УРОК – ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА
методическая разработка на тему

Гусева Татьяна Андреевна

 

   При возрастающем общем образовании подростков уровень культуры и знаний педагога должен идти с с большим опережением, а не с отставанием от уровня специалистов промышленности , сельского хозяйства и транспорта. Чтобы педагог был по своим знаниям на уровне современного развития науки, техники, культуры, он должен постоянно пополнять свои знания, постоянно заниматься самообразованием и учить этому своих учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._chteniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА

   При возрастающем общем образовании подростков уровень культуры и знаний педагога должен идти с с большим опережением, а не с отставанием от уровня специалистов промышленности , сельского хозяйства и транспорта. Чтобы педагог был по своим знаниям на уровне современного развития науки, техники, культуры, он должен постоянно пополнять свои знания, постоянно заниматься самообразованием и учить этому своих учащихся.

   Сейчас в педагогике надо идти по пути – учить учащихся учиться и на занятиях быть не средством передачи информации, а консультантом по добыванию знаний.

    Преподавание есть искусство, творчество, а не ремесло, в этом его главная особенность. Многие  считают наукой , творчеством лишь то, что создается под крышей научного института, это четко и удобно, но ведь настоящий педагог – это всегда ищущий, и все новое в педагогике рождалось всегда в классе или группе благодаря изобретательности педагога.

    У любого искусства, в том числе и педагогического, есть свои законы, принципы, которым тоже можно обучиться , если у тебя имеется склонность к этому искусству.

    Тот, кто сам попробовал искать новое, творить, скорее поймет стремление учащихся к самодеятельности, передаст им известные приемы и навыки. Учащиеся плохо воспринимают словесную педагогику, не подкрепленную личным примером старшего.

В настоящее время широкое распространение получает методика проблемного обучения, когда педагог больше вопрошает, нежели дает ответы. Главным звеном педагогического творчества является подготовка  урока в «учительской лаборатории». Лаборатория педагога в настоящее время – это лаборатория ученого с ее книгами, наглядными пособиями, кино и мультимедийными установками, телевидением и различными методами и приемами обучения. Но главные богатства лаборатории сосредоточены в самом педагоге, в его личности, в его идейной убежденности, гражданственности, эрудиции. культуре, обаянии, состоянии здоровья.

    Постоянный самоанализ своих уроков – непременное условие творческой работы педагога. Озарение, посетившее педагога, когда он изучал  какую – то с учащимися тему и вдруг открыл, как лучше преподнести ее, почти также важно, как и открытие ученого. Творческая деятельность  педагога выражается в методе, но ни  в коей мере не сводится к методу. Педагогу нельзя навязывать метод, Когда мы говорим, что педагог должен быть личностью, мы подчеркиваем и его нравственное право на выбор метода. Зарождение урока начинается с его подготовки.

   Подготовка к уроку, как правило, складывается из следующих этапов:

       - вчитаться и понять раздел программы, который надлежит изучить на данном уроке;

       - изучить внимательно материал этого раздела, темы, урока;

- представить коллектив данной группы, вообразить конкретных учащихся и их поведение;

- сформулировать замысел урока, ответить на вопрос, что необходимо достигнуть в результате урока;

- проанализировать учебный материал данного урока и данного вопроса в данной теме;

- представить психологию данных учащихся, постараться наметить их путь к поставленной цели урока;

- выбрать необходимый метод изложения материала и методический прием, который был бы самым результативным для данного материала и для данных учащихся;

- продумать использование технических средств обучения, когда, какие и в какой мере нужно применять;

- продумать структуру урока и его ход;

- зафиксировать все найденное для выполнения замысла урока в плане или конспекте урока;

- повторить все узловые элементы плана (если нужно, прорепетировать урок);

- проверить себя, все ли продумано и подготовлено для проведения урока.

Сконструировать урок и провести его с максимальной эффективностью – в этом и есть творчество педагога.

ЗАМЫСЕЛ УРОКА

Замысел урока зависит не только от материала программы, но и от времени, когда этот материал изучается. Поэтому, чтобы родился замысел урока, педагогу необходимо внимательно изучить тему и вопросы урока по программе, ознакомиться с объемом материала по этому уроку. Программа обучения – обязательная установленная мера знаний и направленности учебно-воспитательного процесса; ее формулировки предусматривают определенный  уровень знаний всех учащихся. Программа – государственной важности документ. Просматривать изучаемый материал необходимо не только потому, что время «не то» и ты сам «не тот», но потому, что каждый год учащиеся «не те».

Педагог, анализируя содержание изучаемого материала по данной теме, определяет дидактические цели и дидактические задачи урока,  вынашивает конкретные замыслы по стержневым вопросам.

