Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"
методическая разработка

Устинкин Сергей Владимирович

В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ  СПО    «Агротехникум с. Инякино»

Шиловского района  Рязанской области

Методическая разработка

Мастер п/о     Устинкин С. В.

2010 г.

Содержание.

Введение.                                                                                        ……….1

1. Основные задачи мастера производственного обучения.      ……….2

2. Подготовка автомобиля к эксплуатации.                                ……….4

3. Содержание обучения индивидуальному вождению.            ………5    

4. Приложение №1.                                                                        ……….9

Заключение.                                                                                   ……….10

Введение.

В условиях перехода страны на рыночную экономику успеха, добиваются те отрасли народного хозяйства, где упор делается на качество производимой продукции, что делает ее конкурентно способной как внутреннем рынке, так и на международном. Поэтому основным направлением в районе профессионально-технических учебных заведений является обеспечение качества подготовки квалифицированных рабочих. Только при условии успешной реализации этой проблемы возможно дальнейшее их укрепление и развитие.

        На реализацию проблемы качества подготовки квалифицированных рабочих оказывают влияние значительное количество факторов и условий, определяющим из которых является уровень постановки учебного процесса, на службу которому фактически и работают все звенья современного профессионально-технического учебного заведения. Только при условии высокого качества учебного процесса, прежде всего процесса производственного обучения, возможна качественная подготовка квалифицированных рабочих.

        Эффективность процесса производственного обучения в решающей степени определяется уровнем профессионального мастерства мастера производственного обучения, являющегося основным учителем профессии будущих квалифицированных рабочих.

        Процесс подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах включает две относительно самостоятельные части: теоретическое и производственное обучение.

        Теоретическое обучение включает изучение учащимися общеобразовательных, общественных, общетехнических и специальных предметов. Оно имеет целью сформулировать у учащихся систему знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и для дальнейшего повышения производственной квалификации.

        Основная цель общетехнических предметов – изучение принципов, лежащих в основе работы различных систем и механизмов изучаемых машин; свойств основных материалов, правила технического обслуживания и эксплуатации изучаемых машин.

        Цель изучения специальных предметов – приобретение учащимися знаний применительно к определенной профессии. Их изучение способствует формированию у учащихся способности решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии.

        Специальные предметы по содержанию и месту в учебном процессе тесно связаны с производственным обучением. Изучение их спланировано таким образом, чтобы учащиеся проходили производственное обучение, имея необходимые теоретические знания, т.е. чтобы теория опережала практику.

        Основное назначение производственного обучения – подготовить учащихся – будущих квалифицированных рабочих – к непосредственному осуществлению деятельности в области определенной профессии, сформировать необходимые профессиональные учения и навыки.

        Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практически умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

        Специфической особенность. процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях (учебные мастерские, учебные лаборатории, тренажеры, полигоны и т.д.) и в реальных дорожных условиях, применительно к той профессии, которой я обучаю.

-1-

1. Основные задачи мастера производственного обучения.

        Деятельность мастера производственного обучения, как инженерно-педагогического работника профессионально-технического училища направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профессии, как мастера производственного обучения, заключается в подготовке водителей автомобилей категорий «С» и «В». Статистика показывает, что 60-70% дорожно-транспортных происшествий вызвано неправильными действиями (ошибками) водителя, как элемента системы «водитель – автомобиль – дорога» (ВАД), 20-30% обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями и 10-15%- отклонениями в техническом состоянии автомобиля, т.е. наиболее слабым и ненадежным звеном в системе ВАД является водитель.

        Надежность же водителя во многом определяется уровнем его подготовки и профессионального мастерства. Одним из основных компонентом подготовки водителей является обучение их умению правильно действовать в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС). Сложившаяся в настоящее время система подготовки водителей в нашей стране пока не обеспечивает качественного обучения, необходимого для безопасного управления автомобилем. Основной причиной такого положения, на мой взгляд, является недостаточное влияние при обучении водителей вопросам практического формирования у них навыков и умения правильной организации восприятия, оценки и прогнозирования ДТС, принятие наиболее безопасных решений по управлению автомобилем и их эффективной реализации. Восполнение такого серьезного пробела в профессиональной подготовке осуществляется уже самим водителем за счет накопления опыта ценой проб и ошибок в течение довольно большого промежутка времени.

