Ситуационный подход в индивидуальной учебной деятельности в детской музыкальной школе
статья на тему

Буйневич Елена Алексеевна

Методы преподавания современного педагога должны изменяться, обновляться с учетом новых требований. Эти изменения  необходимо вносить в ежедневный труд преподавателя музыкальной школы. Педагог должен быть чутким, гибким, владеющим педагогической техникой, позволяющей применять творческий,  ситуационный подход в процессе работы с учеником, так как грамотное поведение в той или иной ситуации поможет преодолеть любые трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situacionnyy_podhod.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Ситуационный подход в индивидуальной учебной деятельности

в Детской музыкальной школе

 Динамичность развития общества требует нового качества образования, изменения его приоритетов. При быстро меняющейся ситуации в обществе, образовательные приоритеты должны смещаться от достижения определенного уровня знаний, навыков и умений к готовности учащихся применять их на практике, к созданию условий самореализации личности. Ведь никому не предугадать, какая встреча, какое взаимодействие со средой  впоследствии станет решающим для  человека. Сегодняшним ученикам жить и творить до, примерно, 2070 года, который нам трудно представить. Подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу. В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Сфера образования, которая находится за пределами общеобразовательного стандарта, является «дополнительным образованием». Именно дополнительное образование и, в частности, детская музыкальная школа обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Оно по самой своей сути является личностно-ориентированным, в отличие от базового образования, которое остается предметно ориентированным  и нацеленным на  освоение школьного стандарта.

 Музыкальные школы в настоящее время находятся в поиске обновления образования и обогащения методов преподавания. Это обусловлено и изменением вкусов, пристрастий, музыкального языка, звуковой атмосферы, в которой растут наши дети. При неоспоримой важности традиций русской исполнительской культуры, традиций музыкальной педагогики, коррективы в современном учебном процессе неизбежны. Методы преподавания современного педагога должны изменяться, обновляться с учетом новых требований. Эти изменения  необходимо вносить в ежедневный труд преподавателя музыкальной школы, каждый урок – это поиск нового подхода к управлению учебным процессом, постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Учебный процесс требует от педагога высокого напряжения, большой выносливости и самое главное -  быстрых решений.   Творческая изобретательность преподавателя – одно из условий проявления ситуационного подхода на уроке. Суть подхода – внимание к возможностям и особенностям ученика в каждый данный момент работы с ним.

В детские музыкальные школы приходят разные дети. Причем у них не только разные способности и возраст, но и разные условия в которых они воспитываются дома и в школе. В процессе обучения у ученика могут неоднократно меняться цели. В такой ситуации преподавателю нужно быть постоянно готовым к изменению педагогической стратегии. Поэтому ему важно владеть методологией ситуационного подхода к управлению своим уроком:

-преподаватель должен быть знаком со средствами профессионального управления учебным процессом. Это подразумевает знание системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений.

-преподаватель должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики в конкретной ситуации.

-преподаватель должен правильно интерпретировать складывающуюся учебную ситуацию с тем или другим учеником. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации.

-преподаватель должен уметь отбирать конкретные приемы и методики, обеспечивающие успех в работе с учеником в достижении целей в конкретных ситуациях.

Очень важным вопросом, в котором необходим ситуационный подход является  подбор музыкального репертуара. Именно репертуар – один из главных факторов в обучении учащихся. Умение подобрать для каждого ученика наилучший для него репертуар – важнейший показатель мастерства педагога. Репертуарный план – это своего рода прогноз развития ребенка. Но не каждый прогноз может подтвердиться действительностью, ведь ученик – личность не сложившаяся, развивающаяся. И тогда педагог,  прочувствовав ситуацию, может внести своевременные коррективы в план, тем самым направив индивидуальное развитие в нужное в данный момент направление.

 Современный педагогический репертуар включает в себя разнообразнейшую музыку от баховских времен до наших дней.  Сохраняя свою академическую направленность, педагогический репертуар постоянно обновляется. Основными источниками его пополнения - это сочинения современных композиторов, создаваемые специально для музицирования, обработки народных песен и эстрадные произведения.

Необходимо отметить, что в репертуаре юного музыканта должны предусматриваться произведения, которые не выносятся на суд слушателя, которые не выучиваются до совершенства. Надо использовать любую возможность расширить круг произведений, которые играет ученик. С некоторыми произведениями можно просто ознакомиться, для закрепления какого-либо навыка можно включить в работу часть произведения, тем более, нет необходимости заучивать всю изучаемую программу наизусть.

Педагог должен быть не только мастером своего дела, но и психологом. Он должен чувствовать своих учеников, что им свойственно, чего им не хватает, и репертуар ставить в зависимости от того пути, по которому их надо вести.

