеми обучающимися, самообладание и самоконтроль, доброжелательность и справедливость.

2.5.Гигиенические требования:

-предупреждение умственного и физического переутомления (обеспечение чистого воздуха в аудитории, благоприятного для учебных занятий температурного режима, норм освещения, соответствие учебной мебели физическим данным студентов).

3.Типы учебных занятий.

3.1.Урок изучения нового учебного материала. На этом уроке из всех звеньев обучения реализуются только восприятие, понимание и осмысление. Прежде чем перейти к изучению нового материала, преподаватель создает своеобразный психологический настрой: подчеркивает теоретическую и практическую значимость темы урока, ставит перед студентами познавательные задачи, а если позволяет содержание материала — проблему, сообщает план изучения учебного материала. Объяснением нового материала целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри - и межпредметные связи темы. Центральная часть урока посвящается первичному восприятию учебного материала. Изучение должно отличаться строгой логической последовательностью, достаточностью фактов, раскрывающих действие того или иного закона.

3.2.Комбинированный урок. Комбинированный   урок  позволяет  придавать  учебному   процессу относительно законченный характер. На этом уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков, т. е. реализуется несколько взаимосвязанных дидактических целей.

В структуре комбинированного урока чаще всего выделяют проверку выполнения домашнего задания и опрос студентов, объяснение нового материала, закрепление приобретенных на уроке знаний и умений, домашнее задание и инструктаж к нему.

Поэтому очень важное значение в структуре комбинированного урока приобретают соподчиненность и взаимосвязь его составных частей: успешное решение педагогических задач предыдущей части урока позволяет переходить к последующей, а итоговый эффект достигается реализацией целей, поставленных к каждой части урока.

Дидактические требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку его цели весьма разнообразны.

3.3.Урок обобщения и систематизации знаний.

Отличительные особенности этого типа уроков состоят в следующем: во время их проведения повторяется суть основных научных понятий и наиболее существенных теоретических выводов, которые изучались в данной теме; устанавливаются   различные   связи   между   изучаемыми   явлениями; классифицируются изученные явления и события по разным признакам; оцениваются изученные явления на основе определенных критериев.  Большое место на учетно-обобщающих уроках занимают самые разные виды самостоятельной работы: задание на самостоятельное сравнение и сопоставление изученных явлений; составление ответов на обобщающие вопросы по пройденному материалу; письменные работы, требующие перегруппировки знаний, с последующим раэбором; специальные задания на обобщение и классификацию пройденного материала (составление схем, диаграмм, сравнительных обобщающих таблиц).

3.4.Урок проверки знаний, умений, навыков.

Контрольно-учетный урок - это контроль знаний и умений студентов с последующим выставлением оценок. Этот тип урока конструируется с расчетом на полную самостоятельную деятельность каждого учащегося. При проведении контрольно-учетного урока используются контрольный письменный опрос, контрольная работа, включающая как ответы на вопросы, так и решение задач и примеров, выполнение упражнений, практических заданий. В структуре контрольно-учетного урока можно выделить следующие элементы: объяснение цели контроля и инструктаж об организации работы; ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения; самостоятельная работа студентов; предварительное подведение итогов.

3.5. Урок совершенствования и закрепления знаний.

На таких уроках используются методы и приемы обучения, способствующие формированию у студентов интеллектуальных умений, установлению внутри- и межпредметных связей; выполняются задания, требующие синтеза знаний под новым углом зрения, применения знаний в новых учебных и производственных ситуациях, отдается предпочтение задачам творческого характера.

3.6. Урок применения знаний и умений на практике.

Это урок, предполагающий выполнение студентами практикоориентированных заданий под руководством преподавателя или самостоятельно. Большое место на таких занятиях занимают самые разные виды самостоятельной работы: задание на выявление ошибок, неисправностей, составление  последовательности выполнения действий, выполнение творческих заданий.

4.Формы учебных занятий.

4.1Лекция

Лекция как организационная форма обучения - это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.

Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает студентов, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания.