        Безопасность вождения автомобиля в различных дорожных условиях может быть достигнута при условии правильного использования его основных эксплуатационных свойств, которые непосредственно связаны с движением и в той или иной степени определяют закономерности этого движения. К таким основным эксплуатационным свойствам автомобиля относятся: динамичность, устойчивость, проходимость, управляемость, плавность хода, топливная экономичность. Перечисленные свойства могут по разному проявляться в зависимости от сочетания дорожных, климатических и других факторов, определяющих в совокупности условия экспуатации автомобиля.

        Главными факторами, которые  могут значительно изменить эксплуатационные свойства автомобиля, являются: его техническое состояние, окружающие дорожные и климатические условия, в которых используется автомобиль, опыт и квалификация водителя. Профессиональные навыки и субъективные особенности каждого человека, управляющего автомобилем, имеют решающее значение в безопасном использовании всех возможностей автомобиля. Для предотвращения ДТТ следует больше внимания уделять качеству подготовки водителей, повышению профессиональных навыков вождения, научить водителей мастерски управлять автомобилем в различных условиях дорожной обстановки, усилить контроль за качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их техническое стояние при выходе в рейс и по возвращению в парк.

        Вместе с тем безопасность движения следует рассматривать не как самоцель, а в неразрывной связи с наиболее полным и эффективным использованием эксплуатационных свойств автомобиля. В связи с этим водителю  необходимо знать основные теоретические положения автомобиля (действие внешних сил на автомобиль при заносе, торможении, преодолении крупных подъемов, спусков и т.п.), а также иметь твердые практические навыки в грамотном правлении автомобилем в различных дорожно-климатических условиях и наиболее рациональным использованием его эксплуатационных возможностей.

        Грамотные водители своим мастерством вождения и добросовестным отношением

                                                                         -2-

в автомобилю добиваются безопасного вождения, повышенных межремонтных пробегов,

значительной экономии горючего, смазочных и эксплуатационных материалов, а также увеличения срока службы шин, аккумуляторных батарей. Опыт работы показывает, что постоянная техническая исправность, безотказная и безопасная работа автомобиля в различных климатических и дорожных условиях обеспечиваются качественной проверкой его технического состояния и своевременным устранением обнаруженных неисправностей. В своей практике обучения будущих водителей большое внимание уделяю такому вопросу, как (внимание) подготовка автомобиля эксплуатации. При этом стараюсь использовать теоретические знания, полученные ими в процессе

 изучения предметов «Эксплуатация автомобилей» и «Устройство автомобилей», применительно к конкретной марке автомобиля УАЗ – 31512, который я использую для обучения. Перечень операция для подготовки автомобиля представляю в форме таблицы.

 

-3-

2. Подготовка автомобиля к эксплуатации.

Перечень основных работ

Виды операций

Подготовка к рейсу

Ежедневное техническое обслуживание:

а) мойка автомобиля

б) проверочно-крепежные работы

в) регулировочные и заправочные работы

Контрольный осмотр

1. Внимательно осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии повреждений, …… топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей.

2. Протереть номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения и сигнализации.

3. Проверить состояние и крепление рулевых тяг. сошки рулевого механизма, свободный ход рулевого колеса.

4. Проверить давление воздуха в шинах колес и их крепление.

5. Проверить заправку двигателя охлаждающей жидкость. и маслом, наличие топлива в баках, при необходимости дозаправить до нормы.

6. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях.

7. Проверить свободный ход педалей сцепления и тормоза, уровень тормозной жидкости в накопительных бачках главных цилиндров привода сцепления и тормозов.

8. Пустить двигатель, прослушать его работу на разных режимах и убедиться в отсутствии перебоев стуков, ненормальных шумов, течки масла, охлаждающей жидкости, топлива.

9. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового стекла.

10. Проверить на ходу работу сцепления, рабочей и стояночной тормозных систем, коробки передач и раздаточной коробки, рулевого управления.

11. Проверить комплектность водительского инструмента.

Проверка автомобиля в движении.

Убедиться в исправной работе всех систем и механизмов автомобиля после их окончательного прогрева до рабочей температуры.

        -4-


3. Содержание обучения индивидуальному вождению.

        В нашем техникуме проводится подготовка водителей по программе «В - С». При этом для групп водителей с 4-х месячным сроком обучения программа предусматривает 20 часов индивидуального вождения на каждого ученика, а в группах с 3-х годичным сроком обучения – 10 часов. В связи с этим подходом к обучению вождению должен быть дифференцированным, т.е. необходимо учитывать: имеет ученик навыки управления транспортными средствами, или обучение начинать с элементарных операций. Но в любом случае в процессе обучения считаю необходимым отрабатывать следующие разделы:

1. Посадка водителя за рулем.

2. Приемы действия органами управления.

3. Пуск и остановка двигателя.

4. Меры безопасности при пуске двигателя.

5. Трогание с места и переключение передач.

6. Движение на поворотах и разворотах.

7. Остановка автомобиля и стоянка.

8. Скорость движения и дистанция.

9. Движение в ограниченных проездах.

10. Обгон и встречный разъезд.

11. Вождение на улицах с небольшим движением.

12. Вождение на улицах с интенсивным движением.

13. Движение на площади.

14. Движение на автомагистралях.

15. Проезд железнодорожных переездов.

        Правильна посадка водителя за рулем имеет важное значение для безаварийной работы. При правильной посадке обеспечивается хороший обзор дороги, удобство пользования органами управления, наименьшая утомляемость водителя. Для этой цели к конструкции отечественных автомобилей предусмотрены регулировки сиденья водителя как по высоте, так и по наклону спинки передних сидений и по расстоянию от органов управления, а также регулировки положения зеркал заднего вида.

        При отработке второго раздела применяю индивидуальный подход к каждому ученику. Учащиеся с 3-х годичным сроком обучения уже имеют предварительные навыки управления тракторами и комбайнами, и в основном обучены правилам управления педалями сцепления, тормоза и подачи топлива. Поэтому обучение этого контингента учащихся сводится к знакомству с органами управления автомобиля УАЗ и контрольными приборами, средствами сигнализации. При обучении водителей с 4-х месячным сроком обучения приходится больше внимания и времени уделять правильному выполнению приемов правильному управлению автомобилем. При этом стараюсь использовать знания, которые учащиеся получили в процессе изучения теоретического курса. Такой подход побуждает учащихся к добросовестному изучению специальных предметов, так как они убеждаются во взаимосвязи теории с практикой.

        Действия водителей при пуске и остановке карбюраторного двигателя различаются в зависимости от температуры окружающей среды (воздуха). Используя теоретические знания учащихся, выясняю факторы, которые необходимо учитывать при пуске двигателя в холодное время года. А затем практически на автомобиле показываю действие водителя, облегчающие запуск двигателя. Обращаю внимание учащихся на то, что правильный запуск двигателя и подготовке автомобиля к движению значительно увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Трогание с места отрабатываю ни на ровной дороге, так и на подъеме. При этом обращаю внимание ученика на то, что при трогании с места следует обязательно уступить дорогу любому другому уже движущемуся транспортному средству, не создавая ему помех. Чтобы выработать правильные приемы пользования

        -5-

коробкой переедая и раздаточной коробки, необходимо иметь четкое представление о явлениях, происходящих в них. Правильное переключение передачи зависит от выбора передачи, соответствующей условиям движения и умения в необходимый момент ее легко и бесшумно включить. Отработка переключения передач проводится в двух направлениях: с низшей на высшую и наоборот. Обращаю внимание учащихся на то, что не следует прикладывать к рычагу переключения больших усилий, а также переключаться рывком. Правильные действия при переключении значительно продлевают срок службы трансмиссии.