    Замысел урока складывается из следующих элементов:

 - осмысливание материала, установленного программой;

 - соотношение этого материала с задачами воспитания и развития, с уровнем развития учащихся данного года обучения;

 - соотношение материала и контингента группы с собственным духовным состоянием, рабочим и жизненным опытом;

 -  соотношение материала с конкретной группой и психологией отдельных учащихся;

 - соотношение материала с наличием и возможностью использования технических средств обучения.

После анализа содержания материала и соотношения его с группой и с собой необходимо перейти к разработке замысла

РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА

Разработка замысла должна прежде всего основываться на достижениях педагогики и психологии, на достижениях науки и техники.

    В современных условиях одним из ведущих методов является гармоническое сочетание проблемного обучения с объяснительно-иллюстративным.

При разработке замысла педагог должен изыскать возможности поставить учащегося в позиции не объекта, а субъекта обучения, активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи, то есть не только дать учащемуся определенный объем знаний, а главное – научить его правильно мыслить, правильно разбираться в фактах, явлениях, событиях, научить учиться, научить видеть красоту жизни и красоту познания.

   Центр, главный узел замысла урока – выбор методических приемов изучения нового материала, расположение их в определенной последовательности с возможностью использования технических средств обучения и подготовка педагогического слова, то есть конструирование изложения материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ УРОКА

Метод обучения является системой действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность учащегося, которая устойчиво ведет к усвоению содержания изучаемого материала. Педагог должен искать разнообразные формы построения урока, которые побуждали бы учащихся к активной, самостоятельной познавательной деятельности.

Педагог всегда должен помнить, что для учащегося учебный процесс вполне сравним с методами научного исследования. По мере своего развития и учебы в учебном заведении учащиеся постепенно овладевают и начинают использовать в своей работе такие общие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, гипотеза, эксперимент, аналогия, моделирование.

Для педагога учебный процесс – творческий интеллектуальный процесс, в котором он выполняет две взаимосвязанные функции. Первая заключается в организации учебного процесса и руководстве познавательной деятельностью учащихся, вторая – в передаче знаний, умений, навыков и норм поведения. Выполняя обе эти  функции, педагог творчески и только творчески использует различные методы работы.

Мода на методические приемы, на определенную структуру урока приводит к тому, что одни, старые схемы, заменяются другими, новыми схемами. Стандартизация подготовки урока, механический набор «модных» методических приемов – это часто фальсификация творчества, подделка, которая непременно оборачивается формализмом на самом уроке.

Методику нельзя взять напрокат. Методику надо знать,  изучать, но не для того, чтобы внедрять. Не внедрение методов необходимо, а информация о них.

Урок – педагогическое произведение, в создании которого педагог выступает творцом, а не исполнителем чьей-то указки. В этом величайшее достоинство и личная ответственность педагога. Но творчески работающий педагог знает, что он не свободен от педагогической логики, от педагогической целесообразности, от дидактических принципов. Именно ими педагог выверяет правильность выбора метода обучения.

Метод зависит от целей обучения и способов усвоения знаний учащимися.

Приобретение знаний – это получение ощущений, восприятий, представлений, их сравнение, анализ, синтез и другие операции, которым они подвергаются со стороны мышления.

    Знание – воспринятая, осознанная и зафиксированная в памяти личности информация об объектах действительности, которую человек способен применять на практике в сходных и новых, творческих ситуациях. Восприятие и осмысление учащимися информации зависит во многом от выбранного метода обучения. При изложении учебного материала педагог должен применять такие методы, которые взаимосвязаны с выбранными им для учащихся методами познания. Таким образом, методы изложения учебного материала зависят от методов познания и определяются ими.

В понятие «методы обучения» включают 5 взаимосвязанных и взаимообусловленных групп методов:

- методы изложения учебного материала педагогом;

- методы познания учащимися учебного материала;

- методы активизации познания;

- методы организации познавательной деятельности учащихся и руководства ею;

- методы педагогического планирования и подготовки учебного процесса педагогом.

Каждый из первых 4-х групп по роду работы педагога и учащихся можно классифицировать на 3 вида методов обучения:

- словесный метод (рассказ, беседа, лекция, работа с учебником, прослушивание звукозаписи и радио);

- наглядный метод (демонстрация изучаемых объектов, опытов, приемов работы, кинофильмов, телепередач, самостоятельные наблюдения);

- практический метод (упражнения, творческие работы, лабораторные работы, самостоятельные опыты и эксперименты);

Методы восприятия знаний учащимися учебного материала включают в себя 4 типа:

- информационно-рецептивный;

- исследовательский;

- эвристический;

- репродуктивный.

