Игровые технологии на уроках математики
статья (5 класс) по теме

Сюсина Анастасия Владимировна

Статья и презентация - выступление на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя

 математики Сюсиной А. В.

Применение игровых технологий на уроках математики.

Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Технология ( от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально) - это учение о мастерстве, умении специалиста. Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.

Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.

Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.

Игры можно разделить на:

  1. индивидуальные,
  2. парные,
  3. групповые,
  4. общеклассные.

По образовательным задачам:

  1.  изучающие новый материал
  2. формирующие умения и навыки
  3.  повторения и контроля знаний.

По типам:

  1.  познавательные,
  2.  ролевые,
  3.  деловые,
  4.  комплексные  игры.

По форме проведения :

  1.  игры - аукционы,
  2.  соревнования на лучшее качество, скорость, количество,
  3. путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций,
  4. имитация событий,
  5. пресс - конференция,
  6.  игры - драматизации, инсценировки,
  7.  поиск решения проблем,
  8. игры - исследования, открытия.

           Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как подержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

          Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируется, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм и  игровым моментам  на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

       Дидактическая игра – это одна из нескольких математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнований. Они не только позволяют проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес  к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Для проведения игры необходимо решить следующие вопросы:

  1. Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.
  2. Целесообразное использование их на разных этапах изучения различного характера математического материала.
  3. Разработка методики проведения дидактических игр с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся.
  4. Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  1. игровой замысел,
  2.  правила,
  3. игровые действия,
  4. познавательное содержание или дидактические задачи,
  5. оборудование,
  6. результат игры.

         Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки.

           Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

          Существенной стороной дидактических игр являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

          Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

         Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактический раздаточный материал.

          Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

         Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру.

       Хотелось бы привести примеры игр, которые я использовала в своей практике.

Примеры дидактических игр.

Игра «Математическое лото - пазлы»

Описание игры.

Игра  используется на уроках закрепления изученного материала, повторения или проверки знаний. Можно работать как в группах, так и индивидуально. Для игры  изготавливаются несколько комплектов карточек с заданиями (в данном наборе – это примеры, можно  уравнения и т.п.) и ответами к ним. Ответы  наносятся на карточках с любым изображением (репродукции известных картин, достопримечательности Родного края, памятники архитек-туры, животные, растения и т.д.).

Учащиеся, решая задания, накрывают ответами  соответствующий пример. Если все выполнено правильно, то они получают  определенное изображение, что позволяет  тут же проверить правильность решения.

Используя  различные по содержанию изображения,  игра дает возможность осуществить   связь математики с другими предметами (краеведение, биология, история и др.).

502-122=

734+204=

37+25=

256+54=

56-13=

26+2,53=

142-22 =

865-06=

178+2=

37-18=

2219 - 213=

47+102=

Цепочка для устного счета.

Найди ошибку.

(72 - х) +53 = 86

72 – х = 53 + 86

72 – х = 139

х = 139 + 72

х = 33

         

         Примером общеклассной игры является урок – сказка. Мой первый опыт проведения такого урока был представлен учителям школы  на открытом уроке. Данный урок основывался на русскую народную сказку «Колобок».

           Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Использование дидактической игры в системе обучения математике в 5-11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между обучением в 1-4 и 5-11 классах.

            В данном выступлении были представлены первые мои находки по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать работать по этой теме, нарабатывать свою методическую копилку и активно использовать в своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии на уроках математики

о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Игровые технологии на уроках математики

Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...

Игровые технологии на уроках математики

Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках  математики"...

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...