        Водителю как-то приходится изменять направление движения автомобиля. Поэтому для обеспечения требуемой безопасности необходимо усвоить основные приемы выполнения различных поворотов и разворотов. При повороте автомобиля в любых условиях требуется повышенная осмотрительность, осторожность и постоянное наблюдение за дорогой в направлении намечаемого движения и сзади с обязательным использованием зеркал заднего вида. Разворот рекомендую производить по возможности без применения заднего хода. Если ширина проезжей части недостаточна и  развернуться за один маневр не удается, разворот выполняется в несколько приемов.

        Остановка и стоянка автомобиля производится в соответствии с правилами дорожного движения. Приучаю учащихся к правильным действиям после остановка: перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Затянуть ручкой тормоз и включить указатель поворота и зажигание. Для надежности закрепления автомобиля но стоянке включить первую передачу или передачу заднего хода, а в темное время суток, при плохой видимости включить габаритные или стояночные огни. Скорость движения автомобиля выбирается водителем от вида, ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий, наличие пешеходов на проезжей части или около, перевозимого груза, технического состояния автомобиля. Одним из главных качеств водителя считаю умение выбирать необходимую скорость движения в соответствии с дорожными условиями. Поэтому при отработке большинства упражнений фиксирую внимание учащегося на выборе скорости  и соблюдении дистанции, особенно при движении по дорогам с большой интенсивностью.

        Такой раздел, как движение в ограниченных проездах, отрабатываю на автодроме. Постепенно усложняю задание, добиваясь, чтобы ученик мог выезжать из ворот передним и задним ходом с последующим разворотом.

        Обгон является наиболее сложным и опасным маневром. Безопасный обгон требует от водителя хорошего газометра, умного расчета и строгого выполнения правил обгона. Особенно опасен обгон на дорогах с небольшой шириной проезжей части, когда для его выполнения приходится выезжать на встречную полосу, что может помешать нормальному встречному движению.

        К отработке этого задания приступаю убедившись в том, что ученик грамотно ведет автомобиль по прямой, правильно маневрирует, не глядя на рычаги управления, умело и вовремя включает и выключает сигналы поворота. Имеет некоторые особенности и встречный разъезд.

         При встречном разъезде водитель должен перестроиться вправо настолько, насколько это позволяет ширина проезжей части, наличие других участников движения. Если встречный разъезд затруднен, водитель на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.

        После усвоения учащимся правил движения по дороге перехожу к  вождению с различной интенсивностью движения. В основном использую вождение по улицам р.п. Шилово. На  этом этапе обучения включаю и такие элементы, как движение на площади и проезд железнодорожных переездов. При отработке этих элементов требую от учащихся четких знаний по правилам дорожного движения и грамотного их использование в практическом вождении. Выполнение всех перечисленных разделов обучения позволяет

                                                                  -6-

готовить водителей, способных к самостоятельной работе после окончания техникума.

        Программа обучения индивидуальному вождению предусматривает 23 упражнения. На вождение легкового автомобиля отводится 20 часов. Как правило учащиеся приступают к вождению легкового автомобиля после того, как получили определенные навыки вождения грузового автомобиля. Для этого составляется график выхода учащихся на учебное вождение, в котором предусмотрена эта последовательность.

        На заседании методической комиссии принято решение: из 23-х упражнений, предусмотренных программой, на легковом автомобиле отрабатывать основных 6 упражнений.

        Для этого составляю тематический план на 6 основных упражнений (Приложение №1)

        На каждое упражнение составляю поурочный план.

        В качестве примера предлагаю развернутый план урока по отработке упражнения №7.

Упражнение №7

Тема занятия:       Движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке.

                              Приемы плавного торможения.

Цель занятия:       Обучить учащегося правильным действиям при переключении передач,

                              умению своевременно выбирать момент переключения и правильно тор-

                              мозить. Воспитывать у ученика чувство бережного отношение к автомо-

                              билю – гарантии его безотказной работы.