Специфика лекции ограничивает возможности преподавателя в управлении познавательной деятельности студентов: на лекции слушатель менее активен, чем на семинаре или практическом занятии; затруднена индивидуализация обучения; ограничены возможности обратной связи между преподавателем и студентами, исключена возможность проверки усвоения знаний студентов.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная текущая, заключительная, обзорная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показываются теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста. Лекция данного типа призвана способствовать убедительной мотивации самостоятельной работы студентов. В ходе лекции большое внимание уделяется вопросам подготовки к работе над лекционным материалом (его осмысление, ведение конспекта, просмотр конспектов лекций перед другими занятиями, работа с материалом учебника).

Установочная лекция (применяется, как правило, в вечернем и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит студентов со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность (наиболее сложные, узловые вопросы). Установочная лекция должна также детально ознакомить студентов с организацией самостоятельной работы, с особенностями выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета. Каждая такая лекция посвящена определенной теме и является в этом отношении законченной, но составляет с другими (с предшествующей и последующей) определенную целостную систему.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней обобщается изученное, ранее на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки. Особое внимание на ней уделяется специфике самостоятельной работы студентов в предэкзаменационный период.

Обзорная лекция содержит краткую и в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции используются чаще на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и вечерней формах обучения.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступление, основная часть, заключительная часть.

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций: информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения); проблемная (показывается решение проблемы); лекция-беседа (используется постановка вопросов студентов), лекция-провокация (с запланированными ошибками в изложении изучаемого материала).

Лекции обеспечивают передачу знаний, порождают интерес к изучаемому предмету, координируют использование других организационных форм.

4.2.Семинар

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе  семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Дидактические цели  семинарских занятий  состоят в углублении, систематизации, закреплении знаний, превращении их в убеждения; в проверке знаний; привитии умений и навыков самостоятельной работы с книгой; в развитии культуры речи, формировании умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.

Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями, уроками изучения нового учебного материала и самостоятельной работы студентов, и в этом их существенная особенность. Учебный материал семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции и уроке, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров:

- семинар-беседа;

- семинар-заслушивание и обсуждение докладов;

- семинар-диспут;

- смешанная форма семинара.

4.3.Учебная экскурсия

Учебная экскурсия - это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных   условиях.   С   помощью   экскурсии   можно   установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала, необходимого для использования на уроках;

текущие (информационные), проводимые одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного рассмотрения отдельных вопросов;

заключительные  -  для  повторения  изученного  ранее  материала, систематизации знаний.

Для того чтобы экскурсия достигла целей, преподаватель должен тщательно ее подготовить: определить задачи и содержание,   выбрать объект ее проведения,

посетить его, решить о руководстве предстоящей экскурсией. Если преподаватель не может ее провести, он должен дать будущему руководителю экскурсии необходимые рекомендации, пояснить, на какие предметы, явления, процессы следует обратить внимание, какова продолжительность и последовательность экскурсии. Преподаватель намечает этапы работы студентов в ходе экскурсии, составляет перечень наблюдении и список материалов, которые следует собрать, подбирает необходимое оснащение и оборудование распределяет время по этапам экскурсии.

Перед экскурсией студенты получают задания, в которых указывается, какие наблюдения должен провести каждый учащийся, на какие вопросы следует самостоятельно найти ответы, подготовить отчет об экскурсии.

В ходе экскурсии важно обеспечить активную работу всех студентов, проведение наблюдений (хорошая видимость объекта), поддерживать дисциплину, следить за соблюдением правил и техники безопасности.

Важный этап экскурсии - итоговая беседа (иногда письменная работа), в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Студентам дают указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их заданиями. Индивидуально или небольшими группами студенты составляют таблицы, готовят наглядные пособия, доклады, краткие отчеты. Материалы экскурсии используют в дальнейшей работе.

4.4.Учебная конференция.

Учебная конференция - еще одна организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной   самостоятельности,   активности,   инициативе   последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно конференции в учебном процессе применяются редко, однако следует помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она создает условия для самовыражения учащихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

При подготовке и в процессе проведения конференции акцент делают на всемерное   развитие   самостоятельности   студентов,   подготовку   их   к самообразованию. Этого достигают, предоставляя студентам возможность:

самостоятельно добывать новые знания из разных источников; самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные, обзорные конференции.

