Интегрированный урок сегодня
материал по теме

Володина Галина Анатольевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД    Интегрированный урок сегодня

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

2 СЛАЙД    Что же такое интеграция предметов?

Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить математику как с физикой, так и с химией,  с информатикой и даже и литературой.

3 СЛАЙД   В чём преимущества интегрированных уроков?

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся

Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

4 СЛАЙД   Решаемые задачи

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

  1. повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;
  2. рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  3. организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  4. показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

5 СЛАЙД    Есть три уровня интеграции:

  1.     внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
  2.      межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
  3.      транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

6 СЛАЙД    Закономерности интегрированных уроков: 

  1. весь урок подчинён авторскому замыслу,
  2. урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  3. урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
  4. этапы и компоненты урока находятся  в логико- структурной зависимости,
  5. отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

7 СЛАЙД  Типы и формы интегрированных уроков

Урок  усвоение новых знаний

формы организации обучения:

  1. лекции,
  2. беседы,
  3. конференции,
  4. семинары,
  5.  комбинированные уроки.

Урок должен охватывать большой теоретический материал смежных курсов.

На таких уроках рационально использовать

самостоятельную работу детей с научно-популярной, справочной литературой, составление таблиц, транспарантов.

 Новый материал в течение урока ребята  сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из ранее известного на основе ассоциативного мышления.

8 СЛАЙД    Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

  1.     ролевые и деловые игры;
  2.     практикумы;
  3.     уроки защиты проектов;
  4.     путешествие;
  5.     экскурсия;
  6.     урок творческого поиска
  7. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность.
  8. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

9 СЛАЙД   Урок творческого поиска

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы, информацию для ответа на вопрос , дополнительные сведения по данной теме.

Методы поиска  должны быть предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях.

Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

10 Слайд    Тип урока: урок повторения,
систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности

интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  1.     повторительно-обобщающий урок;
  2.     диспут;
  3.     игра (КВН, счастливый случай, поле чудес, конкурс, викторина);
  4.     театрализованный урок        (урок-суд);
  5.     урок-совершенствование;
  6.     заключительная конференция;
  7.     заключительная экскурсия;
  8.     обзорная лекция;
  9.     обзорная конференция;
  10.     урок-беседа.

 

11 СЛАЙД  Урок повторения и обобщения

Урок повторения и обобщения может использоваться при возможности генерализации материала смежных дисциплин вокруг одной цели, совмещения тем повторения и закрепления знаний, умений и навыков по различным предметам на одном уроке или параллельных уроках

12 СЛАЙД   Тип урока: урок  контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно,

но для обстоятельного контроля конструируются

специальные уроки.

  1. Формы урока: урок-зачет;
  2.     викторина;
  3.     конкурсы;
  4.     смотр знаний;
  5.     защита творческих  работ, проектов;
  1.     творческий отчет;
  2.      выпуск газет

 такие уроки требуют особого сотрудничества  учителей предметников по составлению  заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний,  их и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире

13 СЛАЙД    Урок – издание газеты или научного альманаха.

Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определениям темы.

 Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха.

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.

Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион

14 СЛАЙД  Этапы разработки и  подготовки интегрированных уроков

Первым этапом данной работы является:

  1.  изучение и согласование учебных программ по предметам;
  2.  рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам ,
  3.  выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием

Учебные программы  необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем; обсудить  и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения; для этого необходимы взаимные консультации учителей.  

Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока или интегрированного курса.

15 СЛАЙД   Второй этап

  1. Выбор формы интегрированного урока.
  2. Составление плана урока,
  3. Определение методов контроля и оценки школьниками методов и средств обучения.

 Особое внимание уделяется взаимодействию  содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока.  При составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

 Каждый учитель готовит свою часть урока с учетом выделенного времени (презентацию для учеников; раздаточный материал; задания для урока; вопросы для самопроверки и т.д.), а затем весь собранный материал объединяют в единое целое. 

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Один из предметов может доминировать, а значит, являться ведущим.

Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей

16 СЛАЙД    Третий этап

  1. следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;
  2.  продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;
  3.  заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.

Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированный урок английского языка и информатики в 8- Б классе по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today")

Интегрированный уроканглийского языка и информатикив 8- Б классе по теме"Экология сегодня" ("Ecology Today")...

«ЭНЕРГЕТИКА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» Интегрированный урок физики и экологии.

Бурно развивающаяся  экономика на рубеже XXI векатребует всё больших энергетических затрат. Когда-то казавшиесянеистощимыми, такие источники, как нефть, газ иссякаютбуквально на наших глазах. Осв...

Школьный семинар-практикум "Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения"

Школьный семинар-практикум "Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ «Женский вопрос: вчера, сегодня, завтра»

Интегрированный урок предназначен для учащихся 10-11 классов, на данном уроке рассмотрено положение и роль женщины на протяжении нескольких столетий....

Интегрированный урок (история, обществознание, литература) по теме "Российское общество вчера и сегодня"

Интегрированный урок  объединяет содержание нескольких родственных предметов. Такое объединение позволяет решать большее количество задач за короткое время....

Мастер-класс по теме: «Урок сегодня. Моделирование урока в свете новых ФГОС»

Создание модели  современного урока в свете новых ФГОС с использованием активных методов обучения на примере урока литературы в 7 классе. Тема урока: «Публицистический очерк «Земля ро...