Исходя из этого,  вырисовывается определенная система обучения.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

- доступность;

- связь с практикой;

- воспитывающее обучение;

- систематичность и последовательность;

- наглядность;

- сознательность и наглядность;

- прочность знаний.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать общим педагогическим правилам, и одним из признаков хорошего урока является четкость его структуры.

Для того чтобы подготовить по-настоящему эффективный урок, педагогу необходимо овладеть искусством перевоплощения, т. е. педагог должен на время занять место учащегося в учебном процессе и их мыслью, чувствами воспринять все что произойдет на уроке, посмотреть на учебный материал глазами учащихся. Педагог не может провести полноценный урок, не представляя психологию учащихся, обучаемых и воспитуемых им на этом  уроке .

Обладая искусством перевоплощения, педагог, в этом  случае, может более оптимально наметить меры для того, чтобы повысить результативность методов и приемов обучения и воспитания.

Педагог при проведении урока должен уметь управлять эмоциями как отдельных учащихся, так и чувствами учащихся всей группы. Умея оперативно менять тональность урока, педагог должен предусматривать возможность отрицательных эмоций  и уметь, при их появлении, произвести эмоциональную разрядку, т. е. сделать интересную вставку (событие, факты, случай и т. д.) или применить уместную и умную шутку.

   Готовясь к уроку, педагог должен заранее продумать те элементы урока, которые могут вызвать утомление или нежелательные эмоции, и быть готовым разрядить их.

При изложении материала необходимо следить, чтобы интонация, мимика, жесты соответствовали логике изложения, это прежде всего вызывает у учащихся интерес, положительное отношение к материалу и привлекает их к умственной работе.

   Понимание педагогом чувств учащихся, умелое и методически оправданное использование разнообразных средств управления эмоциональным настроем учащихся, своевременный и умелый контроль за собственными чувствами – гарантирует должный эмоциональный эффект урока.

   Причинами неудачного управления эмоциональным настроем учащихся могут быть: непонятная речь, контактирование с одним или несколькими учащимися в течение всего урока, чрезмерная форсированность или затянутость отдельных элементов урока, неподготовленное изложение материала, несоответствие между формой подачи материала и его содержанием (чрезмерное употребление высоких слов, что приводит к их обесцениванию).

СЛОВО ПЕДАГОГА

Даже при самом интенсивном внедрении технических средств обучения в учебный процесс слово педагога всегда остается незаменимой, могучей силой просвещения.

   Подготовка не только того, что будет сказано педагогом на уроке, но и как – в какой мере, в каком ритме, в какой интонации, готовится и продумывается при разработке конспекта или плана урока.

   Недостатками при изложении материала являются: недостаточная последовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословность, неумение четко сформулировать выдвигаемое положение, неумение отделить следствие от исходного положения.

  Педагог в своем изложении может идти от частного к общему или от общего к частному, но при этом четко расчленяет основные звенья излагаемого материала, закрепляет их отдельными выводами, обеспечивающими усвоение целого.

  Система изложения материала на уроке должна включать в себя выдвинутые положения и аргументы .

Конструируя свой рассказ, педагог должен заботиться о соразмерности отдельных частей материала, вступления, главной части и заключения.

  Требования к устному изложению материала сводятся к следующему:

- изложение строится в строгом соответствии с требованиями всех дидактических принципов;

- факты в изложении подбираются в строгом соответствии содержанию;

- изложение должно быть четким, а выводы и обобщения доказательными,

- изложение должно быть эмоциональным;

- речь преподавателя должна быть грамотной, ясной и доступной для учащихся;

- излагаемый материал учащиеся должны не только прослушать, но и записать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

Конкурс:"Творчество педагога-организатора".

Мероприятия поставленные внеурочное время....

Доклад по теме "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога"

Для повышения качественных изменений в образовательной практике необходимо работать на успешную мотивацию, а для этого важно начинать урок с создания ситуации успеха для каждого обучающегося. Учитыват...

Домашняя работа учащихся по музыке как объект профессионального творчества педагога

Виды домашних заданий по музыке 1.                 Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают муз...

конструирование уроков на основе принципов информационного воздействия как критерии качества творчества педагога

Тезаурус Новый подход к учению необычен, ведь в основу конструирования урока  положены: Тезаурус (от греч. θησαυρоς — сокровище) — особая разновидность словарей, в которых указаны семан...

Приказ Об итогах окружного этапа Xlфестиваля художественного творчества педагогов дополнительного образования «Признание»

Об итогах окружного этапафестиваля художественноготворчества педагогов дополнительногообразования «Признание»...