Главное в конференции - свободное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка к семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у студентов опыта творческой деятельности и предусматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий.

Учебные конференции в средних специальных учебных заведениях проводятся также в связи с организацией производственной практики.

4.5.Консультация

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен   совсем. На консультациях излагаются требования, предъявляемые к студентам на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: восполнение пробелов в знаниях студентов, помощь в самостоятельной работе.

4.6.Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку обучающихся.

4.6.1.Лабораторное занятие.

Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследовании. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов и учащихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание лабораторных работ: установление и изучение свойств вещества, его качественных характеристик, количественных зависимостей; наблюдение и изучение явлений и процессов, поиск закономерностей; изучение устройства и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание, снятие характеристик; экспериментальная проверка расчетов, формул; получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.

4.6.2.Практическое занятие.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами и учащимися по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.

При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения

полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала.

Таким образом, содержание практических работ составляют:

- изучение нормативных документов и справочных мероприятий, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;

- анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений;

- решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений;

- изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем;

- ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации;

- работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;

- конструирование по заданной схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;

- диагностика качества различных веществ, изделий.

4.7. Междисциплинарные (бинарные, комплексные уроки).

На таких занятиях выполняется одно или несколько межпредметных заданий, в ходе которых студентам приходится применять знания и умения, приобретенные в процессе изучения различных специальных дисциплин. Такие занятия предусматривают овладение обучающимися комплексными профессиональными умениями. Внедряются междисциплинарные практические занятия в форме межпредметных практикумов, на которых могут решаться различные типовые профессиональные задачи с варьируемыми данными. При разработке заданий для междисциплинарных практикумов следует исходить прежде всего из содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, из анализа его трудовых функций.

4.8. В целях реализации компетентностного подхода на занятиях преподаватель использует активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.д.).

5.Выбор технологии обучения

5.1.Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата) обучения, затем осуществляются организация (структурирование) в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.

5.2.Выбор (разработка) технологии зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса.

5.3.На занятиях используются технологии:

- информационно-развивающие (когнитивные), ориентированные на прочное усвоение большого запаса информации, формирование системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями;

- направленные на развитие мыслительной активности (развивающее, проблемное обучение);

- деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и (или)   учебной   деятельности   (контекстное   обучение,   моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе);

- личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе.

5.3.1. Информационно-развивающие технологии. Ведущая цель - подготовка эрудированного специалиста, владеющего системой знаний, обладающего большим запасом информации. Ориентация при разработке технологий - на формирование системы знаний, их максимальное обогащение, запоминание и свободное оперирование ими.

5.3.2. Деятельностные технологии. Ведущая цель - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.

5.3.3. Развивающие технологии. Ведущая цель - подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Ориентация при разработке технологий -на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности.

Технологии включают в себя проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях), проблемные лекции, проблемные семинары, учебные дискуссии, поисковые     лабораторные,     учебно-исследовательские     работы, проектные работы, организационно-деятельностные   игры,   организацию   коллективной мыслительной деятельности (КМД) в малых и больших группах.

5.3.4. Личностно-ориентированные технологии. Целью - развитие активности и самостоятельной личности в учебном процессе.

Ведущая цель - формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Ориентация при разработке технологии - на развитие активности личности в учебном процессе.

6. Методическое обеспечение учебного занятия

6.1. Важным элементом занятия является учебно-методический комплекс, включающий:

-средства методической поддержки (лекции, методические рекомендации по выполнению практических  (лабораторных) работ, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, сборник задач, наглядные средства и другие.)

-интернет-поддержку образовательного процесса;

-электронные презентации, видео, электронные учебники.

6.2.Педагогом  в   соответствии   с   учебной программой и календарно-тематическим планированием по дисциплине (междисциплинарному курсу), учебной практике составляется   поурочный план.

6.3. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

-преподавателя - по организации учебного процесса;

-студентов - по овладению знаниями, умениями, практическим опытом в
соответствии с учебной программой, а также общими и профессиональными компетенциями согласно ФГОС СПО.