Оборудование:    Автомобиль УАЗ-31512

Время занятий:   2 часа

Место занятий:   Автодром

I. Вводный инструктаж – 5 минут

1. Проверить внешний вид учащегося, его готовность к занятиям, наличие индивидуальной книжки по вождению, объявить номер, тему и цели упражнения.

2. Проверить знания учащегося по правилам трогания с места, посадка за рулем. Ознакомить с правилами техники безопасности при отработке упражнения.

3. Проверить знания ученика по правилам дорожного движения.

II. Текущий инструктаж

1. Объяснить и показать последовательность перехода с низкой передачи на высшую. При этом обратить внимание ученика на необходимость двойного выключения сцепления и выдержки рычага КПП в нейтральном положении.

2. Объяснить и показать плавную остановку автомобиля с помощью педали рабочего тормоза. При этом обратить внимание ученика на последовательность действий: выключить сцепление, плавно нажать на педаль тормоза, а после остановке автомобиля перевести рычаг КПП в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления.

3. Самостоятельная тренировка ученика в управлении. Контроль за действиями учащегося и своевременная корректировка его действий, выявление и исправления ошибок.

III. Заключительный инструктаж

1. Дать контрольное занятие по самостоятельному выполнению упражнение с оценкой. Выявить допущенные ошибки, их причины и способы устранения.

2. Объявить оценку, подвести итоги занятия, расписаться в книжке по учету вождения автомобиля.

3. Объявить тему следующего упражнения и домашнее задание по ПДД в соответствии с темой.

                                                                           -7-

        При обучении учитываю предварительную подготовку ученика. В зависимости от этого различное время уделяю самостоятельной работе учащихся. Слабо подготовленному учащемуся требуется уделять большое влияние, большее времени для объяснения и демонстрации, а также для контроля за его действиями.

-8-

Приложение №1

Тематический план отработки основных упражнений по вождению автомобиля УАЗ-31512

№ упр

Тема упражнения

Время в часах

Оборудование

Место проведения

7.

Движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке. Приемы плавного торможения.

2

Учетный автомобиль УАЗ-31512

Автодром

8.

Движение по прямой с изменением скорости. Переключение передач в нисходящем порядке. Приемы экстренного торможения.

2

УАЗ-31512

Автодром

9.

Движение на различных передачах

2

УАЗ-31512

Автодром

16.

Вождение в сложных дорожных условиях

2

УАЗ-31512

Автодром

19.

Вождение по дороги с небольшим движением

6

УАЗ-31512

Маршрут

20.

Вождение по дорогам с двухрядным движением

6

УАЗ-31512

Маршрут

-9-

Заключение.

        Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер.

        Если ученик видит, что тот человек, который его учит, является настоящим специалистом в своем деле – успех обучения на половину обеспечен. Учащийся имеет перед собой цель – научиться работать так же, как мастер.

        По изложенной выше методике провожу занятие уже в течение 4-х лет.

        За эти годы не было ни одного отрицательного результата при сдаче вождения на легковом автомобиле. По мере возможности стараюсь поддерживать связь со своими бывшими учениками и после окончания ими училища. Многие из них повышают свою квалификацию, имеют свидетельства на право управления всеми вида транспортных средств, сами стали инструкторами по вождению.

        

                                                                   -10-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для мастеров производственного обучения

Успешная социальная адаптация подростков при переходе на новую ступень образования...

Занятие производственного обучения по профессии «Сварщик»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:Сборка и сварка декоративных ограждений с прутка 12мм     Тема программы: Комплексные работы.  Самостоятельное выполнение работ электрогазосварщика 3 разряда....

Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Приготовление бутербродов"

В разработке представлена история происхождения бутербродов, виды, способы украшения и подачи. Материалы можно использовать не только для проведения открытого урока, но и во внеклассной работе. Красоч...

Методическая разработка урока по производственному обучению «Документальное оформление операций по учету движения наличных денег в кассе»

Отработка навыков заполнения кассовых документов: приходный ордер, расходный  ордер, платежная ведомость, кассовая книга....

Использование уровневого обучения на занятиях производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования».

Использование уровневого обучения на занятиях производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования»....