Филлипс – тест: Изучение школьной тревоги младших подростков.
материал по теме

Михайлова Ксения Степановна

Филлипс – тест: Изучение школьной тревоги младших подростков.

Филипс – тест появился на российском психодиагностическом рынке недавно, не совсем законным путем, и вызвал у профессионалов неоднозначную реакцию. Это длинный тест (58 вопросов), занимающий около 15-20 минут при групповом проведении и диктовке вопросов вслух. Его вопросы сформулированы в «клинической» традиции, то есть содержат негативное утверждение, симптом. Система ответов примитивна: «да» и «нет». Многие вопросы вызывают смех, а некоторые так и просто содержат два утверждения, а не одно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_trevozhnost.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филлипс – тест: Изучение школьной тревоги младших подростков.

Филипс – тест появился на российском психодиагностическом рынке недавно, не совсем законным путем, и вызвал у профессионалов неоднозначную реакцию. Это длинный тест (58 вопросов), занимающий около 15-20 минут при групповом проведении и диктовке вопросов вслух. Его вопросы сформулированы в «клинической» традиции, то есть содержат негативное утверждение, симптом. Система ответов примитивна: «да» и «нет». Многие вопросы вызывают смех, а некоторые так и просто содержат два утверждения, а не одно.

Но, при всем при том, тест дает уникальную информацию об эмоциональном состоянии ребенка в школе, позволяет выявить зоны наибольшего эмоционального неблагополучия, соотнести школьную тревогу с личностной тревожностью. На его результаты можно с доверием опереться при работе с подростком и его окружением.

Как уже было сказано, тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Дети часто возражают против такой категоричной формы. Постарайтесь их уговорить.

При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-«, то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.

При обработке подсчитывается:

Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если больше 75% - о высокой тревожности. Данные по тесту в целом, как показывает практика, хорошо соотносятся с показателями тревожности проективных методик, в частности – методики «Несуществующее животное». Есть основания считать, что показатель высокой тревожности (более 75%) свидетельствует об эмоциональном состоянии личности в целом.

Число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае.

Текст опросника.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопросы учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым уважением?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение товарищей те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя внимания?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые раньше хорошо знал?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Дадим краткую содержательную характеристику каждого фактора:

  1. Общая тревожность в школе – обычное эмоциональное состояние ребенка в школе. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.
  2. Переживания социального стресса – в данном случае тест фиксирует то эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее информативно и значимо, чем единичный случай высокой тревожности, приходящийся именно на этот фактор.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижениях высоких результатов. Интересно, что в классах, обучавшихся в начальной школе по системе Занкова, значительно реже выражен этот показатель, чем в «обычных» классах.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания возникают у ребенка в ситуациях, предполагающих самораскрытие, предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей. Судя по всему, это один из самых типичных, культурно заданных страхов для наших детей от Якутска до Калининграда. Встречается очень часто. Если высокие показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которая провоцирует развитие страха самовыражения.
  5. Страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, учебных возможностей. Типично для неуспешных школьников. В остальных случаях является важным симптомом эмоционального неблагополучия. В массовом проявлении отражает некоторую педагогическую традицию, которую не мешало бы изменить.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – тревожная ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Еще один «культурный» страх, если принимать в расчет его чрезвычайную распространенность в школах России. Встречается в массовом порядке. Важен не столько для индивидуальных психологических диагнозов, сколько для консультирования педагогов.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды. Можно сказать, что это индивидуальная неприспособленность к неприятностям. Встречается не очень часто (2-3 ребенка на класс), но каждый случай требует отдельного глубокого анализа, прежде всего с точки зрения причин такой низкой толерантности. Их выявление позволяет оберегать ребенка от травмирующих его ситуаций.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Этот показатель важен в процессе консультирования педагогов, он отражает особенности системы отношений взрослых и детей в школе. Менее информативен для неуспешных в учебе школьников.

Таким образом, Филипс-тест дает информацию, важную для выявления индивидуальных особенностей статуса школьников, состояния отношений в системе «учитель – ученик», характеристики общей педагогической ситуации в школе.

Весь материал, необходимый для проведения, интерпретации и представления данных по тесту, приведен ниже. Работа окажется действительно благодарной и возместит затраты в том случае, если вы не ограничитесь формальным численным анализом данных, а поразмышляете над показателями, сравните их со своими наблюдениями, поищите не только внутренние психологические, но и социально-педагогические причины полученных результатов.

Факторы

№ п/п

Название

№№ вопросов

1

Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 56, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 58. Е= 22

2

Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. Е= 11

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43. Е=13.

4

Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45. Е=6.

5

Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26. Е=6.

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22. Е=5.

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28. Е=5.

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 44, 47. Е=7.

Ключ к вопросам

1 (-)

2 (-)

3 (-)

4 (-)

5 (-)

6 (-)

7 (-)

8 (-)

9 (-)

10 (-)

11 (+)

12 (-)

13 (-)

14 (-)

15 (-)

16 (-)

17 (-)

18 (-)

19 (-)

20 (+)

21 (-)

22 (+)

23 (-)

24 (+)

25 (+)

26 (-)

27 (-)

28 (-)

29 (-)

30 (+)

31 (-)

32 (-)

33 (-)

34 (-)

35 (+)

36 (+)

37 (-)

38 (+)

39 (+)

40 (-)

41 (+)

42 (-)

43 (+)

44 (+)

45 (-)

46 (-)

47 (-)

48 (-)

49 (-)

50 (-)

51 (-)

52 (-)

53 (-)

54 (-)

55 (-)

56 (-)

57 (-)

58 (-)

Сводная ведомость по результатам обследования

Класс _________________________________________________________________

Дата проведения обследования ____________________________________________

Индивидуальные результаты ______________________________________________

Фамилия ученика

Тест в целом

1 фактор

2

фактор

3

фактор

4

фактор

5

фактор

6

фактор

7

фактор

8

фактор

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание: в столбце 1 фиксируется число несовпадений по каждому фактору, столбце 2 – уровень тревожности: меньше 50% (А), больше 50%, но меньше 70% (Б), больше 70% (В) по каждому из факторов и тесту в целом.

Сводные показатели

Показатели тревожности

Количество учащихся

Процентный показатель

Уровень А

Уровень Б

Уровень В

Уровень А

Уровень Б

Уровень В

В целом по тесту

Общая тревожность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков

Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков...

Изучение особенностей коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития

В настоящее время развитие коммуникативных навыков – важнейший компонент формирования личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ГЕРОИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ГЕРОИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ Актуальность: В сознании большинства младших подростков снижается воспитательное влияние культуры...