6.4.Основные задачи поурочного плана:

- определение места урока в изучаемой теме;

-определение цели урока;

-отбор содержания урока в соответствии с ФГОС СПО;

-группировка отобранного учебного  материала и определение последовательности его изучения;

-отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности студентов, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

-формирование общих и профессиональных компетенций при освоении учебной дисиплины (профессионального модуля).

6.5.Основными компонентами поурочного плана являются:

-целевой: постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

-содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

-технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

-контрольно-оценочный: использование оценки деятельности студента на
занятии   для    стимулирования    его    активности    и развития  познавательного
интереса, коррекция деятельности.

6.5. Поурочный план содержит:

тему урока;

цель урока;

оборудование, ТСО;

содержательную часть.

Итог.

6.5.1.Содержательная часть   конспекта включает описание этапов занятия, названия, последовательность и содержание которых зависит от выбранного типа и вида урока.

6.5.2.Перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Этапы, выбранные преподавателем самостоятельно в зависимости от типа, вида урока.
  3. Рефлексия.

6.5.3. Педагог самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана и форму его оформления. Выбор формы поурочного плана зависит от методической подготовленности педагога, профессионализма и опыта работы. Поурочный план может быть написан

-  в форме структурно-логической схемы урока;

-в форме развернутого плана-конспекта;

- в форме полной методической разработки;

-в форме технологической карты.

6.5.4.Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются профессиональные особенности группы, уровень знаний, умений и практического опыта обучающихся и т.д.).

6.6. При проведении занятия педагог использует наглядно-демонстраионные средства: плакаты, иллюстрации, видеофильмы, слайд-фильмы, образцы изделий, мультимедийные презентации, практические опыты,

6.7. На занятии педагог может использовать электронные образовательные ресурсы:

        6.7.1. Основные группы электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

-ЭОР для поддержки  и развития учебного процесса( электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках рабочей программы);

-ЭОР информационно-справочного характера (энциклопедии, справочники, словари, нормативно-правовые, экономические, технические сборники);

-ЭОР общекультурного характера (виртуальные экскурсии по музеям мира, виртуальные путешествия и т.п.);

6.7.2. Типы электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

-демонстрационные;

-информационно-справочные, информационно-поисковые системы;

-контролирующие программы;

-инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы ит.д.);

-средства компьютерных телекоммуникаций;

-интегрирующие среды обучения;

-автоматизирующие обучающие системы.

7. Этапы планирования учебного занятия

7.1.Педагог планирует занятие по этапам:

-определение типа занятия, разработка его структуры;

-отбор оптимального содержания учебного материала занятия;

-выделение главного материала, который студент должен понять и запомнить
на занятии, ;

-подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом занятия и каждым отдельным его этапом, направленные на формирование конкретного образовательного результата;

-выбор    форм    организации   деятельности   студентов    на   занятии,    форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

-организация контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины (модуля) (виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов, средства, методы контроля, способы коррекции;

-определение форм и объема домашнего задания;

-продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

-оформление поурочного плана;

8. Соблюдение правил, обеспечивающих  успешное проведение планируемого учебного занятия:

8.1.Соблюдение правил, обеспечивающих      успешное      проведение планируемого занятия:

-учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
студентов,   уровня   их   знаний,    а также   особенностей   всего коллектива в целом;

-подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой    ситуации,    применение    знаний    в    незнакомой    ситуации, формирование компетенций, творческий подход к знаниям;

-дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;

-определение способов развития познавательного интереса студентов продумывание приемов педагогической техники.

 

РАЗРАБОТАНО

Методист                                                                                                                                      Т.И.Бабичева

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «_____»____________20____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Положение о проведении акции «Что бы утро было добрым!» в МБОУ лицее№5,в виде утренней зарядки до начала учебных занятий.

Цели и задачи проведения утренней зарядки до уроков:1.       Сохранение и укрепление здоровья учащихся,2.      Способствование организованному на...

Положение о порядке действий по недопущению пропусков учебных занятий по неуважительной причине обучающимися

Настоящий Порядок регулирует действия работников по недопущению пропусков учебных занятий по неуважительной причине обучающимися....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....