Педагогический процесс заключается во взаимодействии педагога и учащегося. Педагог, не способный творчески реагировать на ученика, так же далек от педагогического искусства, как «ритм метронома от живого музыкального ритма». Педагогическая импровизация опирается на профессиональный и жизненный опыт. Чем богаче и шире внутренний мир педагога, обширнее и основательнее знания и навыки, чем ярче музыкально-исполнительское дарование - тем ценнее педагогическая работа. Меньше шансов добиться успехов в развитие  интереса к музыке у юного музыканта остается у педагога с детально выработанной методикой, ассортиментом рецептов, раз и навсегда зафиксированными трактовками произведений, который по стандарту «ставит» руки ученикам и в строго определенной последовательности проходит серии этюдов и пьес. При этом в нотах нередко точно расставлена аппликатура, фразировка, динамика.  Возможность какого-либо своеобразия в учащихся исключается. О совместном творчестве речь даже не идет! А ведь куда интересней ученику чувствовать себя партнером при поиске полезной информации об изучаемых произведениях, обсуждении образа, характера сочинений. Заинтересованный в творческом развитие своего ученика преподаватель не только продумает последовательность шагов в работе над произведением, но и  доверит ученику самостоятельно применять известные ему эффективные способы и приемы, а также изобретать их. Анализируются совместно причины трудностей, способы их устранения. Необходимо добиваться у ребенка осознания того, что эффект  от занятий может появляться лишь в результате собственных осознанных плодотворных усилий.

Нельзя рассчитывать на то, что от урока к уроку ученик сможет выполнить все указания педагога. Не следует забывать о способности нашей психики накапливать воспринимаемое и в какой-то момент давать скачок к новому качеству. Именно тогда может дать результат длительная и казавшаяся безуспешной работа. Педагог должен быть оптимистом.  Нередко периоды внешнего застоя - это периоды внутреннего роста ученика.

Успешность домашней работы зависит от нескольких условий правильно оцененных педагогом: заинтересованности ученика, его работоспособности, правильного намеченного плана развития, правильного выбора заданий, четкости поставленных задач, диагноза причин встретившихся трудностей, точности указаний на способы работы.

Бывает, что педагог отмечает непонимание, невосприимчивость ученика, бывает и так, что у ученика не получается, несмотря на все его старания. В этих ситуациях педагог должен задуматься: в чем причина? Не кроется ли она в нем самом? Может он не нашел нужного подхода, не сумел как следует  ученику объяснить, помочь, чтобы тот понял и выполнил требования.  К каждому отдельному случаю надо подходить индивидуально. Унижений ученика при безрезультатной старательной  работе быть не должно. Прежде чем воспитывать детей, педагоги должны воспитывать самих себя. Тот педагог, который не обладает достаточным самообладанием, слишком нервничает, не может оказать нужного воздействия на детей, негативная энергия педагога не позволяет полно раскрыться  их духовным силам. Необходимо заметить и то, что большинство детей простят своему педагогу некоторую нервозность, но не простят скуку и равнодушие. Не принесут пользу и навязывание негативных прогнозов развития ученика,  перенос на ребенка личных кризисов и неудач. Как бы педагог не устал, он должен давать урок так, как будто ему особенно приятно  в данную минуту заниматься этим делом.  Педагогическая работа в значительной мере  - искусство, к вершине которого необходимо стремиться всю жизнь. «Нельзя говорить: если бы мне дали одаренных учеников, я бы их хорошо учил; но правильно было бы сказать: если бы я лучше учил, то этот бездарный ученик кое-чему научился бы» (А.Гольденвейзер).

Существует немало методов работы с учениками, но все они должны взаимодействовать и использоваться в зависимости от типа ученика, стадии его развития и задач,  поставленных в данный момент.  Тот путь,  который  пригоден с одним, оказывается непригодным с другим. Педагог должен быть чутким, гибким, владеющим педагогической техникой, позволяющей применять творческий,  ситуационный подход в процессе работы с учеником, так как грамотное поведение в той или иной ситуации поможет преодолеть любые трудности. Необходимо помнить, что личность ребенка в наши дни уравнивается с личностью педагога. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние  - свободное время,  надеясь, что результатом станет творческое развитие, обогащение художественными впечатлениями достигнутые в атмосфере психологического комфорта.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гондельвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей / вып. серии «Мастер - класс», М. Классика XXI, 2006
  2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / Ростов – на – Дону, Феникс 2002
  3. Кузнецова Н.А., Яковлева Д.Е.   Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. /  М.: 2003г.
  4. Комиссарова Е.В. Ситуационный подход к индивидуальному уроку в Детской школе искусств / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  5. Савшинский С. Детская фортепианная педагогика/ вып. серии «Мастер - класс», М. Классика XXI, 2006
  6. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельного учреждения дополнительного образования детей. /  М.: 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

В работе рассматриваются следующие вопросы:- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподава...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

ПРЕПОДАВАНИЕ учебного курса «ГАРМОНИЯ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Авторская программа О.Г.Артемьевой представляет опыт систематического учебно-практического курса гармонии в Детских музыкальных школах и Школах искусств. Подобный курс на сегодняшний день отсутствует ...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с вокалистами

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом колле...