Главные вкладки

    Статья (9 класс) по теме:
    Подготовка к ГИА

    Чанцева Татьяна Владимировна

    Как готовить учащихся 9 классов к ГИА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podgotovka_k_gia_vyst_na_mo.docx18.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка к ГИА по русскому языку

    (Из опыта работы)

    Учитель русского языка и литературы: Чанцева Т.В.

    Одним из критериев эффективности учебного процесса является итоговая аттестация. Анализ ГИА за  прошлые учебные года показывает, что основная часть выпускников подтвердила свои знания на экзаменах.

    Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

    1. лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
    2. языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
    3. коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

    Структура и содержание ГИА по русскому языку

     Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

    Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

    Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

    Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

    Основными причинами невыполнения заданий можно отметить:

    1. Низкие учебные возможности некоторых учеников;
    2. Невнимательное чтение заданий;
    3. Непосещение консультаций, дополнительных занятий, пропуски уроков некоторыми учениками;
    4. отсутствие системы   знаний у девятиклассников.

    Методы и приемы подготовки к ГИА

    Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

    Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

    Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

    Задачи  по подготовке  к итоговой аттестации обучающихся 9-х классов на уроках:

    1. На уроках русского языка  систематически работать над нормами речи в соответствии с разделами языка и стилистической стороной письменного высказывания, так как в речи школьников достаточно много нарушений лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и особенно стилистических.
    2. работать над речью учащихся и выражением ими собственного мнения и речевых ситуациях, приближенных к экзаменационным.
    3. Важно уделять серьезное внимание лексической точности речи и ее логичности: постоянно учить детей умению пояснять проблему, то есть говорить о ее важности, актуальности, значимости, злободневности;

    Факультативные курсы по подготовке к ГИА

    Программа факультативного курса подготовки к ГИА по русскому языку рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

    Цель факультативного курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.

            Рекомендации для подготовки к ГИА в 2013 году:

    1. Использовать современные методики преподавания и диагностики учебных достижений учащихся.
    2. Применять задания в тестовой форме в ходе различных видов контроля и промежуточной аттестации.
    3. Каждому педагогу иметь систему заданий для самостоятельной работы учащихся и развития общеучебных умений и навыков.
    4. Разработать проблематику тематических консультаций для выпускников при подготовке к ГИА.
    5. Обеспечить создание эффективной системы образовательного мониторинга.
    6. Оказывать педагогическую помощь выпускникам в объективизации самооценки своих учебных и личностных достижений.

              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку: "Подготовка к ГИА: пишем сочинение"

    Данная презентация - приложение к конспекту урока по русскому языку в 8 классе "Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА" (пишем сочинение) и помогает сделать урок ярче, нагляднее. Также обу...

    ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

    Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

    Стратегии по подготовке выполнения заданий по аудированию, чтению (подготовка к ГИА и ЕГЭ)

    Презентация будет интересна для учителей, работающих в 9, 11 класах при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ....

    Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

    Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений  и подготовки  к  ГИА   по  математике.Занятия включают в себя теорети...

    Полезные ссылки при подготовке к ГИА-9 и ГИА-11

    Файл содержит ссылки на поталы размещающие материалы для проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА)...